На базе аналитического центра при Правительстве РФ прошел VII ежегодный форум «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация». На мероприятии рассматривались вопросы развития логистики и транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики, сообщает пресс-служба министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики.
В частности, директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов рассказал о системе АрктикЛабс, разработанной Восточным центром государственного планирования.
Цифровой сервис используется для прогнозирования грузопотока по Северному морскому пути (СМП). «ФАНУ «Востокгосплан» совместно с компанией «Росатом» прогнозируют и пересчитывают грузовые потоки по СМП, определяя узкие места, потребность в судах и инфраструктуре.
АрктикЛабс представляет собой единую статистическую и информационно-аналитическую платформу для мониторинга управления социально-экономическим развитием Арктической зоны России.
В модели АрктикЛабс есть шесть разделов: регионы, добыча, транспортная отрасль, судостроение, порты, экология. Параметры системы включают 133 показателя в сумме по всем разделам. В каждом разделе – определенный набор показателей. Например, в части транспорта дается детальная информация по каждому судну или производственному объекту на каждый день расчетного периода, сводные показатели по объектам помесячно, интегральные по перевозкам различных видов грузов по СМП. Результаты экспортируются в базу данных «Арктика» и используются в разных целях: для анализа инвестиционных проектов и программ целевого развития территорий Арктической зоны РФ, для определения «узких мест» в инфраструктуре, включая ледокольное обеспечение, для выработки предложений по устойчивому развитию и оценке влияния на экологию региона.
Система создана на базе российского программного обеспечения – компанией AnyLogic Company, что особенно ценно в сложившихся обстоятельствах. Разработчиками была собрана масштабная база данных, включающая информацию о более чем 800 судах, всех портах Арктической зоны России, маршрутах, объектах инфраструктуры.
Уже сейчас она охватывает деятельность 13 ключевых проектов (по преимуществу ориентированных на добычу и экспорт энергоносителей), 635 компаний, 107 населенных пунктов, 853 судна (из которых 492 потенциально могут ходить по СМП в будущем), 319 моделей судов (из них 187 с потенциалом арктического использования), 96 морских и наземных маршрутов, 46 портов и 997 причалов, в том числе европейские и азиатские порты, имеющие отношение к функционированию северной магистрали.
По словам Михаила Кузнецова, сейчас происходит переориентация грузовых потоков, поэтому появляются новые требования к качеству логистики и работе пропускных пунктов, инфраструктуре дальневосточных портов. Из-за этого возникает множество вопросов - и на них система АрктикЛабс способна дать ответ.
«Современные цифровые технологии можно эффективно применять для синхронизации возможностей всех участников логистики - грузоотправителей, перевозчиков, приемщиков, чтобы получить максимальный эффект для жителей и государства», – подчеркнул Михаил Кузнецов.
Фото - сайт министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики