Околофутбола

25 августа 2018, 02:20    527

В субботний день корреспондент журнала RUБЕЖ выехал в подмосковные Химки. Ему предстояло посетить матч принципиальных соперников — команд ЦСКА и «Зенит» — и лично убедиться, как на стадионе «Арена Химки» обеспечивают безопасность не только системы наблюдения и сканирующие устройства, но и живые люди, а иногда даже животные.

Паркуюсь у стадиона, пытаюсь унять волнение. С одной стороны, сегодня на поле выйдут мои любимые армейцы, с другой — надо постараться быть беспристрастным и написать, не отвлекаясь на игру, о работе полиции, с которой у самого бывали разногласия на подобных матчах.

Связываюсь с представителем пресс-службы МВД Марией Ратниковой, и уже она представляет меня командиру полка полиции, которому сегодня предстоит следить за порядком и пресекать возможные бесчинства футбольных хулиганов. По большому счету, это и есть его работа.

Майор Андрей Петрович просит не называть фамилию, но обещает поделиться секретами работников правопорядка. В ожидании построения рассказывает о технологии усмирения беспорядков на матчах.

 — Если во время матча возникла потасовка на трибунах, — говорит майор, — сначала необходимо блокировать ту группу, которая является инициатором беспорядков, то есть непосредственно самих дерущихся, и отсечь их от основной массы людей.

Для этого сотрудников полиции экипируют дубинками ПР-73, щитами, касками-шлемами с забралом, защитными жилетами, наколенниками и нарукавниками. А дальше строй полицейских вклинивается в толпу, как бы разрезая ее на две части, и отсекает дерущихся от остальной массы, постепенно оттесняя их, например, к забору стадиона или к стене здания.

Одновременно несколько групп оперативного реагирования врываются в толпу дерущихся и изымают из нее по два-три человека, быстро уводя или унося их от места драки к автозаку, который будет уже предусмотрительно подогнан на максимально близкое расстояние.

Пока полицейские собираются на общее построение, на котором должны получить последние инструкции, Андрей Петрович успевает договорить:

 — Главное для нас в такой ситуации — не дать продолжиться драке и выплеснуться этой неуправляемой массе на улицы города, поэтому кольцо блокады такой толпы устанавливается незамедлительно с использованием как живой силы, так и специального транспорта.

А в это время группы быстрого реагирования начинают вычленять из дерущейся толпы наиболее активных и проводить их эвакуацию в ближайший автозак. После переклички по отделениям полицейских разбили на группы и распределили по объектам.  

Часть состава отправили ко входу на стадион, первому барьеру досмотра, других — к металлоискателям, остальные разошлись по своим секторам. В общем-то, инструктаж был больше похож на формальность, так как полицейские уже хорошо знают свои обязанности, ведь матчи в Химках проходят часто.

Я продолжаю расспрашивать майора Андрея Петровича о том, как его подразделение должно действовать в случае экстренной ситуации.

— Если толпа максимально агрессивна, вооружена и фронтально направляется на полицейских, то в этом случае опять же идет блокирование по периметру, а во фронт запускаются водометные установки. Под их прикрытием группы сотрудников полиции подбираются к толпе и начинают выявление и нейтрализацию сначала лидеров и зачинщиков беспорядков, а потом и остальных участников.

Интересуюсь насчет водометов, поскольку ни разу не видел за всю свою биографию болельщика, как их применяют.  Майор мне объясняет, почему:

— По закону водометы применяются только в теплое время года и в случаях, когда собирается толпа численностью свыше 500–1000 человек, которая представляет реальную угрозу для жизни и здоровья простых граждан. Если при этом толпа намеревается совершить противоправные действия в черте города, например перегородить автодорогу или устроить погромы административных и иных зданий, в исключительных случаях полиции разрешено применять гранаты со слезоточивым газом и предупредительные выстрелы в воздух, но, насколько я помню, в России такие меры практически никогда не использовались, может быть, за исключением двух-трех фактов.

Сам матч начинается в 16:00, поэтому за два часа до стартового свистка болельщиков у стадиона были единицы, и у полиции практически не было работы.

Сейчас у фанатов другие приоритеты, отличные, что были лет 20 назад, — сетует Андрей Петрович. — Если раньше на стадион в основном проносили спиртное, то сейчас болельщик идет «зажечь», поэтому проносит файеры. Пиротехнические средства прячут в рукава, зонтики, прикрепляют к ногам скотчем. Поэтому болельщиков с зонтиками мы досматриваем особенно тщательно. Но и алкоголь сейчас тоже пытаются пронести, зачастую под видом газировки. Нашим ребятам приходится открывать бутылки и пробовать содержимое.  На этом матче у нас две стадии досмотра: на улице — предварительный, визуальный, после входа на стадион — более жесткий. Там установлены рамки Garrett, которые реагируют на металл. Женщин для досмотра могут провести в отдельную комнату. На обеих стадиях выявляют примерно 80% имеющихся у болельщиков запрещенных вещей: стеклянную тару, колюще-режущие предметы, твердые древки флагов.

Я решил пройтись и осмотреться, чтобы понять, каким количеством видеокамер оснащен стадион «Арена Химки», но на втором десятке сбился и понял, что практически все пространство хорошо просматривается. Несмотря на мою просьбу, Андрей Петрович, сославшись на закрытую информацию, не позволил пройти в комнату видеонаблюдения. На мой вопрос, как же получается, что практически на всех футбольных матчах что-то взрывается, майор спокойно пояснил, что никакого упущения полиции при досмотре в этом нет.

— Ребята работают нормально. Не факт, что то, что взрывается на трибунах, было именно пронесено. Болельщики часто договариваются со стюардами, персоналом стадиона. Пиротехнику заранее прикрепляют под сиденьями, за всевозможные выступы и карнизы. В основном мы пользуемся ручными и рамочными металлодетекторами. Их можно настроить на разную чувствительность, они могут найти как, допустим, нож, так и булавку в одежде.  А еще на территории стадиона везде установлены видеокамеры.

Вот и здесь, например, висит камера, — Андрей Петрович показывает на обычный с виду фонарный столб, на который я даже не обратил внимания при осмотре. — И здесь, — майор указал на выступы на стене стадиона. — Снимаем на видео нарушителей порядка, зачинщиков драк.

Тем временем поток болельщиков увеличился. Из Санкт-Петербурга в Химки, по словам майора, прибыло 40 автобусов с фанатами сине-бело-голубых. Болельщики «Зенита» рассказали мне, что поддержать их команду приехали люди не только из Петербурга, но и из Вологды, Краснодара.

Тем временем на площади перед стадионом уже становилось тесно. К полицейскому кордону предварительного досмотра выстроилась довольно внушительная очередь из болельщиков. Младший лейтенант Дмитрий, работающий на первичном досмотре, объяснил, почему болельщиков просят выбросить пробки от пластиковых бутылок:

— На стадионе в бутылку можно налить воды, закрутить пробку — и она превратится в метательный снаряд. Может далеко полететь и больно ударить.

Тут же, у кордонов дежурят конная полиция и полицейские с собаками.

«Лошади необходимы при массовых драках, — сообщает симпатичная наездница. — Они разделяют толпу на сектора, оказывают на дерущихся психологическое воздействие. Попробуйте не отреагировать, когда на вас движется 500 кг! Моя лошадь участвовала в разгоне драки на стадионе «Локомотив» — тогда вроде «Анжи» с кем-то играл».

Рядом сотрудники полиции с собаками. Кинологи мне объяснили

: — Все-таки техника техникой, но чутье собак, натасканных на взрывчатку, порой незаменимо. Кроме всего прочего, собака может задержать нарушителя.

— А как?

— Можем на вас продемонстрировать, — шутят они, и я торопливо прощаюсь с полицейскими-собаководами, желаю им всего хорошего и направляюсь на один из главных пунктов досмотра, расположенный при входе на стадион.

До начала матча есть еще полчаса. А болельщиков уже — как пассажиров в метро в час пик. Полицейские у рамок металлодетекторов показывают, что они сегодня успели изъять. Передо мной боксерская капа, боксерские бинты, складной нож и маска.

— Ножи изымаем редко. Капы и маски чаще, — рассказывает младший лейтенант Федор. — В основном конфискуем бинты. Однажды, помню, изъяли огнестрел. Всякое бывает. Определить потенциального нарушителя полицейские могут уже по внешнему виду.

— Часто такие люди одеты в спортивную одежду. Причем носят не зауженные штаны, а широкие, — делится опытом Федор. Сразу за рамками металлодетекторов находится местная КПЗ. Она уже заполнена задержанными. На моих глазах туда заводят молодых людей, держащих в руках алкогольные коктейли.

— Мы в очереди на вход стояли, только открыли банки, даже отпить не успели. Будьте человеком, не надо портить нам вечер, отпустите. Мы все выбросим, — умоляют полицейского задержанные болельщики ЦСКА.

И тут происходит, казалось бы, невероятное:  суровый с виду сотрудник МВД разрешает раскаявшимся пройти на свои места.

Матч начался. В гуле и шуме трибун все внимание полиции устремлено на фанатские сектора. Постоянные переговоры по рации не дают и краем глаза посмотреть на поле. Пока ситуация на стадионе проходит в штатном режиме, оцепление может расслабиться и посмеяться над шуткой какогото лейтенанта.

Во втором тайме болельщики ЦСКА устроили пиротехническое шоу. На фанатском секторе загорелись файеры, начали взрываться петарды. По рациям полицейских проходит приказ обратить особое внимание на этот сектор.  Я, вспомнив слова Андрея Петровича, решаю уточнить у девушки-стюарда Ирины, как же файеры попадают на стадион.

 — Мы, стюарды, в этом точно не поддерживаем фанатов. Знали бы вы, как нас проверяют. Мы помогаем зрителям найти свои места по билетам, отвечаем на их вопросы. Бывает, что болельщик одной команды оказывается на трибуне с болельщиками другой. В таких случаях наша задача — как можно быстрее его оттуда вывести. Если начнется драка, в стороне, конечно, не останемся, но нам не рекомендовано встревать в конфликты — мы должны позвать полицейских. Нас даже учили технологиям сдерживания толпы: в случае драки мальчики-стюарды встают в цепочку и берутся за руки.

— И толпа разбегается?

— Ха! Нет, конечно, зато это хоть какая-то помощь полиции.

 — Так все-таки откуда файеры на трибунах?

— Может, уборщики пронесли? Не знаю.

Я говорю еще с одним стюардом, Димой. По его словам, за матч он и его коллеги получают от 400 до 600 руб. Это зависит от организации, которая нанимает стюардов.

— Перед матчами нас выводят, как солдат, на общее построение, — рассказывает Дима. — Нас отмечают, раздают манишки под роспись. Старший стюард дает инструкции: нас просят вести себя неагрессивно, помогать людям, если у них вдруг возникнут вопросы. В драки вмешиваться запрещено, при драках стюард должен обратиться к сотрудникам правоохранительных органов.

— Работа у нас несложная, — продолжает его напарник Сергей. — Особенно в теплое время года. Ужасно болят ноги, так как стюарды приходят на стадион за два-три часа до начала игры, и все это время возможности присесть или передохнуть нет. Плюсы такой работы: можно бесплатно посмотреть футбол, главное, чтобы этого не видел старший стюард. Помню, на дерби «Спартак» — ЦСКА я стоял на фанатском секторе. Так вот, тогда я немного забросил работу и начал болеть вместе со всеми, потому что играла моя любимая команда — я являюсь болельщиком «Спартака».

— Бывают и курьезы, — вспоминает Сергей. — Одного парня выводили со стадиона несколько раз, но он все равно каким-то образом умудрялся проходить на стадион. Раз на четвертый полицейские в качестве наказания отвели его мыть большой полицейский КамАЗ.

Вернувшись на свое место, решаю все-таки выяснить, каким образом «зажигалки» попадают на стадион. Я хоть и болельщик, но, как говорится, умеренный. Экстремизм на стадионе не приемлю. Обращаюсь к стоящему рядом Михаилу.

«Все это заранее на стадион проносят», — говорит собеседник. Другой болельщик,  поддерживающий ЦСКА, заявил:

 — С персоналом стадиона договориться нереально. Мы проносим файеры по деталям и собираем их непосредственно на трибуне.  

Сейчас существуют технологии, позволяющие из различного рода частей, которые нельзя прощупать и прозвонить, собрать и файер, и дымовуху. Отлавливают иногда, конечно, но оно того стоит. Посмотри, как красиво!

Матч закончен. К слову сказать, ЦСКА одержал победу, хоть и с минимальным счетом. Болельщики расходятся по коридорам, организованным полицией, продолжая кричать слоганы в поддержку команды. Полиция благосклонно смотрит на все это.

Я решил напоследок еще немного пообщаться с Андреем Петровичем. Спрашиваю про файеры.

 — Да, упустили, — признает майор, несколько смутившись, и, пытаясь отделаться от надоедливого журналиста, передает меня на попечение заместителя генерального директора по безопасности стадиона «Арена Химки» Владимира Берестнева.

Он мне сообщает, что скоро будет введено в строй новейшее оборудование, при помощи которого можно будет определить личность болельщика, проходящего на стадион. Подобной системы в России еще нет.

— Это комплексная система, — говорит Берестнев. — У нее две функции: во-первых, это считывающее устройство, которое позволит быстрее и удобнее проходить на стадион.

Раньше в автомат надо было вставлять билет со штрихкодом, и люди часто это делали не той стороной, в результате возникал затор. Теперь штрихкод надо будет просто приложить к аппарату. Кроме этого, по биометрическим данным будет устанавливаться личность человека (если, конечно, он занесен в базу). Камера фотографирует людей при входе на стадион и запоминает их лица.

В дальнейшем, если сотрудники полиции получили судебное решение о запрете конкретному человеку посещать стадион, то он не сможет пройти на трибуны: система уведомит сотрудника полиции. А на контрольном мониторе появятся две фотографии: изображение из базы и фото, сделанное секундой ранее, при проходе болельщика через систему контроля. Полицейский сможет сам сравнить, один и тот же это человек или нет. Пока мы только тестируем эту систему.

Уезжая со стадиона, я с уважением окинул взглядом стоящих в оцеплении полицейских и подумал, что в следующий раз, когда окажусь по другую, фанатскую сторону баррикад, вряд ли возьму на стадион что-то запрещенное. И максимум, что позволю себе, — это «кричалки» в поддержку любимой команды.


Был ли вам полезен данный материал?


Околофутбола

Вопрос номера:
Ваши бизнес-цели
на 2014 год?

Герой номера:
Андрей Демуренко,
начальник отдела ситуационного управления, РЖД

Продукт номера:
Досмотровые комплексы

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2974 s
queries: 140 (0.0212 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.