По старым дорогам и новым тропинкам
В 2017 году члены Ассоциации «Транспортная безопасность» принимали активное участие в законотворческой деятельности по профильным вопросам. Предложения ассоциации вошли в принятые постановления правительства РФ, приказы Минтранса России и другие подзаконные акты. Кроме того, ассоциация решала задачи по комплексному обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС), занималась подготовкой специалистов и разработкой стандартов в профильной сфере деятельности.
Ассоциация в лице ее членов в настоящее время способна решать задачи различного уровня сложности на ОТИ и ТС: проектирование, изыскательские работы, строительство, работы по оценке уязвимости и разработке планов транспортной безопасности, оснащение техническими средствами охраны ОТИ и ТС, страхование, лизинг, физическая охрана, обучение и аттестация специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
Эксперты ассоциации постоянно востребованы и участвуют в работе комиссий (групп) различного уровня. Члены ассоциации, правления, советники принимали и принимают активное участие в работе и обсуждении законопроектов, нормативных правовых документов и экспертных оценках:
- Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по транспорту;
- Открытого Правительства РФ;
- Общественной палаты при Президенте РФ;
- Министерства транспорта Российской Федерации;
- Федеральных агентств;
- Общественного совета Ространснадзора и Росавтодора;
- Минэкономразвития.
В результате этой деятельности многие предложения транспортного сообщества и членов ассоциации вошли в принятые постановления правительства РФ, приказы Минтранса России и другие подзаконные акты. Работа в этом направлении будет продолжена.
ТК 129
Организованный ассоциацией Технический комитет Росстандарта № 129 «Безопасность транспортная», продолжает разработку национальных стандартов в области обеспечения транспортной безопасности.
С 01.01.2016 г. вступил в действие утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2015 г. №699-ст национальный стандарт «Безопасность транспортная. Общие требования» ГОСТ Р 56461-2015. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2015 г. № 1628-ст утвержден национальный стан дарт ГОСТ Р 57238-2016 «Установки рентгено-телевизионные конвейерного типа (интроскопы). Общие технические требования» с датой введения 1 марта 2017 года.
Рабочей группой Ассоциации «Транспортная безопасность» совместно со специалистами группы компаний «ПЛОМБА» и Российского морского регистра судоходства разработан ГОСТ Р 57119-2016 «Методика проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Общие требования», дата введения в действие 1 июля 2017 года — приказ Росстандарта № 1318-ст от 6 октября 2016 года. В отчетном году начата работа по гармонизации требований ИКАО (ICAO) c российской нормативно-правовой практикой — по предложению Ространснадзора создаются 4 национальных стандарта:
- ГОСТ Р «Безопасность транспортная. Национальная программа безопасности гражданской авиации»;
- ГОСТ Р «Безопасность транспортная. Национальная программа контроля качества в сфере безопасности гражданской авиации»;
- ГОСТ Р «Безопасность транспортная. Национальная программа подготовки персонала в сфере безопасности гражданской авиации»;
- ГОСТ Р «Безопасность транспортная. Национальная программа упрощения формальностей в сфере безопасности гражданской авиации».
Кроме того, идет подготовка к реализации перспективных направлений деятельности ТК 129, к числу которых относятся:
- совместная с представителями Комитета по обороне Совета Федерации, ФСО и ФСБ РФ, ВКС МО РФ, МРТИ РАН, ВНИИА выработка национальных/межгосударственных стандартов в сфере противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность предприятий транспортного комплекса, включая объекты ВКС и ВМФ МО, ФСО и ФСБ, а также топливно-энергетического комплекса, включая объекты Росатома, с применением малых и сверхмалых (менее 30 кг взлетной массы) беспилотных летательных аппаратов;
- совместное с ФКУ НПО «СТиС» МВД РФ участие в мероприятиях по подготовке организационно-методической базы в сфере сертификации средств и систем обеспечения транспортной безопасности;
- совместное с ТК 246 «Контейнеры» и ЗАО «ПромТрансНииПроект» участие в разработке по заданию и в интересах Минстроя РФ методических указаний для СП «Планирование обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры на стадии проектирования и строительства».
Технический комитет приглашает все заинтересованные организации и государственные органы активнее участвовать в процессе разработки стандартов в области обеспечения транспортной безопасности. Особенно это актуально в настоящее время, когда государственные средства ограничены, а работа в этом направлении не может быть остановлена.
ОБРАЗОВАНИЕ И АТТЕСТАЦИЯ
В 9 учебных центрах «Транспортная безопасность» в 2017 году по различным программам прошли обучение более 3500 специалистов в области обеспечения транспортной безопасности. Анализ показывает, что наибольшее количество специалистов готовят в авиационной отрасли, активно к нам обращались аэропорты «Шереметьево», «Пулково», а также Симферополя.
Важно отметить, что, помимо специалистов транспортной безопасности различных субъектов транспортной инфраструктуры, разных форм собственности, обучение в наших центрах проходят государственные инспектора Ространснадзора, представители федеральных агентств, органов исполнительной власти и муниципальных образований. Это говорит о высокой степени доверия к качеству и профессионализму преподавания в наших центрах, которые используют современные методики, включая дистанционные образовательные технологии.
Ведется постоянная работа по улучшению тренажерной и материально-технической базы учебных центров.
Особо хотелось бы отметить активное участие в оборудовании классов техническими средствами на безвозмездной основе следующих компаний:
- ЗАО «Стандарт Безопасности»;
- ООО «Влибор системс»;
- ООО «Тетэл»;
- ЗАО «Аспект».
В феврале 2017 года делегация Минтранса России во главе с заместителем министра Николаем Захряпиным посетила ассоциацию. Николай Юрьевич дал высокую оценку материально-технической базе учебного центра и центра аттестации.
Исключительно положительную оценку получил созданный ассоциацией уникальный аппаратно-программный комплекс, используемый для проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.
В ходе обмена мнениями по проблемам подготовки специалистов по транспортной безопасности была поддержана инициатива ассоциации о необходимости создания института общественного контроля аттестационных и учебных центров. Удалось также достигнуть предварительной договоренности о включении в состав рабочих органов по данному вопросу представителей Минтранса России, агентств, общественных, профессиональных организаций и учебных заведений.
Был ли вам полезен данный материал?

Вопрос номера: Как вам 2017-й? Бизнес об итогах деятельности в 2017 году?
Герой номера: Ключевые моменты интервью с героями номеров журнала RUБЕЖ
Продукт номера: Топ-5 продуктовых направлений рынка систем безопасности по итогам 2017 года.