VRата новых технологий

18 сентября 2018, 19:33    464

Объем мирового рынка виртуальной реальности (VR), по данным аналитической компании SuperData, к 2020 году вырастет в 20 раз — до $37,7 млрд. А число VR-пользователей, согласно прогнозам инвестиционного банка Goldman Sachs, к 2025 году достигнет отметки 315 млн человек. В России преимущества VR- и AR-технологий (дополненной реальности) уже оценили Минобороны, МЧС и другие госструктуры. VR- и AR-разработчики уверены: их экспансия в сферу безопасности только начинается.

Илья Вигер, Генеральный директор, VR Concept

VR-технологии получили широкое распространение в отраслях, которые активно занимаются трехмерными моделями, — сложное машиностроение, авиастроение, моторостроение. Большое количество машиностроительных предприятий пользуется виртуальными библиотеками своих изделий для потенциальных заказчиков в шоурумах, на выставках.

Помимо WOW-эффекта, виртуальная реальность позволяет более детально представить проект и сделать презентации наглядными и понятными любой аудитории. Также у VR-технологий есть потенциал в будущем заменить звонки при помощи традиционных мессенджеров, так как виртуальная реальность обеспечивает эффект телеприсутствия.

Если говорить о сегменте безопасности, VR активно используется на промышленных объектах для обучения персонала, когда моделируются различные происшествия. В качестве примера обучающего VR-тренажера можно привести проект в университете МЧС в Санкт-Петербурге, который использует систему виртуальной реальности для отработки навыков спасателей.

Вопрос об использовании VR для видеонаблюдения, пожарных систем и т. д. — терминологический. Есть решения, которые могут показывать видео в онлайн-режиме и с обзором в 360 градусов. Специальный шлем позволит получать картинку с камер видеонаблюдения и просматривать изображение, просто крутя головой. Таким образом, операторам не нужно отвлекаться на дистанционное управление устройствами.

Существенные ограничения VR-технологий сегодня связаны с вычислительными мощностями, поскольку системы VR весьма требовательны к производительности ПК, в частности видеокарт. Есть определенные технологические вопросы, которые еще предстоит решить, например обеспечение стабильного и корректного распознавания образов. Важно понимать, что виртуальная реальность — это лишь средство визуализации тех знаний по безопасности, которые есть внутри компании. Сейчас мы наблюдаем, как многие компании изучают технологии VR, закладывают в них свои знания в области безопасности и таким образом создают собственные решения.

Александр Ларионов, директор по развитию бизнеса, группа компаний VRTech

VR-технологии сегодня применяются в разных отраслях. В первую очередь это развлечения. Например, один из наших продуктов — CINEMAVR — позволяет пользователю оказаться внутри игрового сюжета, основанного на фильме. Решение набирает популярность, особенно в сегменте ТРЦ.

Другое направление — недвижимость. Мы строим шоурумы, где при помощи VR-технологий демонстрируем как коммерческую, так и жилую недвижимость, которая на данном этапе еще находится на стадии проектирования или застройки.

Третья возможность — промышленные и военные тренажеры. Такие решения мы показывали на форуме «Армия-2017», в частности в павильоне Концерна «Калашников» был развернут тактический тренажер для военнослужащих. Кроме того, мы разработали несколько тренажеров для ПАО «РЖД» с возможностью отработки приемов коммуникации, обучения билетных контролеров в пригородных поездах. Сотрудники отрабатывают в виртуальной реальности разные ситуации, включая конфликтные, когда пассажир отказывается оплачивать проезд.

Во время разработки тренажера мы советовались со специалистами учебных центров компании «РЖД», с психологами, совместно прорабатывали модели поведения.

Это все хорошие кейсы, которые показывают, что нельзя сводить VR только к зрелищности и визуальным эффектам. Еще одно направление — киберспорт. Совместно c компанией Wargaming мы разработали новый продукт для соревнований. Для него мы использовали ту же платформу, что и для военных образцов.

Стоимость таких тренажеров начинается примерно от 3 млн рублей, но нужно понимать, что все они очень разные. Разработчики используют разные стандарты, поэтому и цена может сильно варьироваться. Рынок VR- и AR-технологий молодой, устоявшегося ценообразования здесь нет.

Следующее направление — перфоманс — это маркетинг и рекламные кейсы. Мы успешно транслируем в VR игры либо рекламную информацию про тот или иной продукт для бизнеса.

Что касается безопасности. Заказчики этого рынка к нам еще не приходили. Но мне известно, что другие компании имеют наработки в этой области. Например, при помощи VR можно отрабатывать приемы оказания первой помощи. Также можно осматривать пространство в VR-маске — это не сильно отличается от обычного видеонаблюдения. В такое решение можно встроить видеоаналитику. Это позволит сократить количество камер на объекте.

Дальнейшее развитие VR-технологий я вижу в двух направлениях. Во-первых, произойдет удешевление VR-оборудования, его количество на рынке увеличится. Во-вторых, повысится уровень технических параметров — графики, производительности устройств, беспроводных решений, угла обзора и т. д.

Антон Окрема, директор по продукту, VR-агентство LIKEVR

Основные отрасли, в которых мы работали с виртуальной реальностью, — это недвижимость, игры, event (BTL-активности). Например, можно показывать сотрудникам или клиентам удаленные объекты бизнеса, производства, что избавляет от необходимости далеких командировок.

Основной плюс VR — ощущение присутствия. Можно взять объект, к примеру огнетушитель, или привести в действие систему оповещения, услышать вой сирены. Но в отрасли есть и свои технологические ограничения. До сих пор клиенты жалуются на низкое разрешение у VR-шлемов. В течение нескольких лет появятся шлемы с разрешением 4К.

Дальнейшее будущее за костюмами, которые позволят чувствовать материал. Подобные технологии уже есть. И некоторые из них разрабатываются в России. Мы надеемся, что через 5-10 лет реальность и виртуальность станут неразличимы.

Вячеслав Котов, исполнительный директор, представительство ESI Group в России

Системы виртуальной реальности получили широкое распространение в транспортном машиностроении — производстве авиационной техники, автомобилей, строительной техники, судостроении и для производства железнодорожного транспорта. Данную систему применяют такие компании, как Airbus Gmbh, AVIC, Boeing, VW Group, Mercedes, Toyota, Honda, BMW, Bombardier, Caterpillar, Rheinmetall и т.д.

VR используются для:

  • виртуального изучения разрабатываемого продукта на самой ранней стадии процесса создания;
  • сокращения времени разработки и запуска в производство, оптимизации дизайна с учетом будущего обслуживания изделия, оптимизации последовательности сборки/демонтажа, проверки сборочных компонентов, оборудования и инструментов, поддержки разработки документации и визуализации процесса изготовления продукта.

Главным образом VR-системы используются для подготовки и обучения инженеров-конструкторов, технологов, обслуживающего персонала и руководителей подразделений промышленных предприятий. Они развивают такие навыки и компетенции, как возможность проектировать, осуществлять сборку, наладку и обслуживание готового изделия в виртуальной среде до начала его реального производства. Второй уровень компетенций — возможность оценки и принятия решения руководством о производстве или доработке изделия еще на стадии виртуального проектирования.

Одним из вариантов применения системы виртуальной реальности является представление продукта потенциальным заказчикам как до его изготовления — для определения целесообразности, так и уже готовых изделий, если их демонстрация затруднительна, — военной техники, крупногабаритных изделий, зданий и сооружений. Для этих целей в VR-системе можно реализовать различные механизмы — воссоздание необходимых условий окружающей среды, отражение, рендеринг, источники света и т. д.

Еще одна возможность — отработка действий экстренных служб по время чрезвычайных ситуаций. Интерактивная визуализация также может помочь в определении мест расположения средств предупреждения и ликвидации ЧП — датчиков, огнетушителей, систем оповещения, тревожных кнопок и т. д. — с точки зрения их доступности для персонала и спасателей, скорости и удобства их использования.

Вячеслав Богаткин, генеральный директор, ООО «Аппфокс»

Если рассматривать VR как способ монетизации для обучения персонала, основной отраслью являются квесты с виртуальной реальностью. Бизнес-модель выглядит просто — организатор заказывает квест в студии по разработке игр. Задача студии — сделать игровую локацию в соответствии с потребностями заказчика. Основная идея — гиперреальность. Игрок полностью погружается в виртуальный мир: касаясь стены в виртуальной реальности, он касается реальной стены.

Такая точная модель восприятия дает свои плоды — очереди переполняют подобные заведения и рентабельность данного бизнеса  крайне высокая.

Если мы говорим про VR-технологию в целом, то основной спрос наблюдается у госкомпаний и компаний крупного бизнеса. При подготовке к выставкам VR является неотъемлемой частью запланированных мероприятий. Тот WOW-эффект, который вызывает виртуальная реальность, надолго остается в головах посетителей выставки. Основное технологическое ограничение сегодня — качество картинки. Связано это с тем, что очки дублируют изображение и компьютер обрабатывает двойную информацию — с очков и с компьютера. А значит, и нагрузка двойная. Но ежегодно производительность растет вдвое.

Вилка цен на разработку тренажеров и программ варьируется. Например, простую мини-игру для выставки можно сделать за 500 тысяч рублей. А вот многопользовательский квест на 12 человек с сюжетной линией на 30 минут может дойти до 3 млн.


Был ли вам полезен данный материал?


VRата новых технологий

Вопрос номера:
Как цифровизация
изменит бизнес?

Герой номера:
Мурат Алтуев,
генеральный директор ITV | AxxonSof

Продукт номера:
Инструменты видеонаблюдения

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2162 s
queries: 155 (0.0146 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.