Кейс по расчету

06 сентября 2018, 16:23    564

Большинство аэропортов РФ построено до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Поэтому не все проектные решения на объектах гражданской авиации согласуются с современными требованиями. Ситуация грозит собственникам аэропортов издержками в форме прямых расходов или упущенной выгоды. Однако потерь можно избежать вполне легальным путем — обосновав безопасность проектных решений расчетом индивидуального пожарного риска. 

Александр Бочкарев

профессор кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА

УСЛОВНЫЙ ОБЪЕКТ

В качестве примера рассчитаем условные характеристики административного здания ГА — общая площадь помещений составляет более 1000 м2. В составе объекта как административные, так и технические помещения.

  • Класс функциональной пожарной опасности объекта — Ф 4.3.
  • Степень огнестойкости — II.
  • Теплоизоляция и гидроизоляция ограждающих конструкций, оборудования, инженерных сетей выполняется из негорючих (НГ) или горючих (не ниже Г1) материалов.

Для отделки путей эвакуации было запроектировано применение декоративно-облицовочных материалов класса не более:

  • для стен и потолков (вестибюли, лестничные клетки) — КМ2;
  • для стен и потолков (общие коридоры, холлы, фойе) — КМ3;
  • для покрытия полов (вестибюли, лестничные клетки) — КМ3;
  • для покрытия полов (общие коридоры, холлы, фойе) — КМ4.

В местах пересечений с коммуникациями противопожарных преград проектируются заделки с пределом огнестойкости, соответствующим пределу огнестойкости пересекаемой конструкции. Коридоры длиной более 15 м имеют естественное проветривание.

Помещения объекта ГА оборудованы:

  • автоматической пожарной сигнализацией;
  • системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (2-го типа).

Время работы объекта: 24 часа.

Количество людей, единовременно находящихся в помещениях объекта, — 50 человек, из них: сотрудников — 35 чел., группы мобильности М1; посетителей — 15 чел., группы мобильности М1.

При изменении характеристик пожарной нагрузки, функционального назначения помещений, расстановки технологического оборудования, объемно-планировочных и конструктивных решений должны быть произведены дополнительные (повторные) расчеты уровня обеспечения пожарной безопасности.

Риск эксплуатируемого объекта ГА может быть рассчитан следующим образом.

Расчетное время эвакуации людей из помещений и зданий объекта ГА устанавливается по расчету времени движения одного или нескольких людских потоков через эвакуационные выходы от наиболее удаленных мест размещения людей.

Расчетный индивидуальный пожарный риск Qв в здании рассчитывается по формуле:

Qв = Qп × (1 — Кап) × Pпр × (1 — Кэ) × (1 — Кп.з.)

Qп — частота возникновения пожара в здании в течение года, данное значение определяется на основании статистических данных.

Для рассматриваемого здания. При отсутствии статистической информации допускается принимать Qп,i = 4∙10-2 для здания.

Согласно ч. 2, п. 8 методики частота возникновения пожаров составляет не более:

Qп = 4 × 10-2

Рпр — вероятность присутствия людей в здании, определяемая из соотношения Рпр=tфункц/24, где t функц — время нахождения людей в здании в часах. Время нахождения людей в рассматриваемых помещениях составляет 24 часа, поэтому Рпр = 24 / 24 = 1

Рэ — вероятность эвакуации людей. Расчетами установлено, что

Рэ = 0,999

Кп.з.— вероятность эффективной работы системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре.

Кобн — коэффициент, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения объекта ГА оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, значит Кобн = 0,8

Ксоуэ — коэффициент, учитывающий соответствие системы оповещения и управления

эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения оборудованы СОУЭ 3-го типа.

Ксоуэ = 0,8

Кпдз — коэффициент, учитывающий соответствие системы дымоудаления требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения, за исключением, например, автостоянки (п.7.2 СП 7.13130.2013), не требуется оборудовать системой дымоудаления.

Кпдз = 0,8

Кап — коэффициент, учитывающий соответствие системы пожаротушения требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения объекта не требуется оборудовать системой автоматического пожаротушения.

S объекта < 1200м2 (п.7.2 табл. А1 СП 5.13130.2009), S автостоянки=368 м2 (п.4.1.2 табл. А1 СП 5.13130.2009):

Кап = 0,9

Расчетный индивидуальный пожарный риск Qв в рассматриваемых помещениях условного аэропорта ГА составит:

Qв = 4 × 10-2 × (1 – 0,9) × 1 × (1 – 0,999) × (1 – 0,87) = 0,52 × 10-6

В соответствии со ст. 93 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» величина допустимого индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год. В приводимых расчетах (в качестве примера) величина индивидуального пожарного риска составляет 0,52 миллионных

ВОЗГОРАНИЯ В АЭРОПОРТАХ

Экстренную эвакуацию пассажиров и персонала с объектов гражданской авиации (ГА) массового пребывания (в основном аэропорты) производят в случае пожара, стихийного бедствия, техногенной аварии, при реальных угрозах взрыва и иных ситуациях, когда нахождение людей в зданиях или отдельных помещениях представляет угрозу их жизни или здоровью. Если не брать в расчет серию эвакуаций 2017 года, связанных с «телефонным терроризмом», то наиболее вероятная причина для вынужденного вывода сотрудников и пассажиров из аэропорта — возгорание.

Для снижения риска возникновения пожара и минимизации его неблагоприятных последствий на объектах ГА недостаточно внедрения современных технологий и автоматизированных систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей.

Анализ возгораний показывает также важность разработки четких планов эвакуации, в том числе экстренной эвакуации людей из пассажирских терминалов аэропорта.

Планы следует отрабатывать дважды в год в формате практической реализации, то есть учебной отработкой нештатных ситуаций на конкретных рабочих местах и по конкретным зданиям и пассажирским терминалам.

ПОРЯДОК ЭВАКУАЦИИ

Эвакуация в зависимости от конкретной обстановки может быть полной (из всего здания) или частичной (из отдельных помещений или участков). Решение на экстренную эвакуацию людей и определение ее масштабов принимает сменный начальник аэропорта. Он же затем докладывает о ситуации генеральному директору.

При получении сообщения о реальной угрозе ЧС персонал выводится в безопасный район (место) пешим порядком или имеющимся транспортом.

Транзитные и трансфертные пассажиры в сопровождении сотрудников службы организации пассажирских перевозок (СОПП) и пограничной службы на автобусах выезжают в безопасный район до ликвидации последствий ЧС. То же касается и пассажиров с прилета, багаж они получают после нормализации обстановки. Пассажиры, следующие на вылет и прошедшие регистрацию, исходя из расчетного времени до реальной угрозы, осуществляют посадку в воздушное судно, а самолеты вылетают по расписанию. Те, кто не успел пройти регистрацию, под руководством сопровождающих лиц выводятся в безопасный район Встречающие и провожающие лица, а также прочие клиенты аэропорта после сообщения об угрозе ЧС, самостоятельно убывают в безопасный район, указанный в сообщении по громкоговорящей связи (ГГС).

Оказание медицинской помощи пассажирам осуществляют работники медпунктов аэропорта, а также вызванные бригады скорой медицинской помощи и иных медучреждений.

За общественным порядком и сохранностью материальных средств следит личный состав дежурных смен служб авиационной и транспортной безопасности (САБ, СТБ), СОПП, а также сотрудники линейного управления МВД.

Диктор терминалов, используя ГГС, по команде сменного начальника аэропорта информирует пассажиров и сотрудников аэропорта о развитии ЧС и доводит до их сведения правила и рекомендации по эвакуации.

Для эвакуации пассажиров и персонала может быть использован (по договоренности) автотранспорт работающих в аэропорту на основе договоров автотранспортных предприятий по перевозке пассажиров, экспресс-поезда, а также личный транспорт рабочих и служащих. Место подачи транспорта для эвакуации определяет сменный начальник аэропорта исходя из  складывающейся обстановки.

РОЛЬ СОБСТВЕННИКА

Согласно ст. 6 Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта ГА является обеспеченной, если выполнены в полном объеме требования самого техрегламента и пожарный риск не превышает допустимых значений.

Вместе с тем выполнение некоторых требований нормативных документов без оценки пожарных рисков может создать ситуацию, при которой эти требования окажутся неэффективны.

Действующее федеральное законодательство позволяет бизнесменам, работающим в сфере ГА, свободно распоряжаться своим имуществом, если это не создает угрозы другим людям и чужим интересам (ст. 55 Конституции РФ, ст. 1 и 2 Гражданского кодекса РФ). Поэтому собственник объекта ГА вправе разрабатывать адресные системы противопожарной защиты, обязательным элементом которой является обеспечение безопасности людей и чужого имущества. Важно, что избирательное применение действующих норм и правил пожарной безопасности не противоречит законодательству.

При этом необходимо подтвердить эффективность указанных систем путем определения расчетных величин пожарного риска.

РАСЧЕТ ПОЖАРНЫХ РИСКОВ

Согласно ст. 6 и 7 Федерального закона № 123-ФЗ, требования технических регламентов не могут служить препятствием предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для …защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества. А ст. 55 Конституции РФ, ст. 1 и 2 Гражданского кодекса РФ предусматривают право собственника рисковать своим имуществом, не создавая угрозы людям и чужим интересам.

Поэтому в основу оценки пожарного риска и разработки системы обеспечения безопасности эксплуатируемого объекта ГА были положены принципы необходимости неукоснительной противопожарной защиты людей и чужого имущества.

Допустим, на ранее введенном в эксплуатацию объекте ГА реализованы инженерно-технические и объемно-планировочные решения, противоречащие современным требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Их выполнение снижает технико-экономические показатели и причиняет собственнику определенный вред в форме упущенной выгоды.

К таким вопросам относятся: обеспечение размеров основных эвакуационных путей и выходов в здании; протяженность эвакуационных путей, а также количество эвакуационных выходов.

Собственнику необходимо определить расчетные величины пожарного риска, подтверждающие, что реализованные инженерно-технические и объемно-планировочные решения не создают угрозу работающему персоналу и сохранности материальных ценностей. Обосновать реализованные решения таким образом.

Уровень обеспечения пожарной безопасности людей и расчетные методы его определения регламентирует Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (в ред. Приказа МЧС России от 02.12.2015 № 632), далее — Методика.

Выполнение требований Методики должно быть согласовано:

  • с положениями ст. 51 и 81 Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поскольку предусматривает обеспечение безопасной эвакуации людей при возникновении пожара, его развитии и воздействии опасных факторов пожара;
  • с положениями ст. 6 и 7 Федерального закона «О техническом регулировании», предусматривающими применение требований технических регламентов, минимально необходимых для обеспечения безопасности людей и чужого имущества;
  • с положениями ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 и 2 Гражданского кодекса РФ, допускающими предпринимательские риски и ограничивающими права только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц;
  • с положениями ст. 219 Уголовного кодекса РФ, которая устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности только в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека или гибели людей;
  • с положениями ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административное приостановление эксплуатации объектов при наличии угрозы людям.

Определение расчетных величин пожарного риска содержит:

  • определение возможности безопасной эвакуации людей из помещений без отдельных противопожарных мероприятий;
  • оценку риска для людей, находящихся в помещениях здания;
  • выводы об условиях соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.


Был ли вам полезен данный материал?


Кейс по расчету

Вопрос номера:
ПП № 969: как идет
сертификация?

Герой номера:
Александр Старовойтов,
член комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, депутат фракции ЛДПР

Продукт номера:
Особенности ПО распределенных систем видеонаблюдения

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1717 s
queries: 73 (0.0056 s)
memory: 6 144 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.