В ожидании полномочий

08 ноября 2017, 21:35    350

Нечеткая модель финансирования и дефицит полномочий — две главные беды «Безопасных городов» с точки зрения муниципалитетов. Что делать и кто виноват? Представители региональных и городских администраций озвучили свое мнение в диалогах с корреспондентами журнала RUБЕЖ.

Подготовили: Станислав Тарасов, Александр Попов

 

Антон Кольцов, первый заместитель губернатора, председатель правительства Вологодской области

— Решением Межведомственной комиссии от 14 августа 2015 года по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город», Вологодская область была включена в число пилотных субъектов по реализации концепции АПК «Безопасный город».

Мы не рассматриваем АПК «Безопасный город» как средство зарабатывания. Комплекс в первую очередь направлен на повышение уровня безопасности населения и территории.

Для реализации проекта в Вологодской области создана региональная межведомственная рабочая группа, согласован план реализации проекта и подготовлено техническое задание для пилотных муниципалитетов (Вологда, Череповец и Вытегорский муниципальный район). По итогам открытого конкурса в конце 2015 года исполнителем работ по построению АПК была выбрана компания ПАО «Ростелеком», 10 февраля 2016 года был подписан государственный контракт. В качестве субподрядчика на выполнение части работ, в том числе по интеграции систем, «Ростелеком» привлек компанию «Техносерв». Поэтому реализацию проекта мы ведем в тесном диалоге с обеими организациями.

Стоимость проекта составляет 809,7 млн рублей. Эти средства предусмотрены государственной программой «Обеспечение профилактики правонарушений, безопасности населения и территории Вологодской области в 2013-2020 годах». Согласно госконтракту финансирование АПК в 2016-2017 годах производит подрядчик, то есть «Ростелеком». Расчет с компанией будет производиться в течение четырех лет. Для этого мы включили в состав АПК те системы, эксплуатация которых позволит вернуть затраченные средства. 

Например, за счет генерации штрафов за различные нарушения. Однако мы не рассматриваем АПК «Безопасный город» как средство зарабатывания. Комплекс в первую очередь направлен на повышение уровня безопасности населения и территории. Поэтому никаких платных услуг населению или организациям в рамках АПК мы предоставлять не планируем. Как часть «Безопасного города», во всех муниципальных образованиях Вологодской области созданы единые дежурно-диспетчерские службы.

До создания полнофункциональной «Системы-112» на территории региона маршрутизация звонков по номеру «112» от операторов сотовой связи была организована с использованием интерактивной информационно-справочной системы (IVR) с дополнительным набором цифр: 

1 — служба пожарной охраны и реагирования в чрезвычайных ситуациях; 
2 — служба полиции; 
3 — служба скорой медицинской помощи; 
4 — аварийная служба газовой сети. 

Рабочие языки системы — русский и английский. В настоящее время мы создаем базовую инфраструктуру центра обработки вызовов «Системы-112» в административном центре г. Вологда. Для этих работ в 2017 году предусмотрено финансирование в размере 28,9 млн рублей. В 2018 году единый номер «112» должен быть введен на территории всей Вологодской области. Ориентировочная стоимость проекта — 104 млн рублей.

 

Михаил Горбунов, заместитель губернатора Курской области, председатель комитета региональной безопасности Курской области.

В плане построения АПК «Безопасный город» наш регион находится в начале пути. Для координации работы и обеспечения системного подхода в Курской области приняты нормативные правовые акты — на региональном и муниципальном уровнях, созданы межведомственные рабочие группы, совет конструкторов, а также утверждена концепция построения и развития АПК и региональный план мероприятий. 

Координатором проекта по построению АПК «Безопасный город» постановлением губернатора от 17.07.2015 № 315-ПГ определен комитет региональной безопасности Курской области. Реализация проекта идет по двум направлениям. На региональном уровне мы строим плат- форму КСОБЖН (комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности) АПК «Безопасный город» Курской области, на муниципальном — АПК «Безопасный город». Для каждого из направлений разработаны технические проекты с учетом методических указаний МЧС России. Проект для АПК в настоящее время находится на согласовании в Совете главных конструкторов АПК «Безопасный город». 

Работы по проектам включают два этапа: I этап: 2017-2018 — построение КСОБЖН АПК «Безопасный город» и ее интеграция с АПК «Безопасный город» пилотных муниципальных образований; II этап: 2018-2020 — завершение построения КСОБЖН АПК «Безопасный город», интеграция с АПК «Безопасный город» всех муниципальных образований, проведение испытаний и принятие системы в эксплуатацию. Финансирование проекта предусмотрено из областного бюджета Курской области. На раз- работку технического проекта региональной платформы КСОБЖН АПК «Безопасный город» уже затрачено 99 000 рублей, а на его реализа- цию запланировано 186 480 000 рублей, из них: 

• на 2017 — 1 000 000 рублей; 
• на 2018 — 21 866 725 рублей; 
• на 2019 — 21 866 725 рублей; 
• на 2020 — 141 706 550 рублей.

На разработку технического проекта региональной платформы КСОБЖН АПК «Безопасный город» уже затрачено 99000 рублей, а на его реализацию запланировано 186480000 рублей.

Реализация АПК в муниципальных образованиях будет происходить за счет городских бюджетов. Например, создание единого центра оперативного реагирования (ЕЦОР) «Безопасного города» в Курске потребует 150000000 рублей. Подрядчиком по проекту, вплоть до 2020года, выбрана компания «Ростелеком». Схемы и сроки возврата средств находятся на стадии проработки. Для монетизации проекта за счет предоставления услуг по обеспечению безопасности или сбора за автомобильные стоянки нет оснований, так как нет соответствующего федерального закона. Недостаточность правового регулирования — это в целом одна из трудностей, с которыми сталкиваются регионы в процессе по- строения АПК «Безопасный город». 

В частности, в концепции АПК и методических рекомендациях МЧС России содержатся ссылки на более чем 40 нормативных актов. Однако ни один их них не определяет полномочия регионов и муниципальных образований. Как следствие, не создано расходных обязательств по построению АПК. Я считаю, что, поскольку базовым элементом всей системы являются именно муниципальные образования, необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3. Но без поддержки из федерального бюджета проект по созданию «Безопасного города» не сможет эффективно развиваться. А для этого нужно на уровне правительства РФ принять программу по финансированию. Концепция АПК предполагала ее подготовку еще до декабря 2015 года. Кроме того, не утверждены критерии и показатели эффективности использования АПК «Безопасный город» для субъектов РФ. 

Соответственно, без учета данных критериев не могут быть качественно утверждены показатели эффективности для муниципальных программ. Не утверждены и единые технические требования к сегментам АПК, к нам в регион они до сих пор не поступали.

 

Фарит Гумеров, председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 года № 537, концепцией построения и развития АПК «Безопасный город» и методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано создать АПК «Безопасный город» до 2020 года. План мероприятий по созданию АПК на территории Республики Башкортостан в настоящее время проходит процедуру согласования. Реализация отдельных элементов АПК «Безопасный город» включена в государственную программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Башкортостан». 

Финансирование этих мероприятий будет осуществляться за счет республиканского бюджета. АПК «Безопасный город» в республике станет центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания. Одним из ключевых элементов АПК станет единый центр оперативного реагирования, который в настоящее время создается на базе единой дежурно-диспетчерской службы. ЕДДС уже функционируют в каждом муниципальном районе и городском округе Республики Башкортостан.

 

Игорь Сахаров, руководитель департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области

В настоящее время в Воронежской области ведется работа по развитию сегментов АПК «Безопасный город». Создана система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», на территории ряда городских округов области создана и развивается система видеонаблюдения с элементами интеллектуального детектирования критических событий (оставленный предмет, скопление людей, нарушение охранной зоны), система автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Также развивается система оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций — по итогам комплексной проверки в марте 2017 года системы оповещения были оценены как «готовые к использованию по предназначению». Образовательные учреждения Воронежской области оборудованы системами оповещения о пожаре и автоматическими пожарными сигнализациями с функцией автоматического вызова пожарной бригады в случае детектирования пожара. Системы мониторинга установлены и на других социально значимых объектах региона.

C 1 марта 2017 года на территории Воронежской области начато использование номера для вызова экстренных оперативных служб на постоянной основе.

Наш департамент связи и массовых коммуникаций выступает главным распорядителем бюджетных средств на создание сегментов АПК «Безопасный город». Так, в период с 2013 по 2016 год на построение системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и системы видеонаблюдения с элементами интеллектуального детектирования критических событий затрачено 250,8 млн и 75,3 млн рублей соответственно. В настоящее время формируется бюджетная заявка на финансирование в 2018-2020 годах.

Источники финансирования — бюджет Воронежской области. На штатной основе в регионе созданы ЕДДС. В конце 2015 года «Система-112» прошла приемку государственной комиссией и в 2016 году приступила к выполнению своих функций на всей территории области в режиме опытной эксплуатации. Приказом Минкомсвязи РФ с 1 марта 2017 года на территории Воронежской области начато использование номера для вызова экстренных оперативных служб на постоянной основе. Воронежская область стала четвертым субъектом Российской Федерации с полноценно функционирующей «Системой-112». Основными интеграторами и провайдерами при построении комплексов «Безопасный город» в Воронежской области выступили ЗАО «Энвижин Групп», ООО «Перемена», ЗАО «Сфера», АО «Квант-Телеком», ЗАО «Информсвязь-Черноземье», ПАО «Ростелеком».

 

Алексей Евдокимов, старший дознаватель УНД и ПР Главного управления МЧС России по Саратовской области

Работа по построению АПК «Безопасный город» в Саратовской области ведется главным управлением МЧС России региона в тесном взаимодействии с правительством Саратовской области, органами местного самоуправления организована работа по развитию комплекса на территории области. Была создана межведомственная рабочая группа, которая разработала план развития АПК на территории региона. В качестве пилотных регионов выбраны город Саратов, Балаковский муниципальный район и городской округ — ЗАТО «Светлый». Планы по реализации проектов АПК «Безопасный город» уже согласованы с ГУ МЧС по Саратовской области в полном объеме. 
В настоящее время ведется работа по разработке технического задания на создание и внедрение опытных участков АПК «Безопасный город» на территории пилотных муниципальных образований области. Также проводятся мероприятия по подготовке ЕДДС. Сейчас на штатной основе в 38 муниципальных образованиях и 4 городских округах созданы и функционируют 42 ЕДДС. Кроме того, межведомственная группа занимается разработкой проекта подпрограммы по вопросам финансирования мероприятий по построению сегментов АПК «Безопасный город». В дальнейшем мы планируем включить ее в государственную программу «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года». Подпрограмма, как ожидается, будет предусматривать муниципальное финансирование комплекса на территории пилотных муниципальных образований в г. Саратове и Балаковском муниципальном районе. Всего на территории области действует четыре государственные программы, предусматривающие финансирование развития отдельных систем (сегментов систем) АПК «Безопасный город»: 

• «Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма и противодействие незаконному обороту наркотических средств до 2020 года» (Постановление Правительства Саратовской области от 20.11.2013 №646-П); 
• «Развитие транспортной системы до 2020 года» (Постановление Правительства Саратовской области от 20.11.2013 № 641-П); 
• «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года» (Постановление Правительства Саратовской области от 20.11.2013 № 639-П); • «Информационное общество на 2014-2017годы» (Постановление Правительства Саратовской области от 20.11.2013 № 640-П).

Станислав Горячкин, заместитель начальника Главного управления региональной безопасности Омской области — начальник управления безопасности населения и территорий

Главное управление региональной безопасности Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Создание системы АПК «Безопасный город» на территории Омской области осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 260-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, участие в обеспечении общественного правопорядка и общественной безопасности Омской области». Координирующим органом выступает региональная межведомственная комиссия по АПК, в которую входят заинтересованные федеральные органы, органы исполнительной власти Омской области и органы местного самоуправления.

Подрядчиком по проекту АПК «Безопасный город» в Омской области стала компания «Ростелеком»

Техническое задание для реализации АПК в области было утверждено 27 сентября 2016 года. Проект также получил все необходимые допуски от МЧС России. Подрядчиком по проекту стала компания «Ростелеком». Реализация государственного контракта запланирована на 2017-2020 годы, расходы составляют 989,68 млн рублей. Из них предусмотрено: 

• на 1-й этап (2017 год) — 121,3 млн рублей; 
• на 2-й этап (2018 год) — 202,3 млн рублей; 
• на 3-й этап (2019 год) — 367,2 млн рублей; 
• на 4-й этап (2020 год) — 298,88 млн рублей.

Финансирование производится полностью из областного бюджета.

 

Полина Антонова, заместитель начальника управления пресс-службы, связей с общественностью и аналитической работы департамента внутренней политики и развития местного самоуправления Орловской области

В соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2016 года № 454 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие системы комплексной безопасности в Орловской области» ответственным исполнителем по совершенствованию системы обеспечения вызовов экстренных служб на территории Орловской области, построению и развитию АПК «Безопасный город» является департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства. Департамент промышленности, связи и торговли определен ответственным за завершение в полном объеме развертывания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Орловской области и организацию дальнейшей эксплуатации.

Ориентировочный объем затрат на построение «Системы-112» на территории Орловской области оценивается в 140 млн рублей ЕДДС созданы во всех муниципальных образованиях региона. Работа над проектом осуществлялась за счет бюджетных средств муниципальных образований. В 2017 году на территории области также развернута система экстренного вызова оперативных служб по номеру «112», в дальнейшем она будет интегрирована в АПК «Безопасный город». 

С января 2017 года система функционирует в режиме опытной эксплуатации. В настоящее время с «Системой-112» могут работать операторы «Ростелекома» и «МегаФона». В августе 2017 года планируется подключение операторов «Билайн», МТС и «Теле 2». Ориентировочный объем затрат на построение «Системы-112» на территории Орловской области оценивается в 140 млн рублей. В целях реализации Концепции построения и развития АПК «Безопасный город» была создана региональная межведомственная комиссия. В ее состав вошли представители главного управления МЧС России по Орловской области, УМВД России, УГИБДД УМВД России, УФСБ России,  Центра специальной связи и информации ФСО России, органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, Орловского филиала ПАО «Ростелеком» и КУ Орловской области «Орел-транссигнал». Также созданы муниципальные межведомственные комиссии — их деятельность уже спланирована, разработаны, согласованы главком МЧС по области и утверждены планы реализации концепции построения и развития АПК «Безопасный город». В качестве пилотных муниципальных образований по внедрению и развитию АПК были определены г. Орел, г. Дивны и Кромской район.

На 2017-2018 годы запланирована разработка проектно-сметной документации на построение АПК «Безопасный город» в «пилотах» и реализация практических мероприятий по построению комплекса. На территории региона действует государственная программа «Развитие системы комплексной безопасности в Орловской области» со сроком реализации 2017-2020 годы. В нее входит подпрограмма «Построение и развитие АПК «Безопасный город» на территории Орловской области». Общий объем финансирования этой госпрограммы составляет более 42 млн рублей из средств регионального бюджета. Вместе с тем рассматривается вопрос необходимости привлечения инвесторов для реализации проекта по АПК.

В ожидании полномочий

Вопрос номера:
Каким теперь будет
"Безопасный город"?

Герой номера:
Роман Шайхутдинов,
министр информатизации и связи Республики Татарстан

Продукт номера:
Носимые видеорегистраторы

RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-15, +7 (495) 539-30-20

Время работы:

E-mail: info@ru-bezh.ru

E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 105)

total time: 1,4906 s
queries: 200 (0,3007 s)
memory: 4 096 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.