Пристегнитесь, вас снимают

06 сентября 2018, 16:08    478

Росавтодор ожидает двукратного сокращения аварийности на федеральных трассах к 2020 году, а к 2030 году — достижения нулевого уровня смертности при авариях. В этих целях ведомство намерено развить систему комплексов автоматической фотовидеофиксации (ФВФ). Уже сейчас число комплексов на дорогах РФ достигает 10 тыс. единиц против 5 тыс. в 2016 году. Производители комплексов и эксплуатанты автомобильных дорог к резкому росту рынка готовы. Дело за малым — сделать требования профильных ГОСТов обязательными.

ДО ЧЕГО ДОШЕЛ ПРОГРЕСС

Просто ФВФ — это пережиток прошлого. Сейчас на российских дорогах активно внедряются многофункциональные интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые позволяют в автоматическом режиме проводить обнаружение различных внештатных ситуаций и акцентировать на них внимание диспетчера ситуационного центра. ИТС способны обрабатывать информацию, поступающую с камер ФВФ, что обеспечивает не только контроль соблюдения ПДД, но и содействует в розыске угнанных автомобилей, помогает анализировать транспортные потоки с точностью до дорожного ряда, прогнозировать дорожную ситуацию, отслеживать метеоусловия, что особенно важно на аварийных участках.

СОБСТВЕННИК ИЛИ АРЕНДАТОР

По отношению к подобным системам заказчики часто выступают в роли арендаторов. На конкурсной основе та или иная компания поставляет оборудование за свой счет, размещает его на участках, указанных заказчиком, проводит пусконаладочные работы, поверку оборудования, обеспечивает бесперебойную работу, а затем передает данные и предлагает все необходимые инструменты для их обработки. Таким образом заказчик снимает с себя непрофильные задачи, получая готовое решение в области обеспечения безопасности на дорогах, а регион — средства в казну в виде штрафов за нарушение ПДД.

Впрочем, собственником также может быть регион, оператор трассы, поставщик на период контракта. Обслуживание и ремонт оборудования на российских дорогах осуществляют специалисты профильных компаний, так как это трудоемкий и дорогой процесс. К тому же оборудование очень чувствительно с точки зрения угла установки, поэтому правильное расположение камер имеет критическую важность.

ФВФ В ЧАСТНЫЕ РУКИ

Полномочиями по установке и использованию на дорогах автоматических средств фиксации нарушений ПДД сейчас наделена Госавтоинспекция. На основании результатов проведенного анализа аварийности на участках трассы число систем ФВФ может варьироваться. Однако снимаются камеры крайне редко, чаще устанавливаются дополнительные точки фиксации.

Например, в 2017 году на трассе Москва–Волгоград число камер в Волгоградской области было увеличено в три раза. В октябре 2017 года на рассмотрение в Госдуму РФ внесен законопроект, расширяющий права владельцев автомобильных дорог по их содержанию. Новые положения закона позволят им самостоятельно устанавливать и использовать автоматические технические средства ФВФ нарушений ПДД.

Предполагается, что информация о зафиксированных правонарушениях будет передаваться собственниками дорог напрямую в органы государственного и муниципального контроля. При этом обработка и рассылка нарушителям постановлений об административных правонарушениях будет осуществляться также за счет этих субъектов.

В то же время у владельцев средств контроля нарушений может появиться право инициировать их установку на дорогах. Однако на это потребуется письменное согласие собственника дороги и согласование места установки технического средства с территориальным управлением МВД России. При этом содержание средства фиксации, а также обработка и рассылка постановлений осуществляются за счет владельцев специальных технических средств.

ПРАВИЛА УСТАНОВКИ

В вопросе установки комплексов многое зависит и от рельефа местности, но и «усредненные правила» тоже существуют.

Камеры, отслеживающие метеоусловия на дорожном полотне, принято инсталлировать каждые 30 км в обе стороны. Такие камеры, как правило, делают снимок каждые 15 минут и отправляют данные в режиме реального времени в эксплуатационную дорожную службу, где принимается решение, например, срочно направить снегоуборочную технику.

Наибольшее число систем ФВФ устанавливается на трассах категории IА (автомагистраль) и IБ (скоростная автодорога), что вполне логично. Эти трассы имеют в каждую сторону четыре и более полос, а максимальная скорость составляет 110-130 км/час, что создает ситуацию повышенной опасности.

Так, на отрезке в 44 км Рижского шоссе от МКАД до первой развязки с Центральной кольцевой автомобильной дорогой (съезд на Звенигород) установлено порядка четырех комплексных систем. Они фиксируют ситуацию на дорожном полотне, плотность потока, скоростной режим и выезд на обочину. Для передачи информации непосредственно водителю о дорожных работах и метеоусловиях каждые 10 км установлены экраны, на которых отражается актуальная информация. Плюс на этом же отрезке, но на других участках, установлено порядка пяти камер контроля моментальной скорости.

Существуют участки дорог, особенно на Северном Кавказе, которые являются стратегически важными, и они подпадают под категорию охраняемых, что предусматривает весьма серьезные правила и требования в части обеспечения безопасности. Думается, что под эту категорию подпадет и Крымский мост.

КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ

Наиболее популярна на российских дорогах система «Стрелка СТ». Оснащенная двумя блоками, она позволяет измерять скоростной режим сразу всех автотранспортных средств, которые попадают в зону воздействия — 1 км сразу по четырем полосам движения. Такие камеры также устанавливают для контроля дорожной обочины или выделенной полосы.

Система «Поток» позволяет распознавать госномера автомобилей в пределах одной полосы. Максимальная скорость для считывания регистрационного знака на фото — 150 км/час. Кроме того, система способна осуществлять поиск по существующим базам данных (наличие других нарушений закона, автомобиль в розыске) и отправлять оперативную информацию на ближайший пост ГИБДД.

Систему «Автоураган» не удастся обнаружить с помощью детектора радаров. Имея все возможности «Потока», эта система способна измерять скоростной режим до 255 км/час с минимальной погрешностью — не бо лее 1 км/час. До недавнего времени система в основном применялась для контроля скоростного режима. Однако она обладает способностью фиксировать выезд за стоплинию, на встречную полосу и обочину, проезд на запрещающий сигнал светофора, проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал, проезд под запрещающий знак, по трамвайным путям, тротуарам, велосипедным дорожкам и выделенным полосам. Эти камеры также способны выявлять не пристегнутых пассажиров,

говорящих по телефону водителей, машины, не пропускающие пешеходов, выключенные дневные ходовые огни или фары ближнего света.

В настоящее время в России становится популярным относительно новый тип камеры контроля скорости, определяющей нарушение по средней скорости движения автомобиля на участке дороги. К подобным решениям относится, например, система «Автодория».

Принцип работы предельно прост: расстояние между камерами делится на время его проезда автомобилем, на основании чего высчитывается средняя скорость движения. Информация передается в Центр организации дорожного движения (ЦОДД), и далее по схеме нарушитель скоростного режима получает «письмо счастья». Такая система обеспечивает соблюдение ПДД на участках протяженностью от 500 м до 10 км.

ЧЕГО ХОЧЕТ ГОСТ

О необходимости разработки стандартов на рынке говорили с момента появления первых комплексов в 2008 году. С 1 июня 2017 года по всей России начали действовать единые правила установки и производства комплексов фиксации нарушений ПДД, согласно ГОСТам, утвержденным Росстандартом.

В соответствии с этими документами, комплексы могут быть радиолокационными, лазерными, индуктивными, магнитными и пьезоэлектрическими. Все они должны замерять скорость в диапазоне от 20 до 250 км/час.

Вероятность распознавания номера, независимо от времени суток и погоды, не должна быть менее 90%. Фотография автомобиля должна отображать отличительные признаки транспортного средства. При фиксации нарушений обязательно должна быть видна разметка дорожного полотна.

Камерам с функцией трекинга (фиксируют путь машины) запрещено измерять скорость на расстоянии ближе 50 м. Комплексы необходимо устанавливать на участках дорог с плохой видимостью, около школ, на перекрестках, а также в местах повышенной концентрации нарушителей ПДД и в местах, где произошло более трех ДТП с пострадавшими за последний год. Муляжи камер разрешается использовать только в том случае, если на дороге отмечено снижение количества нарушений. Отснятые материалы необходимо хранить в течение 30 дней.

Вместе с тем ГОСТы носят рекомендательный характер. Для того чтобы они были обязательными, нужно внести изменения в техрегламент Таможенного союза «О безопасности автомобильных дорог» (в компетенции правительства РФ). Именно этот документ является основополагающим при проектировании и строительстве дорог. На данный момент в перечне изделий, применяемых в соответствии с техрегламентом «О безопасности автомобильных дорог», средств ФВФ нет. Эти технические средства отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог.

ПОНЯТНЫЕ ПЕРПЕКТИВЫ

С вводом в эксплуатацию обновленных приборов количество штрафов заметно увеличивается. По данным МВД РФ, за 9 месяцев 2017 года на территории РФ с помощью средств ФВФ вынесено 65,5 млн постановлений против 61 млн в 2016 году. При этом в 2017 году количество обжалованных постановлений составило лишь 0,35%.

Возрастающий количественный и качественный тренд в области использования ФВФ на российских дорогах сохранится как минимум еще пять лет, особенно на областных трассах, где, по данным компании «Автодория», 63% аварийно опасных участков вне населенных пунктов пока не оснащены системами ФВФ нарушений ПДД. Кроме контроля скоростного режима и камер «на полосу» в городах в скором времени ожидается массовая установка камер на пешеходных переходах. На загородных трассах будет все больше мобильных комплексов, фиксирующих пересечение сплошной полосы и запрещенный обгон.


Был ли вам полезен данный материал?


Пристегнитесь, вас снимают

Вопрос номера:
ПП № 969: как идет
сертификация?

Герой номера:
Александр Старовойтов,
член комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, депутат фракции ЛДПР

Продукт номера:
Особенности ПО распределенных систем видеонаблюдения

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2726 s
queries: 142 (0.0226 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.