2 июня 2022 года на ЦИПР-2022 прошла стратегическая сессия «Цифровая трансформация госкорпораций: как стимулировать разработку собственных решений?»
Во вступительном слове Евгений Ковнир, генеральный директор АНО «Цифровая экономика», отметил, что еще 10–15 лет назад мы жили в парадигме вендор-интегратор-заказчик, где у каждого участника была своя роль: вендор производил софт / железо, интегратор собирал для заказчика решение под конкретное техническое задание; далее это решение эксплуатировалось заказчиком, и на смену ему приходило новое ПО той же схеме. Сейчас же, вследствие цифровой трансформации, практически у всех компаний парадигма меняется.
Он добавил, что это особенно характерно для тех, кто сделал ставку на новые цифровые платформенные модели. Заказчик сам выполняет функции разработчика и даже иногда выступает вендором. На рынке многие называют это «инсорсинг», иногда он более эффективен экономически, а также бережет время.
Максим Паршин, замглавы Минцифры России, рассказал о планах цифровой трансформации на 2022 год:
«Мы предлагаем те показатели, которыми руководствовались в диалоге с госкомпаниями закрепить нормативно, а именно увеличить расходы на ИТ в 2 раза, расходы на ИКТ, включая инфраструктуру — в 1,5 раза, как минимум 80 % совокупной доли российского ПО и не более 30 % инсорса, т. е. 70 % — это внешний софт с лицензией и работой компаний, не входящих в холдинги.
Кроме того, мы предлагаем установить критерии, по которым софт, разработанный внутри, т. е. инсорс, также должен монетизироваться на рынке».
Елена Морозова, руководитель цифровой трансформации АО «Почта России», в своем выступлении отметила, что решения, представленные на рынке, и российские, и иностранные, не учитывают специфику компании и требуют значительной доработки. В некоторых случаях оказывается быстрее и проще собственное решение на базе опенсорса, чем пытаться доработать готовую разработку под собственные потребности. Либо же необходимое ПО отсутствует на рынке.
«Возьмем, например, среду совместной работы. Сейчас на рынке нет решения, которое удовлетворяло бы нашим запросам, особенно в части устойчивости к высоким нагрузкам. А то, что есть, нельзя масштабировать под размеры «Почты», потому что оно больше подходит для МСП. В других случаях проще работать с коробочным решением, доводя его до оптимального состояния. Самый яркий пример — ERP-системы. Кроме двух-трех крупнейших госкорпораций вряд ли кто-то сможет сделать это исключительно силами in-house разработки».
Алексей Волостнов, Strategy Partners, представил статистику, касающуюся цифровой трансформации госкомпаний.
«Цифровая трансформация в 2020 году затронула от 30 % до 57 % госкомпаний, на конец 2021 года еще не все стратегии цифровой трансформации были утверждены из-за управленческих барьеров. Цели по импортозамещению не были достигнуты государственными компаниями в 2021 году, но планируемые мероприятия позволят перевыполнить цель в 2024».
Но Екатерина Солнцева, директор по цифровизации госкорпорации «Росатом», отметила, что в госкорпорации в значительной степени произведено импортозамещение и его доля составляла в 2021 году 65 %.
«У "Росатома" много разработок. Наш цифровой портфель включает более 70 продуктов, это и инфраструктурные решения, начиная от системы опорных ЦОДов при атомных станциях, и огромный пласт цифровых продуктов направленных на поддержку проектируемых сооружений», — рассказала Екатерина Солнцева.
Фото - АНО "Цифровая экономика"