В Ассоциации отметили, что российский рынок, как и глобальный, отличается высокими темпами роста. Так, Мировой рынок БАС вырастет с 34,82 млрд долларов в 2024 до 61,08 млрд долларов в 2028 году при среднегодовом темпе роста (CAGR) в 15,8% по данным исследования «UAV Drone Global Market» Research and Markets. К 2032 году он может достигнуть объема 100,4 млрд долларов. Среднегодовой темп роста составит 14,9% по данным отчета «Global Unmanned Aircraft Systems Market 2024–2033» Custom market Insight.
В Ассоциации «АЭРОНЕКСТ» считают, что российский гражданский рынок БАС на отрезке 7 лет (2017-2024 гг.) растет со среднегодовым темпом до 38% и достигнет порядка 280 млрд рублей к 2030 г. в оптимистичном сценарии или порядка 70 млрд руб. в консервативном варианте развития.
Драйверами роста станут:
- Цифровизация бизнеса;
- Развитие электронной коммерции;
- Повышение автономности;
- Дронификация СВО.
Сегодня на рынке БАС ведут деятельность порядка 220 компаний, 160 из которых активно участвуют в госзакупках. При этом:
- 42% компаний занимаются разработкой и производством БАС.
- 21% оказывают услуги с применением беспилотных авиасистем.
Также авторы исследования разделили компании по виду деятельности:
43% - разработка беспилотников;
21% -эксплуатация БАС;
10% - создание компонентов;
7% - образовательная деятельность;
6% - разработка полезных нагрузок
2% - разработка систем защиты от БПЛА.
Большая часть организаций совмещают сразу несколько видов деятельности. На рынке в единичном числе представлены компании, которые в чистом виде выполняют только одну конкретную функцию, за исключением образовательных организаций.
Кроме того, в исследовании рассмотрены основные сегменты рынка БАС.
Свыше 50% беспилотных авиасистем предназначены для сбора данных и мониторинга, 23% - нацелены на аэрологистику. Рост разработок для внесения веществ до 5%.
Распределение выручки в компаниях выглядит следующим образом: 57% от продаж гражданских БАС, 43% - от реализации услуг с применением БАС.
Также в исследовании перечисляются основные барьеры для развития отрасли:
- Экономический. Низкий спрос на приобретение БАС у коммерческих заказчиков негативным образом влияет на серийность изготавливаемых продуктов, в результате чего их отпускная цена не снижается.
- Технологический. К числу ключевых и системных технологических барьеров по-прежнему относятся нерешенные задачи интеграции беспилотных и пилотируемых воздушных судов в общем, особенно неконтролируемом воздушном пространстве.
- Нормативные барьеры.
Фото - freepik.com