Коды ОКПД2 стали лазейкой для импортеров
Полная версия печатной версии журнала доступна бесплатно после регистрации
Читать полную версиюВопрос номера:
Как не прогореть на рынке пожарной безопасности?
Герой номера:
Денис Гордиенко, Начальник ФГБУ ВНИИПО МЧС России генерал-майор внутренней службы
Продукт номера:
Адресные взрывозащищенные решения для систем пожарной безопасности
Журнал RUБЕЖ проанализировал тендеры на поставку и монтаж систем охранно-пожарной сигнализации, а также систем оповещения о пожаре за 9 месяцев 2022 года. По сегментам «Промышленность», «ТЭК», «Транспорт», «Телеком» в закупках охранно-пожарного оборудования лидируют российские бренды RUBEZH и BOLID. А вот категорию систем оповещения возглавляют бренды китайского производства — LPA и Inter-M. Сокращению доли иностранных брендов в закупках препятствуют недобросовестные заказчики — даже в госсекторе они по-прежнему ищут лазейки в законодательстве, чтобы включить в проекты импортное оборудование.
Рейтинги брендов в настоящем исследовании составлены по данным технических заданий, приведенных в тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ, где бренды оборудования указаны. Закупки систем безопасности без указания брендов и моделей оборудования в техзадании учитывались только для предоставления общих данных.
Для включения в проекты с государственным финансированием продукции иностранных вендоров заказчики прибегают к манипуляциям с кодами из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). Это может приводить к тому, что в госконтрактах будет использовано оборудование иностранных вендоров, в том числе приостановивших работу и поддержку оборудования в России. В 2022 году ограничения на использование оборудования иностранных вендоров в закупках для государственного сектора определялись двумя документами.
Постановление № 878 от 10.07.2019 г. «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» устанавливает ограничения на поставку радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Для подтверждения страны производства участнику необходимо приложить к заявке один из документов на выбор: копию сертификата по форме СТ-1, номер реестровой записи из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции или номер реестровой записи из Евразийского реестра промышленных товаров.
Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определяет, что участникам, предложившим продукцию, произведенную на территории государств-членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, предоставляется ценовая 15%-ная преференция. Участнику необходимо в заявке продекларировать страну происхождения товара, однако в отличие от постановления № 878 от 10.07.2019 г. заказчику не запрещается закупать иностранную продукцию.
Благодаря упомянутым ограничениям российские производители охранно-пожарного оборудования нарастили за 9 месяцев 2022 года объемы в государственных закупках на 21,13%, а такие бренды, как Esser, Appollo и Siemens, потеряли свои позиции на 16,97%.
Между тем на текущий момент в постановлении № 878 от 10.07.2019 г. есть ограничения только по следующим кодам охранно-пожарной продукции:
- 26.30.50.112 Устройства приемно-контрольные охранные и охранно-пожарные;
- 26.30.50.114 Приборы управления, приемно-контрольные и оповещатели охранные и охранно-пожарные;
- 26.30.50.115 Системы тревожной сигнализации, противоугонные и охранные устройства для транспортных средств;
- 26.30.50.119 Приборы и аппаратура для систем охранной сигнализации прочие, не включенные в другие группировки;
- 26.30.60 Части устройств охранной или пожарной сигнализации и аналогичной аппаратуры.
Таким образом, ограничения, которые на данный момент существуют по вышеуказанному постановлению, не охватывают даже половины кодов, которые есть в классификаторе по охранно-пожарному оборудованию. Это значит, что если заказчик поставит любой другой код, к примеру «26.30.50.111 Извещатели охранные и охранно-пожарные» и «26.30.50.123 Станции пожарной сигнализации, приборы управления и оповещатели пожарные», то, соответственно, ограничения по постановлению № 878 от 10.07.2019 г. уже не будут действовать и можно будет закупить любую импортную продукцию.
Чтобы обойти ограничения на поставку иностранного оборудования, в закупках, где предусмотрена и поставка, и монтаж оборудования, многие заказчики ставят коды, которые косвенно относятся к охранно-пожарному оборудованию.
Например, ОКПД2 «43.21.1 Работы электромонтажные» или «43.29.1 Работы строительно-монтажные прочие». А в тендерах, где предусмотрена только поставка оборудования, без проведения монтажных работ, можно встретить ОКПД2 «27.90 Оборудование электрическое прочее».
Подобные ошибки со стороны заказчика можно расценить как умышленную подмену кода для того, чтобы закупить иностранное оборудование. В результате в закупках на поставку оборудования, без проведения монтажных работ, только в 14% тендеров стоит ограничение на применение иностранного оборудования в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019г.
Еще в 38% тендеров стоят ограничения по допуску иностранного оборудования на объекты в соответствии с Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. №126н. В тендерах на монтаж чаще всего стоит ОКПД2 «43.21.10.140 Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации», который является правильным, но он не накладывает на заказчика никаких ограничений. К тому же подобные тендеры предполагают не только монтаж оборудования исполнителем, но и его поставку. Лишь в 1,5% тендеров можно встретить несколько ОКПД2: на поставку оборудования с ограничениями по постановлению № 878 от 10.07.2019 г. и на монтаж этого оборудования.
Для сравнения, в тендерах на оборудование для систем видеонаблюдения довольно часто можно встретить несколько ОКПД2 или же заказчик просто перечисляет в извещении о закупке оборудования, которое необходимо смонтировать, ставя при этом правильные ОКПД2 и необходимые ограничения.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!


