/ /

Переход на BIM - снова поручено начать

Переход на BIM - снова поручено начать

14 марта 2019, 08:42    1131

В конце июля 2018 года новость о переводе строительной отрасли к информационному моделированию буквально потрясла профессиональное сообщество. Скан поручения президента России, где Владимир Путин обращается к премьер-министру, предлагая за год «модернизировать строительную отрасль  и повысить качество строительства», многие даже посчитали фейком. Документ появился вне каких-то важных совещаний, заседаний, на нем отсутствует имя исполнителя, как это принято, внизу слева. Тем не менее документ настоящий, исполнять его придется, его действие игроки отрасли вскоре ощутят на себе.

Текст: Марина Король, директор компании «Конкуратор», вице-президент российского отделения Building SMART, зам. председателя Подкомитета 5 ТК 465 «Строительство».

Долгая дорога к BIM

Впервые тема информационного моделирования в строительстве была вынесена на высокий государственный  уровень еще в марте  2014 года, когда на заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России председатель правительства дал поручения «разработать и утвердить план поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в промышленном и гражданском строительстве».

Краткий план был разработан и утвержден через год – приказом Минстроя №151/пр 04.03.2015.

В 2015 году началась разработка стандартов по BIM, прошли пилотные проекты с участием отобранных Минстроем проектных организаций, а органы государственной экспертизы впервые познакомились с информационными моделями экспертируемых объектов.

17 мая 2016 года состоялся Госсовет РФ, посвященный вопросам развития строительного комплекса. По результатам этого заседания вышли поручения Президента РФ в адрес Правительства, где, среди прочего, значилось: «разработать и утвердить план мероприятий по внедрению технологий информационного моделирования в сфере строительства». Это по существу означало: спустя год – еще один план (только теперь поручения давал президент). 11 апреля 2017 года вице-премьер Дмитрий Козак такой План мероприятий («дорожную карту») №2468п-119 утвердил и подписал.

Следует заметить, что данный документ не только не помог становлению информационного моделирования и расширению его практического применения, а скорее, наоборот, затормозил отраслевое развитие в этом направлении как минимум на год. Авторы документа попытались охватить сразу две темы: вводимую в практику реализации государственных проектов новую стадию ОБИН (Обоснование инвестиций) и внедрение в отрасль информационного моделирования.

Сама идея объединения в один документ столь разных тем является крайне неудачной, поскольку каждая из них достойна отдельного плана, а объединение получилось весьма искусственным. К тому же на российском рынке наработан опыт применения BIM в проектировании и строительстве, но эти стадии в документе практически не упоминаются, следовательно, мероприятиями Плана не поддерживаются. Для вводимой стадии ОБИН большее значение имеет наличие массива данных, информации по проектам-аналогам, нежели сами инструменты. По этой причине жесткая привязка ОБИН и BIM абсолютно не оправданна.

Львиная доля мероприятий Плана 2017 года посвящена ценообразованию в эксплуатации, в т. ч. расширению полномочий правительства для регулирования этой сферы, определению нормативных сроков эксплуатации, перечня работ и услуг и пр.

Таким образом, несмотря на упомянутые в названии плана «все этапы жизненного цикла», в контексте BIM они представлены только в п.14, предписывающем разработку национальных стандартов информационного моделирования в процессах проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта) и сноса объектов к январю 2018 года. Собственно, только один этот пункт (из 18) и имеет прямое отношение к информационному моделированию.

И вот, в жарком июле 2018-го вне заседаний и советов, а также вне принятой программы «Цифровая экономика РФ» появились новые поручения президента, которые говорят уже не об очередном плане по BIM, а называют некоторые конкретные направления движения:

– подготовку специалистов, стимулирование разработки и использования отечественного программного обеспечения для информационного моделирования;

– формирование библиотек типовой проектной документации для информационного моделирования;

– принятие стандартов информационного моделирования;

­– переход к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства (путем внедрения технологий информационного моделирования);

– применение типовых моделей системы управления (проектной, строительной, эксплуатационной и утилизационной), в первоочередном порядке в социальной сфере;

– утверждение показателей эффективности системы управления.

Поручение обнадеживает. Хотя и не совсем понятно, почему именно такие пункты, в такие сроки (один год на реализацию) и в таких формулировках попали в список поручений, но позитивные импульсы отрасли они несомненно пошлют и выведут ее из ситуации тупика и застоя, куда отрасль завела откровенно провальная «дорожная карта» 2017 года.

К настоящему времени в самом Минстрое и его подведомственных структурах (ФАУ «ФЦС», ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России») уже накоплена необходимая экспертиза и понимание различных аспектов внедрения информационного моделирования, наняты на работу грамотные специалисты, что положительно сказывается и на скорости подготовки планов, и на их качестве. Так, в министерстве уже подготовлен план мероприятий, объясняющий, как данные поручения будут исполняться.

Когда BIMначнут требовать?

Этот вопрос волнует всех участников рынка, однако июльские поручения президента ответа на него не дают.

Введение BIM-мандата – это первоочередной шаг, на который идут правительства развитых стран, чтобы расходование бюджетных средств (средств налогоплательщиков) было прозрачным, предсказуемым и обоснованным. BIM-мандат – это обязательный BIM для госзаказа. При этом ни одна цивилизованная страна не вводит таких требований к участникам своей строительной отрасли без надлежащей подготовки, разработки необходимых стандартов, проверки исполнимости таких требований, организации цифрового взаимодействия. На такую подготовку у разных стран уходит от трех до пяти лет.

Малый бизнес, составляющий большинство в строительной индустрии, традиционно получает при переходе на BIM либо финансовую, либо информационную, либо методологическую поддержку. Так, Сингапур компенсирует половину расходов на программное обеспечение, закупку оборудования и консалтинговые услуги всем, кто переходит на BIM. Великобритания разработала для своего рынка прекрасные стандарты и открыла их для всех, предоставив неограниченный бесплатный доступ не только к ним, но и к информационным порталам с полезной информацией и функционалом.

Каждая из перечисленных стран (а еще Германия, Франция, страны Скандинавии) действовали по одному сценарию – планировали заранее сроки введения BIM-мандата, готовились, информировали всех участников, а потом уже и вводили понятные для рынка требования.

В случае с BIM в России по этому важнейшему вопросу ясности пока нет. Бывший министр строительства и ЖКХ Михаил Мень в своих выступлениях многократно призывал «внедрить BIM для госзаказа с 2019 года», но никакими документами эти планы подтверждены не были. Нет упоминаний об этом и в свежих президентских поручениях. Пока не принято ни одного нормативного правового акта в поддержку информационного моделирования. Есть только некоторые законопроекты. Однако это не означает, что BIM-мандат у нас не может быть введен с уведомлением за три месяца и без надлежащей подготовки.

Заказчик голосует за BIM

Если же посмотреть на развитие рынка, практику применения BIM в реальных российских проектах, то ситуация выглядит гораздо более динамично и оптимистично, чем нормативное регулирование этой сферы. Заметен значительный прогресс, достигнутый игроками рынка с 2014 года. В условиях, когда инвестиции не растут, количество проектов ограничено, правила работы постоянно меняются, российские специалисты  наращивают свои BIM-компетенции и демонстрируют работу на высочайшем уровне, даже по мировым меркам. BIM стал модным атрибутом проектного бизнеса, признаком высокого класса, его преимущества на собственной практике прочувствовали компании, прошедшие спады производительности, которые всегда есть на «кривой обучения» (learningcurve).

Согласно исследованию по уровню применения BIM в России, который провела в 2017 году компания «Конкуратор», технологии информационного моделирования применяют 22% опрошенных организаций, причем большинство из них занимаются проектированием.

И самое главное – применять BIM, наконец-то, захотел заказчик! Все чаще по их инициативе требования по BIM стали включать в договоры.

Конечно, впереди заказчиков ждет еще большой путь, предстоит разобраться в нюансах англоязычных аббревиатур, таких как LOD, LOI, EIR, BEP, MIDP и др. Предстоит понять, что BIM-стандарт заказчика и проектной организации отличаются, и посему надо требовать от BIM лишь то, что действительно можно реализовать, что можно будет проверить и что в конечном счете будет востребовано самим заказчиком или другими участниками проекта. Зачастую в ТЗ на BIM пока еще встречаются требования по избыточному моделированию или наполнению моделей параметрами и атрибутами. Но это не должно вызывать беспокойства – количество запросов на BIM со стороны заказчиков обязательно перейдет в качество. Уже сегодня 22% BIM-компетентных исполнителей вполне могут закрыть потребности заказчика, обеспечив конкурентную ситуацию на тендере.

Что делать проектировщику?

В отличие от многих стран, где BIM получил серьезное развитие, в России наибольшее количество компетенций в этой части набрали именно проектные организации (за рубежом это строительные подрядчики).

Согласно тому же исследованию компании «Конкуратор», в большинстве случаев переход на BIM был вызван необходимостью повысить эффективность работы (50%), качество работ (49%), уровень конкурентоспособности (46%). Требования заказчика в качестве причины применить BIM отметили только 22% респондентов. Этот аргумент стоит лишь на четвертом месте.

Кроме того, исследование экономической эффективности BIM, проведенное компанией совместно с МГСУ в 2016 году, показало рост производительности труда до 30%, сокращение сроков проектирования (до 30%) и выпуска рабочей документации с модели (в 3 раза!). 

Во всей цепочке участников проекта именно на проектную организацию ложится максимальная нагрузка по переоснащению производства. Зачастую подлежит замене компьютерный парк (программное обеспечение – авторский инструментарий BIM – весьма требовательно к ресурсам), сами инструменты работы и инфраструктура для организации коллективной работы. Переобучение должны пройти все сотрудники и руководители. При этом, чтобы система заработала, каждый должен получить и реализовать в проекте свою долю знаний и навыков.

Из-за существующего кадрового дефицита обученные сотрудники моментально вырастают в цене, а работодатель, не предусмотревший систему мотивации, рискует их потерять.

Для внедрения необходимо выбрать правильный момент, чтобы был пилотный проект, на котором можно научиться; чтобы была финансовая подушка, смягчающая удар от временного снижения производительности (на «кривой обучения»). Необходимо правильно отобрать мотивированных сотрудников для группы обучения. Необходимо следить, чтобы у сотрудников, 4 часа в день работающих по-старому, путем черчения, а по 4 часа в день обучающихся проектировать моделируя, не случилось осложнений ментального порядка. Нельзя ограничиваться обучением сотрудников продуктам и рассчитывать, что внедрение BIM получится само собой.

Для успешного перехода необходима поддержка высшего менеджмента организации – как правило, первого лица.

BIM’у – быть!

Что нужно делать профессиональному сообществу в ожидании реализации поручений президента? Учиться. Всем. За деньги работодателя, когда отправляют на курсы, за собственные средства. Учиться очно и онлайн. В открытом бесплатном доступе находится множество ресурсов – документов и видеокурсов, где при желании можно повысить свою квалификацию. 

Важно понимать: переход на новые технологии проектирования, в частности на BIM, неотвратим. И вариантов только два: либо вы умеете так работать, либо вас на рынке не будет. Иначе не удастся соответствовать ожиданиям заказчика, у которого за спиной (в штате или по договору) будут стоять специалисты, советники, консультанты, которые и будут осуществлять приемку информационных моделей.

Бумажные проекты могут скрывать изъяны в организации бизнеса проектной организации. При цифровом моделировании вся внутренняя кухня и производственная культура будут видны как на ладони. Грядущий переход на BIM – хороший повод перестроить работу на качественно новом уровне.

Скачать pdf


Был ли вам полезен данный материал?


Переход на BIM - снова поручено начать

Вопрос номера:
Как быть с BIM?

Герой номера:
Ринат Еникеев,
главный государственный инспектор России по пожарному надзору

Продукт номера:
Бесплатные утилиты для проектирования

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3074 s
queries: 72 (0.0128 s)
memory: 6 144 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.