Норд-ГОСТ

13 октября 2017, 10:31    1270

30 марта 2017 года приказом Росстандарта создан технический комитет 340 «Антитеррористическая деятельность», он возьмет на себя разработку национальных и международных стандартов. Первыми участниками ТК стали Госкорпорация «Ростех», Росгвардия РФ, ФСБ России, представители ветеранских объединений и бизнес-структур. О планах деятельности нового комитета журналу RUБЕЖ рассказал ответственный секретарь ТК 340 Вячеслав Попов.

 

Как возник ТК 340 и почему функции секретариата ТК возложены на Региональный общественный фонд содействия социальной безопасности имени Минина и Пожарского «ПРАВОПОРЯДОК-ЩИТ» (РОФССБ им. Минина и Пожарского «ПРАВОПОРЯДОК-ЩИТ»)?

ВЯЧЕСЛАВ ПОПОВ: Технический комитет 340 (ТК 340) организован по инициативе Регионального общественного фонда социальной безопасности «ПРАВОПОРЯДОК- ЩИТ». Фонд также взял на себя обязательства по ведению документации нового ТК.

Наш Фонд— это ветеранское общественное объединение, здесь собрались выходцы почти из всех силовых ведомств. Мы помогаем семьям погибших ребят, исходя из имеющихся возможностей поддерживаем их. В этом году отметили 20 лет своего существования. С Фондом аффилирован ряд созданных ветеранами предприятий малого бизнеса, специализирующихся в области безопасности. Секрета мы из этого не делаем. Также нам помогают спонсоры: члены Фонда и не только. Мы участвуем в конкурсах социально значимых проектов, выигрываем гранты. Можно сказать, что именно гранты в последнее время являются нашим основным источником финансирования.

Что легло в основу идеи создания комитета «Антитеррористическая деятельность»?

В. ПОПОВ: В течение последних двух-трех лет друзья и коллеги высказывали предложения о необходимости детализации и конкретизации порядка и процедур разработки и согласования паспортов безопасности для предприятий. Мало кто из специалистов мог дать исчерпывающую информацию по этому вопросу. Мы провели самостоятельное исследование. Оказалось, что на критически важных и потенциально опасных объектах все в порядке. Силовики, в частности органы ФСБ, уже довольно давно уделяют должное внимание этому вопросу. В отношении остальных категорий объектов в 2013 году вышло Постановление Правительства РФ № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».

После этого появились требования для отдельных категорий объектов. Для предприятий бизнеса основным ориентиром стало постановление правительства РФ № 272, которое установило требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии (в редакции от 14.10.2016). Фактически это два разных вида объектов, две разные темы. Если с объектами, состоявшими под охраной МВД (в настоящее время— Росгвардии), все более-менее ясно, то, углубившись в тему мест массового пребывания людей, мы выявили порядка 40 противоречий в нормативной базе. И это уже после того, как МВД выпустило разъяснения по ним.

Изучили московские региональные акты, нашли противоречия с федеральными. Хотя приоритет имеет вышестоящий нормативный акт, нередко ответственные лица ориентируются именно на местные нормы. Другой момент — это согласование паспортов безопасности. На наш взгляд, «согласователи» периодически превышают свои полномочия, под тем или иным предлогом отклоняя паспорта безопасности.

Таким образом, мы подошли к необходимости унификации подходов к пониманию и толкованию требований. Поставили перед собой задачи: определить общие критерии их выполнения и установить квалификацию работников, которые обеспечивают антитеррористическую безопасность. В составе попечительского совета Фонда долгое время находится Галина Панкина, в прошлом— ректор Академии стандартизации, метрологии и сертификации. Именно она подсказала, что решать обнаруженные проблемы нужно через стандартизацию. Так родилась идея ТК 340.

Какими будут основные направления вашей деятельности?

В. ПОПОВ: Мы подготовили план работы, согласно которому разработка стандартов начнется с 2018 года. Но фактически работа уже стартовала. Сейчас комитет готовит формулировки для стандарта по антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. Потом будем согласовывать термины с Росгвардией, ФСБ и остальными членами технического комитета.

Перспективы по дальнейшей работе у нас огромные. К каждому постановлению правительства об антитеррористической защищенности нужен отдельный стандарт. Но план — это не догма, а руководство к действию. Поэтому мы будем маневрировать и делать стандарты по мере их актуальности. Например, в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года актуальны проблемы стандартизации деятельности по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности гостиниц, стадионов и иных объектов, связанных с подготовкой и проведением мероприятия.

Также среди приоритетных задач — разработка стандарта по антитеррористической защищенности высотных зданий. Один из участников нашего фонда — Валерий Петров, сотрудник СОДИС Лаб (компания по разработке систем мониторинга и безопасности строительных объектов. — Прим. ред.), довольно глубоко изучал проблему защищенности высоток. Фактически у нас уже есть ряд готовых проектов.

В перечень кодов Общероссийского классификатора стандартов (ОКС), закрепленных за ТК 340, входят следующие: 01.020 Терминология (принципы и координация); 01.080 Графические обозначения; 03.080.99 Услуги прочие; 13.310 Защита от преступлений; 13.320 Системы аварийной сигнализации и оповещения; 33.050.99 Телекоммуникационная оконечная аппаратура прочая; 93.010 Гражданское строительство в целом. Является ли этот перечень исчерпывающим?

В. ПОПОВ: Нет. Он, конечно, будет расширяться. Дело в том, что в прямой постановке классификаторы, отражающие наши намерения в полной мере, подобрать сложно. Из всего многообразия мы взяли наиболее близкие к сфере деятельности нашего комитета.

Будет ли ТК 340 разрабатывать стандарты на услуги в данной области?

В. ПОПОВ: Конечно. Ряд организаций на рынке безопасности помогает предприятиям составить и оформить паспорт антитеррористической защищенности объекта. В настоящее время их деятельность не регулируется надлежащим образом. Однажды уже были предложения сделать эти услуги государственными. Также остро стоит вопрос повышения квалификации тех специалистов, которые непосредственно отвечают за обеспечение антитеррористической безопасности. Тут можно говорить как об образовательных стандартах, так и о профессиональных. Речь идет прежде всего о лицах, которым делегирует полномочия собственник объекта, т. е. о внутренней вертикали управления. А также о сотрудниках органов исполнительной власти субъектов Федерации.

ТК 340 планирует разрабатывать методики оценки рисков и обоснования возможного ущерба. Что ляжет в основу этих методик?

В. ПОПОВ: Оценка рисков — это непаханое поле. Грамотно оценить угрозы — это работа на перспективу, поэтому сейчас нужно начинать с самых общих вопросов. Прежде всего— с терминологического обеспечения этой деятельности. Это мнение не только мое личное, но и тех экспертов в этой области, с которыми мы общались.

Часть требований по антитеррористической защищенности называются «произвольными». Поясните, о чем речь?

В. ПОПОВ: Есть вещи, сформулированные не очень конкретно. Но это не волюнтаризм или непрофессионализм, просто приходится брать за основу то, что существует. Например, тот же риск возникновения теракта предлагается оценивать по критерию «имел ли место в регионе размещения объекта теракт». Однако это предельно условный критерий. Потому что сегодня терактов нет, а завтра их может быть несколько, а может и никогда больше не случится. Такие вещи могут рассматриваться в качестве критериев только в том случае, если отсутствуют другие показатели. Но называть их удачными я бы не стал.

Кто из партнеров и членов комитета активнее всего участвует в разработке новых стандартов?

В. ПОПОВ: Представители Росгвардии активно участвуют в работе ТК. И это очень хорошо, т. к. Росгвардия становится участником категорирования и паспортизации все большего числа объектов в разных категориях.

Активно себя проявили члены комитета со стороны государственной корпорации «Ростех» и ее дочерних организаций. Есть и потенциальные участники ТК. К нам обратился Университет комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения. У них есть идеи относительно антитеррористической защищенности жилого фонда города Москвы и высотных объектов.

Есть запрос от научно-технической компании «ИнформАльянс», они занимаются комплексной безопасностью. В общем, интерес к комитету есть.

Удалось ли выстроить отношения со смежными комитетами?

В. ПОПОВ: Нашу тематику существующие комитеты затрагивают только отчасти. Ближе всех ТК 234. Но коллеги работают только по одному сегменту проблемы антитеррористической защищенности. Определенный взаимный интерес есть, и мы возлагаем надежды на сотрудничество. ТК 340 своего рода новация, потому что в силу разных причин вопрос ранее так не ставился.

По факту, в этой сфере образовалось пространство, не охваченное процессом стандартизации. Не так давно мы получили письмо с предложением заключить соглашение о взаимодействии с техническим комитетом 099 «Алюминий». Мы оцениваем это сотрудничество как перспективное: не стоит забывать, что объекты алюминиевого производства могут рассматриваться как возможные мишени террористических атак.

Планирует ли ТК заниматься стандартизацией в области технических средств обеспечения безопасности?

В. ПОПОВ: В отношении конкретных технических средств работа только начинается, конкретики пока нет. Но напрашивается дифференциация требований к инженерно-техническим и иным средствам обеспечения безопасности на объекте. Вопрос, конечно, не простой, ведь многие решения достаточно затратные. В целом все элементы оборудования и систем безопасности нуждаются в более детальном описании в рамках стандартов и сводов правил. Это касается и видеонаблюдения, и сигнализации и многого другого.

 

ТК 340 «Антитеррористическая деятельность»

Дата создания: 30.03.2017 Секретариат: Региональный общественный фонд социальной безопасности имени Минина и Пожарского «ПРАВОПОРЯДОК-ЩИТ» Председатель: Власов Валентин Александрович Секретарь: Попов Вячеслав Васильевич

Состав ТК 340:

1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) 
2. Федеральная Служба Безопасности Российской Федерации (ФСБ России)
3. Главное управление вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
4. Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
5. Государственная корпорация «Ростех»
6. Акционерное общество «СИБЕР»
7. Департамент региональной безопасности города Москвы
8. Государственное автономное учреждение города Москвы «Московская государственная экспертиза» (Мосгосэкспертиза)
9. Главное управление региональной безопасности Московской области
10. Международная общественная организация «Международная ассоциация ветеранов подразделений антитеррора «Альфа»
11. Акционерное общество Центр технического и сметного нормирования в строительстве
12. Акционерное общество «РусБезопасностьКонсалтинг»
13. Общество с ограниченной ответственностью «СОДИС ЛАБ»
14. Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сириус-АВ»
15. Общество с ограниченной ответственностью «Агентство правового содействия ЩИТ»


Был ли вам полезен данный материал?


Норд-ГОСТ

Вопрос номера:
Каким теперь будет
"Безопасный город"?

Герой номера:
Роман Шайхутдинов,
министр информатизации и связи Республики Татарстан

Продукт номера:
Носимые видеорегистраторы

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 1.1224 s
queries: 142 (0.4077 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.