Младший брат ГЛОНАСС
Московская область модернизирует Региональную навигационно-информационную систему (РНИС). Новая система, запуск которой состоится зимой 2018 года, позволит осуществлять автоматизированный контроль работы областного пассажирского транспорта, включая школьные автобусы, спецтранспорт коммунального хозяйства, автотранспортные средства, задействованные в перевозке особо опасных и крупногабаритных грузов.
По сути, РНИС — это система сбора, анализа и контроля работы разных групп транспорта в интересах субъекта. Новый проект призван обеспечить безопасность функционирования транспортного комплекса Московского региона, в рамках реализации единой государственной политики в сфере обеспечения безопасности на транспорте. Проект также позволит повысить экономическую эффективность регионального транспорта и качество транспортного обслуживания населения региона.
По данным пресс-службы правительства Московской области, в мае 2017 года регион объявил о заключении инвестиционного контракта по модернизации РНИС с АО«Группа Т-1» (входит в группу компаний «Ренова»). Согласно условиям конкурса, инвестор вложит около 250 млн рублей в модернизацию системы управления транспортом.
Заказчиком выступает Министерство транспорта Московской области, на которое также возложены полномочия по заключению, изменению и прекращению договора. В проекте инвестиционного договора, выложенном на сайте правительства Московской области, говорится, что в июле 2018 года количество подключенных ТС (пассажирские автобусы, дорожная техника, техника ЖКХ, школьные автобусы, опасные грузы) достигнет 100%. Общее количество пользователей РНИС к 2020 году должно быть не менее 20 тыс.
К 2019 году количество нарушений условий госконтрактов должно сократиться на 40%. Эффективность использования пассажирского транспорта к 2019 году повысится на 10%, а к 2021 году — на 30%. Аналогичные показатели ожидаются в работе дорожно-строительной и коммунальной техники.
Согласно конкурсной документации, срок проекта составляет семь лет. Инвестор выступает разработчиком модернизированной системы РНИС и на все время срока действия инвестконтракта наделяется полномочиями оператора РНИС. Правообладателем системы остается Московская область.
«Второе поколение» РНИС обеспечит круглосуточный онлайн-мониторинг и оперативный сбор информации, что предоставит области возможность принимать действенные управленческие решения на основе полученных данных о нарушениях в сфере пассажирских перевозок, соблюдения маршрута, графика и скоростного режима движения», — сообщает пресс-служба правительства Московской области.
В рамках системы предусмотрен различный функционал, предназначенный для государственного аппарата. Внедрение системы позволит осуществлять централизованный контроль со стороны Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области за исполнением договоров транспортными предприятиями, оплачивая услуги перевозчикам по фактическому объему выполненных работ, а также осуществлять оперативную обработку обращений и жалоб населения. Компании, исполняющие обязанности по госконтрактам, смогут отслеживать свои транспортные средства (ТС), их нарушения и основные показатели качества работы.
Для пассажиров будет запущен электронный сервис, который позволит получить информацию о времени прибытия наземного пассажирского транспорта и изменениях маршрутов движения. Кроме того, жители смогут воспользоваться функцией общественного контроля качества оказываемых транспортных услуг.
В течение срока действия проекта инвестор сможет вернуть вложенные деньги благодаря продаже дополни тельных сервисов. Один из наиболее востребованных сегодня — решение по анализу стиля вождения сотрудников: чем аккуратнее вождение, тем больше автопарк может сэкономить на ремонте, страховании, ГСМ и штрафах. В зависимости от манеры вождения и интенсивности использования ТС экономия составляет от 10% годового бюджета на автопарк.
ПРИЧИНЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
Сам по себе проект внедрения РНИС стартовал в РФ в 2012 году — было потрачено более 200 млн рублей. В 2012 году было опубликовано несколько нормативных актов, обязывающих регионы оснастить транспортные средства ГЛОНАСС/GPS-оборудованием и аккумулировать получаемую навигационную информацию в РНИС. В список входят транспортные средства, выполняющие работу по перевозке пассажиров, школьников, опасных грузов, а также по ремонту или очистке дорог.
По данным Минэкономразвития РФ, на конец 2016 года оснащение оборудованием ГЛОНАСС транспортных средств, подлежащих оснащению в регионах, реализовано на низком уровне. Всего 7 из 85 регионов эффективны на 40–60 баллов (по стобалльной системе), в других регионах показатели еще хуже. На конец 2016 года оборудованием спутниковой навигации ГЛОНАСС было оснащено лишь 18,2% ТС категории М в сегменте коммерческих пассажироперевозок, 34,5% ТС — в сегменте перевозок детей, 65,8% — санитарного транспорта и 15,6% ТС — в сегменте ЖКХ.
Низкая эффективность «первого поколения» РНИС объясняется рядом факторов. Так, большая часть ТС оборудована навигационными устройствами, но данные с них не востребованы в результате непонимания сторонами их ценности. Организации, выполняющие работы по госконтракту, как правило, отчитываются о качестве и количестве проделанной работы ежекартально в программе Excel.
Однако такие отчеты не признаются достоверными и не могут быть доказательством выполненной работы. Кроме того, переданные в РНИС данные, предоставленные в виде отчетов, не коррелируются в системе, их невозможно проверить и отследить в режиме онлайн. Нет единого «термометра» между руководством региона и исполнителем госконтракта. Плюс отсутствие онлайнконтроля за деятельностью перевозчиков провоцирует снижение бдительности за соблюдением транспортной безопасности.
В результате у региона нет инструмента контроля и оценки транспортной работы. В свою очередь организации не могут защитить выполненную работу и получить справедливую оплату, а население не получает качественный сервис.
СТАТИСТИКА
По данным Национального союза страховщиков, одним из самых опасных видов транспорта названы междугородние, городские и пригородные пассажирские автобусы. Так, в городских автобусных перевозках на 1 млн пассажиров приходится 0,17 потерпевших, в пригородных и маршрутках — 0,37, а в среднем по автобусам этот показатель составляет 0,24, причем на 1 погибшего приходится 26 раненых.
По данным ГИБДД, за январь-ноябрь 2017 года количество ДТП с участием пассажирского транспорта в России (относительно соответствующего периода 2016 г.) увеличилось на 4,1%. Количество погибших выросло на 35%, а раненых — на 3,9%.
Внедрение РНИС призвано переломить столь печальный тренд, а также на высоком качественном уровне управлять и контролировать работу транспорта. Проекты по модернизации РНИС планируется реализовать и в других регионах России. Сегодня с рядом субъектов РФ ведутся переговоры.
Развитие РНИС — также часть государственной программы цифровой экономики, утвержденной на период 2017–2030 годов. Главной целью программы является создание и развитие цифровой среды, что облегчит решение проблем конкурентоспособности и национальной безопасности РФ.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
ПП № 969: как идет
сертификация?
Герой номера:
Александр Старовойтов,
член комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, депутат фракции ЛДПР
Продукт номера: Особенности ПО распределенных систем видеонаблюдения