/ /

Международные грузоперевозки и логистика: всеобщий хаос

Международные грузоперевозки и логистика: всеобщий хаос

06 апреля 2022, 15:07    8158

Грузоперевозки — отрасль, которую «лихорадит» уже на протяжении достаточно долгого времени. Логистика, и без того серьёзно пострадавшая от коронавируса, теперь нарушается ещё и вследствие санкций, принятых в отношении России. Какие основные сложности существуют в настоящий момент, чего от них ожидать и как с ними справляться?

Текст: Дарья Лысенко

Недавнее прошлое и настоящее

Всё началось с коронавируса, серьёзно ударившего по финансовой составляющей бизнеса. Следом в игру вступило ужесточение законодательства по весовому контролю и совпавшие с ним по времени рост тарифов «Платона» и удорожание платных дорог.

В середине минувшего февраля, по мнению экспертов, на рынке грузоперевозок сформировался дефицит транспорта, причиной которому — всё тот же затянувшийся кризис микрокомпонентов и, соответственно, недостаточные темпы производства новых машин. И, наконец, никуда не делись логистические ограничения, сохранявшиеся в течение двух последних лет. А в последние 3 недели к внушительному спектру существовавших проблем прибавились и сложности иного характера. События на Украине стали отправной точкой как для новых трудностей в логистике, так и для пересмотра старых партнёрских отношений.

Грузоперевозки между Россией и Евросоюзом

Если в начале марта специалисты отмечали, что объём грузоперевозок пока держится на прежнем уровне, то 14 марта 2022 года на латвийском телевидении прозвучала информация о том, что объём автотранспортных грузоперевозок в Россию существенно сокращается. Об этом заявил председатель правления Автотранспортной дирекции Латвии Кристиан Годиньш. По его словам, на минувшей неделе по сравнению с первой мартовской семидневкой количество разрешений на перевозку грузов в Россию уменьшилось на 33%, и такая тенденция, скорее всего, будет продолжаться. Кроме того, на границе с Россией при выезде в Латвию грузоперевозчики вынуждены простаивать в очереди по 10–12 дней в Терехово и по 8–10 дней в Гребнево.

Представители транспортной компании «Вендор Карго» отмечают при этом, что границы из Евросоюза в Россию работают в штатном режиме (однако перед отправкой машины всевозможные вопросы лучше продумать и согласовать заранее).

Одной из серьёзных проблем сейчас становится нехватка автомобилей. Её причины заключаются как в нежелании отечественных водителей выходить в международные рейсы из-за страха за свою безопасность, так и в неуверенности иностранных партнёров.

«Многие зарубежные перевозчики отказываются работать либо просят полную предоплату, поскольку бояться не увидеть от нас денег в связи с отключением России от SWIFT и санкциями, наложенными на российские банки», — рассказывает в беседе с Business FM владелица ООО «Вендор Карго» Екатерина Лазуткина.

Кроме того, сложным моментом может стать даже не сама перевозка товара, а его отгрузка и получение. По словам г-жи Лазуткиной, многие товары — например, комплектующие, запчасти, технологическое оборудование — сейчас находятся в списке санкционных, и фабрики не могут отгружать их, пока не получат другое распоряжение. Поэтому приостанавливаться могут даже уже достигнутые договорённости.

Международная логистика нарушена: в чём проблема?

В текущей ситуации можно выделить 3 главных проблемы, ставших следствием санкций:

  • контракты на перевозку грузов вынужденно ставятся на паузу, поскольку приостанавливаются сами поставки;
  • нарушена логистика, затруднено трансграничное перемещение грузов;
  • сложности с оплатой, валютой и любыми финансовыми операциями.

Все три аспекта тесно переплетаются друг с другом, но последний, пожалуй, влияет на происходящее сильнее всего — причём сразу по нескольким направлениям.

Вышедший 28 февраля указ Президента России об обязательной продаже иностранной валюты в размере 80% ставит экспедиторов в сложное положение, поскольку они должны отправлять валютную выручку партнёрам за границу.

Непросто приходится и самим водителям. Российские карты больше не работают за рубежом, с покупкой иностранных денег внутри России всё сложно, а наличные рубли для других государств не представляют ценности и интереса. Для того чтобы обменять их на общепринятую валюту, приходится сначала покупать, к примеру, польские злотые, а уже на них приобретать евро. И здесь вопрос не только в сложности такого многоступенчатого процесса, но и в его невыгодности: со всеми комиссионными расходами 1 евро в итоге обходится примерно в 200 рублей. Причём проблема с оплатой не ограничивается пределами Старого Света. Актуальна она и в работе со странами Азии.

Грузоперевозки и логистика: какое будущее?

Тот факт, что сложности с логистикой начались не сегодня и не вчера, а присутствовали на протяжении практически двух лет, дал России возможность в некотором роде к ним адаптироваться. Впрочем, адаптация возможна лишь тогда, когда ясна картина происходящего, а именно с этим сейчас возникают проблемы.

Пожалуй, главная сложность любого прогнозирования на сегодняшний день заключается в том, что оно зависит от множества сложно предсказуемых факторов. Среди них — и геополитическая составляющая, и связанные с ней экономические санкции, и индивидуальное видение отдельных компаний относительно работы с Россией.

Полную картину происходящего с международными грузоперевозками сейчас составить практически невозможно: слишком стремительно меняются вводные данные, слишком сильно все они связаны между собой.

В условиях, когда крупнейшие океанские линии объявляют о полной или частичной приостановке обслуживания российских маршрутов, доставка груза определённо ляжет «на колёса» наземного транспорта. Но это приведёт к неминуемому удорожанию процесса, а заодно — к большей загрузке дорог. И здесь уже государство должно взять на себя определённые обязательства, причём не только относительно мер финансовой поддержки или сдерживания стремительно растущих цен, но и относительно разработки новых маршрутов.

С подобной инициативой выступил губернатор Ростовской области, граничащей с Украиной. Кроме создания новых маршрутов, он предложил Правительству РФ отыграть назад принятое 1 февраля решение о повышение тарифа системы «Платон» для грузовых автомобилей и увеличить объемы субсидий, выдаваемых на компенсацию транспортных расходов. Определённые меры должны будут принять и банковские системы. Другими словами, с течением времени ситуация имеет шансы стабилизироваться. Конечно, в течение этого самого времени легко и просто не будет, а может быть, не будет и после — но сейчас остаётся только надеяться на лучшее, готовиться к худшему, собирать информацию и держать руку на пульсе.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 1.0382 s
queries: 259 (0.5746 s)
memory: 12 288 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.