/ /

Метро, собаки и «Новичок»: о чём говорили на конференции по транспортной безопасности

Метро, собаки и «Новичок»: о чём говорили на конференции по транспортной безопасности

21 марта 2025, 17:30    399

Реклама. Ассоциация «Профессиональное Сообщество Транспортной Безопасности Дальнего Востока». ИНН 2540284738. erid:2VtzqvBR2KJ

13–14 марта 2025 года в Казани состоялась конференция «Актуальные вопросы обеспечения транспортной безопасности. Реалии и перспективы. Диалог с экспертом 2025». Участники обсудили ключевые вызовы и предложения в области транспортной безопасности, включая финансовые, технические и организационные аспекты.

Финансовая нагрузка на СТИ

Заместитель начальника отдела транспортной безопасности МУП «Метроэлектротранс» г. Казани Дамир Гарифзянов обратил внимание на высокие затраты, связанные с выполнением требований транспортной безопасности. По его словам, только закупка сертифицированного оборудования для 11 станций казанского метро обойдётся в 1,3 миллиарда рублей. При этом дополнительные расходы на монтаж, пусконаладочные работы и досмотровое оборудование увеличат эту сумму как минимум в 1,8 раза.

Кроме того, с 1 января 2025 года вступило в силу Постановление Правительства № 1875 “О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Предприятия должны закупать оборудование только у поставщиков, включённых в реестр Минпромторга.

— Разница в цене по некоторым позициям достигает одного, полутора или даже двух раз, — отметил Гарифзянов. — Мы уже столкнулись с ситуацией, когда оборудование есть в реестре, но его цена в два раза выше, чем на рынке, а альтернативы нет. Нас уже три раза вызывали в ФАС. Теперь мы думаем: покупать или вообще ничего не делать?.

Новые угрозы и вызовы

Руководитель отдела маркетинга ООО «Модус» Вадим Прохоров обратил внимание на эволюцию угроз в области транспортной безопасности. Он отметил, что после событий 11 сентября 2001 года мир сделал значительный шаг вперёд в обеспечении безопасности, внедрив интроскопы, рамки металлодетекторов и другие технические средства. Однако, по его словам, современные риски стали более изощрёнными и сложными для обнаружения.

— Сегодня потенциальный террорист может использовать не кустарные устройства, а обычные предметы, которые легко пронести через контроль. Например, бутылка с водой может содержать опасные химические или биологические вещества, — подчеркнул Прохоров.

Он также отметил, что будущее терроризма, вероятно, будет связано именно с химией и биологией, так как такие вещества проще скрыть и доставить на объект.

Модернизация ЕГИС ОТБ

Руководитель направления по транспортной безопасности АО «Арктикморнефтегазразведка» Максим Лаврухин предложил усовершенствовать Единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Он считает, что создание личных кабинетов для каждого субъекта транспортной инфраструктуры позволит повысить прозрачность и эффективность контроля. В таких кабинетах ответственные лица смогут указывать актуальную информацию о сотрудниках, наличии технических средств и сообщать сведения о защищаемых объектах и транспортных средствах.

По мнению Лаврухина, эти изменения не только оптимизируют процессы планирования и реализации мер безопасности, но и позволят оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации. Кроме того, данные из ЕГИС ОТБ помогут Минтрансу анализировать эффективность действующего законодательства и своевременно вносить в него коррективы.

Человеческий фактор в обеспечении безопасности

Заместитель директора научно-учебного центра «Абинтех» Андрей Нечунаев обратил внимание на важность человеческого фактора в системах транспортной безопасности. В качестве примера он привёл опыт израильской авиакомпании El Al, у которой, по его словам, самая сильная система безопасности в мире.

— В El Al говорят, что им не нужны технические средства досмотра. Они учат своих сотрудников визуально определять, опасен человек или нет. И у них действительно есть успехи, потому что они используют специальные методики. Некоторыми из этих методик они готовы поделиться с нами, — отметил Нечунаев.

Эксперт пояснил, что израильская система безопасности основана на глубоком анализе поведения пассажиров и профайлинге. Однако такой подход требует значительных финансовых вложений, как было в  Израиле.

— У нас считается, что чем больше железа и колючей проволоки, тем безопаснее объект. Но ключевое звено — это человек, который работает с оборудованием и принимает решения, — подчеркнул Нечунаев.

Кино как урок: психологические аспекты безопасности

Модератор конференции Алексей Аладьин предложил обратить внимание на фильм «Ручная кладь», где террористы берут в заложники семью инспектора досмотра и вынуждают его пропустить опасный груз. Этот фильм показывает, как давление на сотрудника может поставить под угрозу всю систему безопасности и заставляет задуматься о том, как важно учитывать не только технические, но и психологические факторы при обеспечении безопасности.

Проблемы использования служебных собак в транспортной безопасности

Сотрудник транспортной безопасности питерского метрополитена, присутствовавший на конференции, поделился сложностями, связанными с использованием служебных собак на объектах транспортной инфраструктуры. Он обратил внимание на противоречия в трактовке нормативных документов.

— Есть постановление правительства № 128, согласно которому субъект имеет право использовать собак при проведения досмотрам. Значит, у меня нет обязанности наличия этих собак, — пояснил он. — Однако Ространснадзор интерпретирует это иначе: вы имеете право использовать собак. Значит, у вас собака должна быть. То есть вы имеете право её использовать или не использовать, но наличие собаки определено законом.

При этом ГУП "Петербургский метрополитен" в рамках проверки предлагает заводить собак на территории электродепо. Ространснадзор говорит: нет, мы вас не обязываем наличие своих собак. У вас есть сторонняя организация, которая защищает вас в депо и с ними нужно заключить договор в практике того, что у них будут собаки. И их собак вы будете использовать на электродепо и на всех объектах метрополитена.

Ситуация усложняется из-за постановления правительства № 628, которое строго регламентирует использование служебных собак. Согласно документу, за каждым сотрудником досмотра должна быть закреплена одна конкретная собака.

— Если собака не закреплена за сотрудником, её нельзя использовать, — отметил представитель метрополитена. — Кроме того, одна собака может работать не более 20 минут подряд. Значит у нас на следующий досмотр должна быть другая собака. Через 4 часа мы имеем право использовать другую собаку. В сутках 24 часа. Делим на 4 и получаем то количества собак, которые нам необходимо на одного сотрудника. А ведь есть ещё и смена сотрудников.

Шаги к устойчивой системе безопасности

Конференция в Казани подтвердила, что транспортная безопасность — это сложный пазл, где каждая деталь имеет значение: от технических средств и законодательных норм до человеческого фактора и психологической подготовки сотрудников. Однако, как показали выступления, многие вопросы требуют скоординированных действий на уровне государства, бизнеса и экспертного сообщества.

Свежее

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
total time: 0.9347 s
queries: 270 (0.5580 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.