Чек-лист для проектировщика

02 октября 2022, 21:18    1655

Эксперты Главгосэкспертизы России выдали более 6000 заключений по итогам рассмотрения проектной документации в 2019 году. Специально для журнала RUБЕЖ сотрудники учреждения подготовили обзор типовых замечаний к проектным решениям по системам пожарной сигнализации и системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Мария Патиченко, главный специалист отдела электроснабжения и слаботочных систем Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России

ПРЕДМЕТ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Согласно пункту 27 Главы IV Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, предметом государственной экспертизы проектной документации являются:

  • оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;
  • проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон № 384-ФЗ) устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), в том числе требования пожарной безопасности (Федеральный закон № 384-ФЗ, часть 6 статьи 3).

Для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 № 384-ФЗ, должны быть обоснованы характеристики или параметры систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения), а также автоматического пожаротушения и систем противодымной защиты (Федеральный закон № 384-ФЗ, пункт 5 статьи 17).

В проектной документации в части систем пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, согласно положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в Разделе 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (для линейных объектов — Раздел 8) должны содержаться:

  • описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;
  • описание и обоснование проектных решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара;
  • перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией;
  • описание и обоснование противопожарной защиты;
  • описание и обоснование необходимости размещения оборудования противопожарной защиты, управления таким оборудованием, взаимодействие такого оборудования с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого во время пожара направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития, а также алгоритма работы технических систем (средств) противопожарной защиты (при наличии);
  • структурные схемы технических систем (средств) противопожарной защиты.

ТИПОВЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТНЫМ РЕШЕНИЯМ

Однако далеко не всегда приведенные выше требования выполнены в полном объеме. Чаще всего эксперты выявляют следующие характерные ошибки в проектных решениях по системе пожарной сигнализации и системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по результатам прохождения государственной экспертизы.

В проектной документации не представляются перечни зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, не производится нормативное обоснование типа и количества, мест установки пожарных извещателей в соответствии с Приложением А (обязательное) «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее — СП 5.13130.2009), а также Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, пункты 26 «з», «и».

 Не обосновываются требованиями задания на проектирование и нормативными документами проектные решения по передаче сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации для зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее— Федеральный закон № 123-ФЗ, часть 7 статьи 83).

 Не представляются проектные решения по передаче сигналов о пожаре и неисправности в помещение с круглосуточным пребыванием персонала (Федеральный закон № 123-ФЗ, части 5, 7 статьи 83).

 Используется несертифицированное оборудование и кабельная продукция для передачи сигналов о пожаре и неисправности в помещении с круглосуточным пребыванием персонала (Федеральный закон № 123-ФЗ, статья 145).

 Отсутствуют проектные решения по оснащению автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) модульных зданий и сооружений, для которых указанные системы входят в комплект поставки заводом-изготовителем (Федеральный закон № 384-ФЗ, пункт 5 статьи 17; Федеральный закон № 123-ФЗ, часть 1 статей 83, 84).

 Не представляются проектные решения по оснащению СОУЭ производственных и складских зданий, стоянок для автомобилей, архивов, книгохранилищ категорий по взрывопожарной и пожарной опасности — Д, в случаях, если к указанным зданиям можно применить хотя бы одно из условий: имеют более одного этажа; состоят из двух и более помещений; состоят из одного помещения площадью более 50 м2; имеют постоянные рабочие места или постоянное присутствие людей (СП 3.13130.2009, строка 17 Таблицы 2 с примечанием 7 пункта 7).

 Тип СОУЭ, принятый в проектных решениях, не соответствует требованиям нормативных документов («СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Требования пожарной безопасности», Таблица 2 пункта 7). Например, здание должно оснащаться первым типом СОУЭ (оснащение звуковыми оповещателями), но в текстовой части проектных решений указан второй тип (оснащение звуковыми и световыми оповещателями). При этом первый тип системы оповещения допускает помимо звукового оповещения дополнительно предусматривать оснащение световыми оповещателями (СП 3.13130.2009, Таблица 1 пункта 6).  Не обосновываются заданием на проектирование проектные решения в части совмещения СОУЭ с системами иного назначения (производственной связью, объектового оповещения, музыкального озвучивания и т.д.), использование более высокого типа СОУЭ (Федеральный закон № 384-ФЗ, часть 2 статьи 15).

 Не обеспечивается однозначное информирование людей о пожаре, т. к. проектными решениями предусматривается одновременное наличие звуковых (светозвуковых) и речевых пожарных оповещателей в одном помещении (Федеральный закон № 123-ФЗ, часть 3 статьи 84).  Отсутствуют проектные решения по организации обратной связи с пожарным постом для зон безопасности для маломобильных групп граждан, в том числе и для 2-го типа СОУЭ. Отсутствие световых мигающих оповещателей или специализированных оповещателей в зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению (Федеральный закон №123-ФЗ, части 8, 12 статьи 84; Федеральный закон № 384-ФЗ пункт 5 статьи 17; «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», пункты 5.2.30, 5.5.7; «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», пункты 6.2.28, 6.5.8).

 Не учитывается тип исполнения оборудования АУПС и СОУЭ во взрывоопасных, взрывопожароопасных и пожароопасных помещениях зданий и сооружений (Федеральный закон № 123-ФЗ, части 1, 10, 12, 13 статьи 82).  В проектной документации не представляется расчетное обоснование количества оборудования, программного обеспечения, кабельной продукции и материалов, предусмотренных в ведомостях объемов работ при проверке достоверности определения сметной стоимости (Положение о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, пункт 17).

 Присутствуют разночтения в принятых проектных решениях по АУПС и СОУЭ, предусмотренных в разделе 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» (подраздел 5 «Сети связи») и разделе 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» проектной документации (пункт 5 статьи 17 № 384-ФЗ).

 Тип исполнения кабельной продукции не соответствует области применения (ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», Таблица 2 пункта 6).

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОЕКТОВ

В настоящее время Главгосэкспертиза России проводит ряд мероприятий в целях повышения качества подготовки проектной документации, в том числе в части мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

  • На базе учебного центра Главгосэкспертизы России проходят семинары по разъяснению порядка проведения экспертизы проектной документации на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности.
  • Усовершенствован порядок рассмотрения обращений, заявлений, предложений и жалоб, поступающих в Главгосэкспертизу России (на сайте Главгосэкспертизы создан раздел «Интернет-приемная» для электронного обращения граждан и юридических лиц). К рассмотрению принимаются электронные обращения, относящиеся к сфере компетенции Главгосэкспертизы России.
  • Выпускается журнал «Вестник государственной экспертизы», в котором размещаются мнения и разъяснения экспертов Главгосэкспертизы России и лучших теоретиков и практиков, работающих в сфере строительства, а также правоведов, представителей законодателя, регулятора и смежных отраслей.
  • Главгосэкспертиза России активно учувствует в совершенствовании нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности, в том числе в части технических регламентов.

Скачать pdf


Был ли вам полезен данный материал?


Чек-лист для проектировщика

Вопрос номера:
Радиоканальные системы – конец легенды?

Герой номера:
30 лет МЧС России

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3005 s
queries: 141 (0.0238 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.