Вот уже пять лет эксперты Group-IB Digital Risk Protection традиционно оценивают оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя: в 2017 году он достигал 1,7 млрд рублей, в 2018 году уже 2,1 млрд руб, в 2019 и 2020 годах остановился на отметке 2,5 млрд рублей. В 2021 году теневой рынок вновь пошел в рост —2,75 млрд рублей. Это на 266 млн рублей больше, чем годом ранее. Причиной стали как подросшие цены на алкоголь на 2,46%, так и популярность в период пандемии дистанционных онлайн-покупок.
Так, в уходящем году количество запросов в поисковике Яндекс «купить алкоголь с доставкой» с января по ноябрь превысило 108 000 — по сравнению с предыдущим годом рост почти в 2 раза.
Несмотря на то, что в России доставка алкогольной продукции официально запрещена, эксперты Group-IB обнаружили в интернете в 2021 году около 3 000 онлайн-площадок для реализации спиртных напитков, в том числе контрабандного и поступившего в продажу без уплаты налогов.
Главным алкомаркетом в этом году стал мессенджер Telegram — эксперты Digital Risk Protection обнаружили около 130 алкоканалов (в 2020 году их было всего 50) с суммарным числом подписчиков около 750 000 (было—160 000). Сюда же входят различные чат-боты — их обнаружено не менее 15 — по доставке алкогольной продукции и каналы, продающие «комплектующие» для кустарного изготовления алкоголя — спирт, тару, крышки, пробки и этикетки.
Фото - pexels.com