Мы не оставим города свои

12 октября 2017, 10:23    183

МВД России установило новый порядок взаимодействия с муниципальными образованиями при построении правоохранительного сегмента (ПС) АПК «Безопасный город», замкнув на себя все вопросы обеспечения единой технической политики в этой области. Определены виды технических средств безопасности для муниципалитетов, объявлены точка входа — согласование ТЗ с НПО «Спецтехника и связь» (СТиС) и условия покупки — обязательная сертификация в системе МВД. В апреле 2017 года документ в формате методических рекомендаций был разослан в регионы.

Когда точно не известно, что называть «Безопасным городом», назвать таковым можно что угодно. На уровне Концепции АПК БГ с точки зрения всех причастных выглядит безупречным и полностью отвечает поручению президента Пр-1175 от 27.05.2014 и постановлению правительства № 2446-p от 03.12.14 г. Однако на этапе реализации мероприятий концепции возникли вопросы по межведомственному взаимодействию.

 

НАЧАТЬ С НУЛЯ

В период разработки концепции ее идеологи — представители крупнейших российских ИТ-компаний — объявили все ранее построенные системы, в том числе установленные МВД, морально и физически устаревшими. Поэтому ИТ-рынок предложил строить «Безопасные города» в РФ с нуля и «по правильному», при этом оценив общий бюджет программы в 260 млрд рублей.

Российское законодательство о местном самоуправлении определяет лицом, уполномоченным взаимодействовать с ФОИВ (федеральными органами исполнительной власти), главу субъекта Федерации. Этот факт ИТ-разработчики проигнорировали, спроектировав систему муниципального уровня, которая требует финансовых и организационных решений, выходящих не только за пределы полномочий главы города, но даже за пределы региона.

Главы субъектов РФ, не получив нормативного обеспечения для построения АПК, с собственными проекта — ми, в отличие от ИТ-компаний, не спешили, сосредоточившись на построении региональных подсистем РСЧС (национальная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и КСОБЖН (комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности на — селения). Так как для данных систем нормативная база уже создана, на реализацию проектов выделяются целевые средства из федерального и регионального бюджетов.

Правоохранительный сегмент в региональных системах также имеет место: автоматическая фиксация нарушений на дорогах, камеры во дворах и местах массового скопления людей (не только МВД), стойки «Гражданин-Полиция» и «Система-112» для взаимодействия населения со службами быстрого реагирования и многие другие. Столкнувшись с суровой действительностью российских межбюджетных отношений, которые к тому же оказались закреплены на уровне Бюджетного кодекса РФ, ИТ-разработчики попытались убедить глав регионов перераспределить средства. А именно — перенаправить их с региональных систем на муниципальные АПК «Без — опасный город» в части, не связанной с обеспечением правопорядка. В этот момент и вмешалось МВД России.

 

СЛОВО МВД — ЗАКОН

Во-первых, министерство пришло к выводу, что пора брать правоохранительный сегмент АПК «Безопасный город» или муниципальный уровень КСОБЖН в свои руки, пока ИТ-специалисты в стремлении к построению идеального электронного государства не поломали то, что уже есть и работает. 12 февраля 2016 года заместитель министра МВД Александр Махонов уведомил заместителя главы МЧС Александра Чуприяна о том, что министерство будет строить правоохранительный сегмент «Безопасного города» по частному ТЗ, то есть без согласования с МЧС и техническими консультантами компании «Техносерв».

Это решение МВД обосновало тем, что в проекте Единых технических требований (ЕТТ) не сформированы четкие задачи по созданию АПК «Безопасный город», а также требования по назначению и архитектуре его правоохранительного сегмента. К тому же МВД по поручению главы государства с 2007 года уже занимается строительством правоохранительных сегментов «Без — опасных городов» по собственной типовой модели.

Во-вторых, министерство внутренних дел напомнило участникам проектов АПК БГ, что за нарушение бюджетной дисциплины полагаются меры прокурорского реагирования (из выступления заместителя главы МВД России Александра Горового на первой всероссийской конференции «АПК «Безопасный город» 25 февраля 2016 года).

 

ТОЧКИ НАД « i »

В апреле 2017 года МВД сделало разъяснение по сегментам АПК БГ, которые затрагивают компетенцию министерства. Под ними следует понимать комплекс средств видеонаблюдения, фото-, видеофиксации нарушений ПДД, преступлений, административных правонарушений и происшествий, а также технических средств для обеспечения экстренной связи граждан с дежурными

Совокупность этих элементов называется правоохранительным сегментом АПК «Безопасный город» (ПС АПК БГ), и его нужно строить в соответствии с методическими рекомендациями МВД России и никак иначе.

Финансирование мероприятий по созданию ПС АПК БГ осуществляется за счет бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников (средств предприятий и организаций различных форм собственности, заинтересованных в обеспечении правопорядка на прилегающих территориях).

Представитель территориального органа МВД России будет участвовать во всех этапах построения ПС АПК БГ — от планирования и подготовки обоснования под финансирование до проектирования, составления конкурсной документации и приемки работ.

Все планы по построению правоохранительного сегмента «Безопасных городов» на уровне региона и муниципалитетов подлежат согласованию с территориальными подразделениями МВД России. Все технические задания на проектирование ПС АПК БГ подлежат утверждению в НПО «Спецтехника и связь» МВД. 31 декабря 2016 года новая редакция приказа № 1149 возложила на СТиС ответственность за организацию выполнения мероприятий построения и развития сегментов АПК «Безопасный город». В частности, обеспечение правопорядка и профилактики правонарушений, обеспечение правопорядка на дорогах, обеспечение безопасности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

 

ЧТО КУПЯТ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО СЕГМЕНТА «БЕЗОПАСНЫХ ГОРОДОВ»

Кроме перечисленных выше систем видеонаблюдения, фото- и видеофиксации и связи в правоохранительном сегменте муниципального уровня должны присутствовать системы сбора и хранения данных, управляющее ПО и система защиты информации. Ниже приведены выдержки из Методических рекомендаций по вопросам построения, развития и использования сегментов АПК «Безопасный город», затрагивающих компетенцию МВД России.

Средства видеонаблюдения (основные требования):
• должны соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 29.09.16 г. № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности…»;
• видеокамеры в местах массового скопления граждан и транспортных средств должны в дежурном режиме выполнять периметральный обзор по заранее заданному маршруту (патрулирование по препозициям) и иметь удаленное управление панорамирования, наклона, оптического зума и т.д.;
• телекамеры и средства видеонаблюдения должны пройти обязательную сертификацию в системе МВД России.

Средства фото- и видеофиксации фактов нарушения ПДД (СФВФ, основные требования):
• должны отвечать ГОСТ Р 57144-2016 (общие требования к автоматическим спецсредствам для контроля за дорожным движением), ГОСТ Р 57145-2016 (правила применения автоматических спецсредств для контроля за дорожным движением) и приказу МВД России от 8.11.12 № 1014 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере госрегулирования...»;
• должны обеспечивать вероятность ошибок распознавания не более 5%; вероятность пропуска транспортных средств — не более 5%; вероятность появления дубликатов и фантомов — не более0,5% и т.д.;
• СФВФ должны пройти обязательную сертификацию в системе МВД России.

Пункты экстренной связи «Гражданин-Полиция» (ПЭС ГП, основные требования):
• должны представлять собой оконечные устройства, состоящие из переговорного блока, видеокамеры и датчика вскрытия в полной комплектации, либо только переговорного блока и датчика вскрытия;
• должны обеспечивать предоставление гражданам круглосуточной и круглогодичной оперативной экстренной голосовой связи с операторами линий «02», ручное и автоматическое управление видеокамерами наблюдения с регистрацией аудио- и видеосигнала, многоканальную запись аудио- и видеопереговоров с возможностью их прослушивания и передачи в электронном виде на другие сетевые устройства. Через ПЭС ГП с камерой — связь в режиме видеозвонка, без камеры — в режиме двусторонней дуплексной голосовой связи;
• устройство передачи голосовых сообщений должно иметь заключение МВД России о пригодности для проведения идентификационных исследований по голосу и речи. Аппаратура регистрации переговоров должна иметь заключение МВД России о пригодности получаемой с него информации для проведения аналогичных исследований.

Некоторые требования к телекоммуникационной инфраструктуре

Подключение оформляется соглашением об информационном взаимодействии между муниципальным органом власти и территориальным органом МВД России по согласованию с НПО «СТиС» МВД. Могут использоваться радио- и проводные каналы связи, обеспечивающие передачу в реальном времени информацию с точек связи «Гражданин-Полиция», СФВФ и средств видеонаблюдения. Некоторые требования к программному обеспечению Все ПО, используемое в правоохранительном сегменте, должно быть основано на программном обеспечении с открытым исходным кодом, сертифицировано ФСТЭК России и быть свободным от лицензионных отчислений в сторону третьих лиц. Права на программное обеспечение должны принадлежать Российской Федерации. Исходные тексты программного обеспечения и программная документация на программные средства должны быть переданы в фонд алгоритмов и программ МВД России.

Некоторые требования к системе сбора и хранения данных

Система должна хранить собранные данные не менее 30 суток со дня получения с предоставлением по запросу в единую систему информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. Серверы, используемые в системе сбора и хранения данных, должны быть построены на базе микропроцессоров семейства «Эльбрус».

Некоторые требования к информационной безопасности

СЗИ должна удовлетворять требованиям, установленным для государственных информационных систем и информационных систем персональных данных приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 и приказом ФСБ России от 10.07.2014 № 378. Соответствие требованиям проверяется перед вводом информационной системы в эксплуатацию.

Общие требования к оборудованию и системам

Правоохранительный сегмент АПК БГ должен работать 7 дней в неделю, 24 часа в сутки, 365 дней в году. На восстановление любой системы — не более 8 часов, полный срок службы оборудования до списания — не менее 5 лет. При создании системы должны применяться только действующие в РФ нормативно-технические документы. В процессе проведения работ должна быть выполнена стандартизация. При выполнении работ должен быть разработан ограничительный перечень, устанавливающий номенклатуру изделий и материалов. При выполнении работ максимально должны использоваться ранее разработанные средства и технологии, а целесообразность новых должна быть обоснована с учетом поиска готовых аналогов. Все уже используемые в ПС АПК БГ аппаратные и программные средства, протоколы и стандарты будут проанализированы с выдачей рекомендаций по обеспечению технологической независимости от изделий иностранного производства.

 

 

Мы не оставим города свои

Вопрос номера:
Каким теперь будет
"Безопасный город"?

Герой номера:
Роман Шайхутдинов,
министр информатизации и связи Республики Татарстан

Продукт номера:
Носимые видеорегистраторы

RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-15, +7 (495) 539-30-20

Время работы:

E-mail: info@ru-bezh.ru

E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 105)

total time: 0,8292 s
queries: 299 (0,1511 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.