Кейс по расчету
Большинство аэропортов РФ построено до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Поэтому не все проектные решения на объектах гражданской авиации согласуются с современными требованиями. Ситуация грозит собственникам аэропортов издержками в форме прямых расходов или упущенной выгоды. Однако потерь можно избежать вполне легальным путем — обосновав безопасность проектных решений расчетом индивидуального пожарного риска.
Александр Бочкарев
профессор кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА
УСЛОВНЫЙ ОБЪЕКТ
В качестве примера рассчитаем условные характеристики административного здания ГА — общая площадь помещений составляет более 1000 м2. В составе объекта как административные, так и технические помещения.
- Класс функциональной пожарной опасности объекта — Ф 4.3.
- Степень огнестойкости — II.
- Теплоизоляция и гидроизоляция ограждающих конструкций, оборудования, инженерных сетей выполняется из негорючих (НГ) или горючих (не ниже Г1) материалов.
Для отделки путей эвакуации было запроектировано применение декоративно-облицовочных материалов класса не более:
- для стен и потолков (вестибюли, лестничные клетки) — КМ2;
- для стен и потолков (общие коридоры, холлы, фойе) — КМ3;
- для покрытия полов (вестибюли, лестничные клетки) — КМ3;
- для покрытия полов (общие коридоры, холлы, фойе) — КМ4.
В местах пересечений с коммуникациями противопожарных преград проектируются заделки с пределом огнестойкости, соответствующим пределу огнестойкости пересекаемой конструкции. Коридоры длиной более 15 м имеют естественное проветривание.
Помещения объекта ГА оборудованы:
- автоматической пожарной сигнализацией;
- системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (2-го типа).
Время работы объекта: 24 часа.
Количество людей, единовременно находящихся в помещениях объекта, — 50 человек, из них: сотрудников — 35 чел., группы мобильности М1; посетителей — 15 чел., группы мобильности М1.
При изменении характеристик пожарной нагрузки, функционального назначения помещений, расстановки технологического оборудования, объемно-планировочных и конструктивных решений должны быть произведены дополнительные (повторные) расчеты уровня обеспечения пожарной безопасности.
Риск эксплуатируемого объекта ГА может быть рассчитан следующим образом.
Расчетное время эвакуации людей из помещений и зданий объекта ГА устанавливается по расчету времени движения одного или нескольких людских потоков через эвакуационные выходы от наиболее удаленных мест размещения людей.
Расчетный индивидуальный пожарный риск Qв в здании рассчитывается по формуле:
Qв = Qп × (1 — Кап) × Pпр × (1 — Кэ) × (1 — Кп.з.)
Qп — частота возникновения пожара в здании в течение года, данное значение определяется на основании статистических данных.
Для рассматриваемого здания. При отсутствии статистической информации допускается принимать Qп,i = 4∙10-2 для здания.
Согласно ч. 2, п. 8 методики частота возникновения пожаров составляет не более:
Qп = 4 × 10-2
Рпр — вероятность присутствия людей в здании, определяемая из соотношения Рпр=tфункц/24, где t функц — время нахождения людей в здании в часах. Время нахождения людей в рассматриваемых помещениях составляет 24 часа, поэтому Рпр = 24 / 24 = 1
Рэ — вероятность эвакуации людей. Расчетами установлено, что
Рэ = 0,999
Кп.з.— вероятность эффективной работы системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре.
Кобн — коэффициент, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения объекта ГА оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, значит Кобн = 0,8
Ксоуэ — коэффициент, учитывающий соответствие системы оповещения и управления
эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения оборудованы СОУЭ 3-го типа.
Ксоуэ = 0,8
Кпдз — коэффициент, учитывающий соответствие системы дымоудаления требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения, за исключением, например, автостоянки (п.7.2 СП 7.13130.2013), не требуется оборудовать системой дымоудаления.
Кпдз = 0,8
Кап — коэффициент, учитывающий соответствие системы пожаротушения требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Помещения объекта не требуется оборудовать системой автоматического пожаротушения.
S объекта < 1200м2 (п.7.2 табл. А1 СП 5.13130.2009), S автостоянки=368 м2 (п.4.1.2 табл. А1 СП 5.13130.2009):
Кап = 0,9
Расчетный индивидуальный пожарный риск Qв в рассматриваемых помещениях условного аэропорта ГА составит:
Qв = 4 × 10-2 × (1 – 0,9) × 1 × (1 – 0,999) × (1 – 0,87) = 0,52 × 10-6
В соответствии со ст. 93 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» величина допустимого индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год. В приводимых расчетах (в качестве примера) величина индивидуального пожарного риска составляет 0,52 миллионных
ВОЗГОРАНИЯ В АЭРОПОРТАХ
Экстренную эвакуацию пассажиров и персонала с объектов гражданской авиации (ГА) массового пребывания (в основном аэропорты) производят в случае пожара, стихийного бедствия, техногенной аварии, при реальных угрозах взрыва и иных ситуациях, когда нахождение людей в зданиях или отдельных помещениях представляет угрозу их жизни или здоровью. Если не брать в расчет серию эвакуаций 2017 года, связанных с «телефонным терроризмом», то наиболее вероятная причина для вынужденного вывода сотрудников и пассажиров из аэропорта — возгорание.
Для снижения риска возникновения пожара и минимизации его неблагоприятных последствий на объектах ГА недостаточно внедрения современных технологий и автоматизированных систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей.
Анализ возгораний показывает также важность разработки четких планов эвакуации, в том числе экстренной эвакуации людей из пассажирских терминалов аэропорта.
Планы следует отрабатывать дважды в год в формате практической реализации, то есть учебной отработкой нештатных ситуаций на конкретных рабочих местах и по конкретным зданиям и пассажирским терминалам.
ПОРЯДОК ЭВАКУАЦИИ
Эвакуация в зависимости от конкретной обстановки может быть полной (из всего здания) или частичной (из отдельных помещений или участков). Решение на экстренную эвакуацию людей и определение ее масштабов принимает сменный начальник аэропорта. Он же затем докладывает о ситуации генеральному директору.
При получении сообщения о реальной угрозе ЧС персонал выводится в безопасный район (место) пешим порядком или имеющимся транспортом.
Транзитные и трансфертные пассажиры в сопровождении сотрудников службы организации пассажирских перевозок (СОПП) и пограничной службы на автобусах выезжают в безопасный район до ликвидации последствий ЧС. То же касается и пассажиров с прилета, багаж они получают после нормализации обстановки. Пассажиры, следующие на вылет и прошедшие регистрацию, исходя из расчетного времени до реальной угрозы, осуществляют посадку в воздушное судно, а самолеты вылетают по расписанию. Те, кто не успел пройти регистрацию, под руководством сопровождающих лиц выводятся в безопасный район Встречающие и провожающие лица, а также прочие клиенты аэропорта после сообщения об угрозе ЧС, самостоятельно убывают в безопасный район, указанный в сообщении по громкоговорящей связи (ГГС).
Оказание медицинской помощи пассажирам осуществляют работники медпунктов аэропорта, а также вызванные бригады скорой медицинской помощи и иных медучреждений.
За общественным порядком и сохранностью материальных средств следит личный состав дежурных смен служб авиационной и транспортной безопасности (САБ, СТБ), СОПП, а также сотрудники линейного управления МВД.
Диктор терминалов, используя ГГС, по команде сменного начальника аэропорта информирует пассажиров и сотрудников аэропорта о развитии ЧС и доводит до их сведения правила и рекомендации по эвакуации.
Для эвакуации пассажиров и персонала может быть использован (по договоренности) автотранспорт работающих в аэропорту на основе договоров автотранспортных предприятий по перевозке пассажиров, экспресс-поезда, а также личный транспорт рабочих и служащих. Место подачи транспорта для эвакуации определяет сменный начальник аэропорта исходя из складывающейся обстановки.
РОЛЬ СОБСТВЕННИКА
Согласно ст. 6 Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта ГА является обеспеченной, если выполнены в полном объеме требования самого техрегламента и пожарный риск не превышает допустимых значений.
Вместе с тем выполнение некоторых требований нормативных документов без оценки пожарных рисков может создать ситуацию, при которой эти требования окажутся неэффективны.
Действующее федеральное законодательство позволяет бизнесменам, работающим в сфере ГА, свободно распоряжаться своим имуществом, если это не создает угрозы другим людям и чужим интересам (ст. 55 Конституции РФ, ст. 1 и 2 Гражданского кодекса РФ). Поэтому собственник объекта ГА вправе разрабатывать адресные системы противопожарной защиты, обязательным элементом которой является обеспечение безопасности людей и чужого имущества. Важно, что избирательное применение действующих норм и правил пожарной безопасности не противоречит законодательству.
При этом необходимо подтвердить эффективность указанных систем путем определения расчетных величин пожарного риска.
РАСЧЕТ ПОЖАРНЫХ РИСКОВ
Согласно ст. 6 и 7 Федерального закона № 123-ФЗ, требования технических регламентов не могут служить препятствием предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для …защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества. А ст. 55 Конституции РФ, ст. 1 и 2 Гражданского кодекса РФ предусматривают право собственника рисковать своим имуществом, не создавая угрозы людям и чужим интересам.
Поэтому в основу оценки пожарного риска и разработки системы обеспечения безопасности эксплуатируемого объекта ГА были положены принципы необходимости неукоснительной противопожарной защиты людей и чужого имущества.
Допустим, на ранее введенном в эксплуатацию объекте ГА реализованы инженерно-технические и объемно-планировочные решения, противоречащие современным требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Их выполнение снижает технико-экономические показатели и причиняет собственнику определенный вред в форме упущенной выгоды.
К таким вопросам относятся: обеспечение размеров основных эвакуационных путей и выходов в здании; протяженность эвакуационных путей, а также количество эвакуационных выходов.
Собственнику необходимо определить расчетные величины пожарного риска, подтверждающие, что реализованные инженерно-технические и объемно-планировочные решения не создают угрозу работающему персоналу и сохранности материальных ценностей. Обосновать реализованные решения таким образом.
Уровень обеспечения пожарной безопасности людей и расчетные методы его определения регламентирует Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (в ред. Приказа МЧС России от 02.12.2015 № 632), далее — Методика.
Выполнение требований Методики должно быть согласовано:
- с положениями ст. 51 и 81 Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поскольку предусматривает обеспечение безопасной эвакуации людей при возникновении пожара, его развитии и воздействии опасных факторов пожара;
- с положениями ст. 6 и 7 Федерального закона «О техническом регулировании», предусматривающими применение требований технических регламентов, минимально необходимых для обеспечения безопасности людей и чужого имущества;
- с положениями ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 и 2 Гражданского кодекса РФ, допускающими предпринимательские риски и ограничивающими права только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц;
- с положениями ст. 219 Уголовного кодекса РФ, которая устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности только в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека или гибели людей;
- с положениями ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административное приостановление эксплуатации объектов при наличии угрозы людям.
Определение расчетных величин пожарного риска содержит:
- определение возможности безопасной эвакуации людей из помещений без отдельных противопожарных мероприятий;
- оценку риска для людей, находящихся в помещениях здания;
- выводы об условиях соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
ПП № 969: как идет
сертификация?
Герой номера:
Александр Старовойтов,
член комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, депутат фракции ЛДПР
Продукт номера: Особенности ПО распределенных систем видеонаблюдения