/ /

Стали известны главные тренды 2023 года цифровой трансформации транспортной отрасли России

Стали известны главные тренды 2023 года цифровой трансформации транспортной отрасли России

19 декабря 2023, 14:07    3201

Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» подготовила исследование «Цифровая трансформация транспортно-логистической отрасли России: тренды, вызовы, решения, технологии».

Как отмечается в отчете, сегодня транспортная индустрия отрасль демонстрирует наибольшие темпы цифровой трансформации почти наравне с финансовым сектором, телеком-отраслью и ритейлом.

Транспортный комплекс в короткие сроки адаптировался к новым экономическим условиям во многом благодаря гибкости транспортно-логистической отрасли, в основе которой лежит высокий уровень цифровой зрелости.

По ряду направлений Россия занимает лидирующие мировые позиции: беспилотный транспорт всех видов, цифровизация железных дорог, ИТС городских агломераций (Москва), агрегаторы такси, каршеринг. В современных условиях и с учетом импортозамещения это формирует высокий экспортный потенциал.

Эксперты Ассоциации считают, что импортозамещение стал одним из основных трендов.  А ключевым драйвером являются государственные решения в целях технологического суверенитета.

Помимо широкого перечня мер поддержки ИТ-сферы, основным механизмом летом 2022 года были определены индустриальные центры компетенций (ИЦК) в отраслях, в т. ч. четыре на транспорте, лидерами которых стали ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», АО «Международный аэропорт Шереметьево», ФГУП «Росморпорт», реализующие 18 отраслевых проектов импортозамещения.

Кибербезопасность и защита данных – еще один из трендов и одновременно вызов для транспортной отрасли.

В 2022 году кибербезопасность обрела особую актуальность на фоне роста кибератак. Изменился их характер и источник: от одиночек и групп хулиганов к организованным группировкам, имеющим поддержку недружественных государств. При этом объекты транспортной отрасли составляют существенную часть государственного списка критической информационной инфраструктуры (КИИ).

Летом 2023 года объявлено о создании в России первой облачной платформы кибербезопасности автомобилей, включая государственный центр обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на транспортные средства.

Внедрение цифровых решений требует развития цифровых компетенций широкого круга сотрудников: работа с данными, дизайн-мышление, информационная безопасность. Поэтому еще одной тенденцией стало развитие IT-компетенций транспортных компаний.

Например, на базе корпоративных центров развития персонала (например, корпоративный университет РЖД) открылись специальные курсы, также реализуются совместные проекты с образовательными учреждениями (например, «Почта России» с «Университетом 2035»).

В 2022 году ситуация с доступностью специалистов ИТ/цифровых специальностей противоречива: уход с рынка западных ИТ-компаний против оттока из страны специалистов уровней middle/ senior. В целом дефицит цифровых кадров сохраняется до сих пор. Нехватка специалистов в области информационных технологий станет трендом и 2024 года.

Внедрение электронного документооборота в грузовых перевозках стало также драйвером цифровизации транспортной отрасли.

Крупные российские грузоотправители и перевозчики широко используют электронные документы В2В. Например, РЖД создала автоматизированную систему «Электронная транспортная накладная» (АС «Этран»).

Драйвер развития — перевод электронных перевозочных документов в юридически значимый (для государства и третьих лиц) вид, что позволит:

- упростить организацию мультимодальных перевозок,

- реализовать цифровые сервисы (например, страхование, смарт-контракты),

z внедрить новые бизнес-модели (например, электронные торговые площадки).

С сентября 2022 года запущена ГИС ЭПД, которая на конец 2023 года реализует 6 видов документов для автомобильных перевозок, но уже в юридически значимом виде.

Все более широкий масштаб принимает внедрение биометрии на транспорте.

Технологии доказали свою готовность, но в каждом случае важна экономическая целесообразность с учетом сохранности персональных данных и кибербезопасности.

Примеры проектов: система биометрической оплаты в метро Москвы, доступ в зону безопасности и контроль при посадке в аэропортах Шереметьево, Домодедово, Храброво, Толмачево. Технологии биометрии для входа в метрополитен в 2024 году планируется начать внедрять еще в шести городах России.

Государство также способствует развитию сервисов на базе биометрии в транспортной отрасли. В 2018 году создана государственная «Единая биометрическая система», в 2022 году принят закон о биометрических данных.

Автоматизация дорожного движения с помощью внедрения ИТС в городских агломерациях – также была названа одной из тенденций цифровизации отечественного транспортного комплекса.

Развитие «умных дорог» позволяет вести мониторинг потоков (камеры, датчики интенсивности, распознавание номеров, выявление аварийных ситуаций), управлять системой общественного транспорта  городскими парковками, системами эксплуатации дорог (мониторинг состояния дорожного полотна, управление очисткой и освещением) и многое другое.

Ключевой драйвер развития ИТС - национальный проект «Безопасные качественные дороги». ИТС Москвы — наиболее развитая ИТС городской агломерации в России и один из мировых лидеров. Как считает авторы исследования, опыт столицы необходимо переносить в другие регионы.

В заключении в отчете даются условия успешной реализации всех цифровых отраслевых трендов:

  1. Сценарий Win-Win — совпадение интересов всех участников: потребителей транспортно-логистических услуг, перевозчиков, государства.
  2. Эффективные действия государства — в каждом из трендов высока роль государства: совершенствование регулирования, меры поддержки и стимулирования, создание государственного сегмента цифровых решений.

Согласно прогнозам экспертов Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», ряд новых трендов проявят себя в ближайшие годы. Расширятся практики государственного управления отраслью на основе существующих и вновь создаваемых источников данных о грузоперевозках и пассажиропотоках, государственные данные и сервисы на их основе станут доступны для национального бизнеса. Международная цифровая интеграция станет необходимым условием для трансграничных грузовых перевозок и переориентации транспортных коридоров. Цифровизация междугородних автобусных перевозок позволит реорганизовать этот сегмент и привлечь льготных пассажиров.

Электронные перевозочные документы и платформы цифровизации пассажирских перевозок (MaaS) — два мега-тренда следующих лет, создающие базис для реализации остальных цифровых инициатив. Поддержка Правительством России, Минтрансом России, лидерами отрасли этих мега-трендов — оптимальный путь к ускорению и повышению эффективности цифровой трансформации отрасли. В 2023 году на базе двух мега-трендов начали формироваться две платформы национального уровня. В грузовых перевозках – национальная транспортно-логистическая платформа (на базе ГИС ЭПД), в пассажирских - цифровая платформа мониторинга перевозок пассажиров городским общественным транспортом (на базе лучших российских цифровых пассажирских решений).

Полностью отчет доступен по ссылке - Скачать Pdf

Фото - freepik.com

Свежее

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.7839 s
queries: 269 (0.4387 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.