Департамент безопасности автотранспорта АО «ГЛОНАСС» провёл предварительную оценку бортового оборудования эксплуатируемых транспортных средств и обнаружил серьёзные уязвимости в системах защиты электробусов и грузовиков, задействованных в перевозке опасных грузов.
Выявленные бреши в кибербезопасности позволяют злоумышленникам дистанционно воздействовать на критические системы транспортных средств, включая батарейные модули, тормозные механизмы и рулевое управление.
Характер выявленных уязвимостей
Владимир Педанов, возглавляющий направление кибербезопасности транспортных средств в АО «ГЛОНАСС», сообщил, что потенциальным киберугрозам подвержены все транспортные средства, выпущенные после 2007 года. Особую группу риска составляют автомобили, оснащённые программно-определяемыми функциями ADAS — системами помощи водителю, интегрирующими множество электронных компонентов и датчиков.
Исследование бортовых систем электробусов продемонстрировало возможность несанкционированного доступа к трафику данных электронного блока управления. При дистанционном подключении к ЭБУ злоумышленник получает возможность передавать ложную информацию о температуре аккумуляторной батареи. Система управления, получая искажённые данные о переохлаждении, активирует принудительный нагрев батарейного модуля.
Целенаправленное изменение температурного режима тяговых аккумуляторов способно спровоцировать их возгорание.
Аналогичные риски идентифицированы в отношении систем торможения и рулевого управления. Компрометация электронных блоков, отвечающих за данные функции, создаёт угрозу внезапной потери контроля над транспортным средством в процессе движения.
Эксперимент по оценке масштабов угрозы
Для комплексной оценки распространённости выявленных уязвимостей и разработки методов противодействия инициирован масштабный эксперимент с участием ведущих отраслевых организаций. В исследовании задействованы научно-производственное предприятие «Гамма», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), АО «ГЛОНАСС» и другие профильные структуры.
Экспериментальная программа рассчитана до середины 2026 года и предусматривает тестирование транспортных средств на устойчивость к кибератакам. Полученные результаты лягут в основу формирования нормативно-правовой базы, регламентирующей требования к кибербезопасности автомобильного транспорта в Российской Федерации.
Ранее RUБЕЖ писал, что в России появится центр обнаружения и ликвидации кибератак на транспорт.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© freepik.com


