Реализация изменений не должна носить спонтанный характер
Группа производителей оборудования в сфере пожарной безопасности направила письмо в МЧС России, в котором обращает внимание на то, что в проект свода правил по проектированию систем противопожарной сигнализации включен ряд технических требований, превышающих требования ГОСТ Р 53325-2012, и фактически выполнение этих требований не может быть обеспечено оборудованием, сертифицированным по указанному стандарту. В интересах бизнеса введение нового свода правил необходимо отложить.
Андрей Рахимов, Главный эксперт —руководитель группы технической экспертизы и комплектации Управления организации закупок, технической экспертизы и комплектации Департамента комплектации АО «УК ГидроОГК» (ДЗО ПАО «РусГидро» по строительству новых энергетических объектов)
14 мая 2020 года группа производителей оборудования в сфере пожарной безопасности направила в адрес первого заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александра Чуприяна письмо с темой— «Об утверждении Свода правил по пожарной автоматике».
В письме авторы выражают сомнения относительно своевременности направленного на утверждение в МЧС России проекта свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования». Представленный проект свода правил разработан взамен действующего свода правил СП 5.13130.2009 в части систем пожарной сигнализации и аппаратуры управления установок пожаротушения, в соответствии с планом НИОКР МЧС России на 2019 год в ФГБУ ВНИИПО МЧС России.
В утверждаемый проект свода правил, считают авторы письма, специалисты ФГБУ ВНИИПО МЧС России включили ряд технических требований, превышающих требования ГОСТ Р 53325-2012, и фактически выполнение этих требований не может быть обеспечено оборудованием, сертифицированным по ГОСТ Р 53325-2012, у многих отечественных производителей. Далее следует вывод— вводить в действие новые нормативы, в значительной степени влияющие на существующий рынок пожарной автоматики, целесообразно только по достижению консенсуса между целями разработчиков норм, действующими нормативами и законами, возникающими проблемами бизнес-сообщества, с учетом экономической ситуации в стране. В заключение авторы письма предлагают изменить последовательность введения в действие нормативных актов различного уровня. В частности, по их мнению, до введения в действие нового Свода правил должны быть последовательно выполнены следующие мероприятия:
- Утвержден новый межгосударственный стандарт в поддержку ТР ЕАЭС 043/2017 (проект находится на рассмотрении в ТК 274) взамен ГОСТ Р 53325-2012, в котором будут учтены все повышенные требования, отраженные в проекте Свода правил.
- Аккредитованы лаборатории на проведение сертификационных испытаний по новому межгосударственному стандарту в поддержку ТР ЕАЭС 043/2017.
- Производителям предоставлено время на модернизацию и сертификацию своей продукции — не менее 18 месяцев с даты утверждения межгосударственного ГОСТа в поддержку ТР ЕАЭС 043/2017.
Ознакомившись с позицией сообщества производителей, указанных в обращении к заместителю министра МЧС России, могу сказать, что поддерживаю и разделяю ее. Больше того, считаю, что в подобной ситуации письмо необходимо направлять непосредственно на имя министра МЧС, а также «отметиться» звонком на «горячую линию» на сайте ведомства. Как представитель организации, возводящей и эксплуатирующей десятки объектов тепловой и гидрогенерации, могу сказать: последовательность действий, предложенных в п.1-3 обращения, полностью оправдана.
В дополнение хочу обратить внимание на такой важный аспект, который должен быть учтен при выпуске официального решающего документа по данной теме. Необходимо, чтобы регуляторы одновременно с новой редакцией свода правил подготовили для производителей разъяснения по следующим вопросам:
- Что и в какие сроки необходимо сделать с оборудованием противопожарной защиты, установленным на объекты в соответствии с проектом, до выхода нового документа?
- Каков порядок реализации проектов противопожарных систем, которые уже разработаны, согласованы и находятся в стадии реализации (изготовление и поставка оборудования с последующим монтажом и пусконаладкой).
Что касается вопроса оснащения промышленных объектов только адресными системами пожарной сигнализации, в связи с моральным устареванием безадресных систем, в том числе для объектов гидроэнергетики, о котором также говорят авторы письма на имя замминистра МЧС, то здесь позиция «РусГидро» предельно прозрачна. Порогом принятия адресных систем в качестве и основного типа решений для оснащения объектов гидроэнергетики можно будет считать выравнивание стоимости элементов адресных систем с системами безадресными.
По данному поводу есть также информация в локальном своде нормативно-технических документов (НТД) группы «РусГидро». Таким образом, могу резюмировать. Гармонизация стандартов и обновление нормативной базы сами по себе позитивны, поскольку маркируют компетентность надзорных органов по отношению к технологическому обновлению, в том числе, промышленных объектов и объектов энергетики.
В то же время реализация изменений не должна носить спонтанный/скачкообразный характер. Процесс должен быть последовательным, а еще лучше, если будут максимально учтены текущие и перспективные возможности производителей противопожарного оборудования — в первую очередь из числа российских компаний.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера: Радиоканальные системы – конец легенды?
Герой номера: 30 лет МЧС России