На сертификацию установленных на ОТИ и ТС технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) предполагается ввести мораторий до 1 января 2020 года. Об это сообщил заместитель министра транспорта РФ Николай Захряпин в ходе выступления на конференции «Актуальные вопросы транспортной (авиационной) безопасности в сфере воздушного транспорта», прошедшей 8 февраля 2018 года на площадке форума NAIS 2018.
Обязательная сертификация ТСОТБ установлена федеральным законом №16 «О транспортной безопасности», собственно требования к функциональным характеристикам оборудования и порядок сертификации регулирует постановление Правительства РФ №969.
Замминистра отметил необходимость приблизить нормы законодательства в области сертификации к реальности и рассказал, что в начале 2018 года Минтрансом и Комитетом Государственной Думы РФ по транспорту и строительству было достигнуто понимание относительно проекта поправок в 16-ФЗ. Предложение о введении моратория стало частью этой работы. В данный момент проект поправок внесен в Правительство РФ для проверки перед вторым чтением в Государственной Думе.
«Хотелось бы, чтобы работа была завершена в весеннюю сессию и в том ключе, в котором мы договорились», сказал Николай Захряпин.
Замминистра назвал критику высокой стоимости сертификационных процедур вполне обоснованной. Решить проблему, по его мнению, смогут рыночные механизмы:
«Коллеги, хотелось бы проинформировать вас, что федеральные органы не регламентируют процесс ценообразования на сертификацию. Поэтому мы с вами, конечно, эту озабоченность должны высказывать и предлагать какие-то приемлемые, рабочие механизмы, позволяющие кардинально изменить ситуацию. На мой взгляд, эффективным инструментом решения может стать внедрение конкуренции, аккредитация большего числа испытательных лабораторий».
Николай Захряпин также добавил, что задача государственных органов состоит в обеспечении прозрачности ценообразования. По его словам, данный вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях межведомственной рабочей группы с участием всех федеральных органов по сертификации.
«Эта задача решается в увязке с совершенствованием нормативно-правовой базы, самого постановления Правительства РФ №969. В настоящее время поступило достаточно много предложений по внесению изменений в данный нормативно-правовой акт. В феврале они будут обобщены и дополнительно рассмотрены на заседании межведомственной рабочей группы, а затем предложены вашему вниманию для обсуждения. Безусловно, здесь надо найти решения, которые позволят существенно снизить затраты на сертификацию технических средств», обратился замминистра к представителям воздушного транспорта и поставщикам рынка систем безопасности.