Ценовая диктатура

18 сентября 2018, 15:34    506

В 2017 году, в 20-летнюю годовщину принятия Федерального закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», профсоюз экспертов в области промышленной безопасности выступил с предложением внести ряд изменений. Цель поправок — остановить ценовую диктатуру со стороны заказчиков и ограничить появление на рынке большого количества недобросовестных исполнителей.

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) является одним из лицензируемых видов деятельности в области обеспечения промышленной безопасности. Статьей 13 116-ФЗ определены объекты, подлежащие ЭПБ, которую проводит организация с соответствующей лицензией на реализацию таких работ. 

В последние 5–7 лет участились случаи недобросовестного выполнения ЭПБ экспертными организациями (ЭО), что приводит к инцидентам и авариям на опасных производственных объектах. Поэтому Ростехнадзор (РТН) был вынужден разработать ряд законодательных и административных инициатив, направленных на усиление лицензионных требований и введение государственной системы аттестации экспертов. В частности, речь идет о Постановлении Правительства РФ от 28.05.2015 № 509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности», которое определило правила государственной аттестации специалистов.

Ранее удостоверения экспертов выдавали (или продавали) обучающие организации. Уже с осени 2016 года Ростехнадзор начал проводить первые аттестации экспертов, что привело к отсеиванию большей части недобросовестных исполнителей, которых до этого нововведения насчитывалось более четырех тысяч.
Однако по-прежнему остаются без внимания со стороны государства вопросы финансирования услуг по ЭПБ. Нерегулируемые механизмы рыночных отношений в области промышленной безопасности во многом нивелируют требования, исполнение которых должно обеспечивать защиту производственных объектов.

ЭКСПЕРТИЗА УТРОМ — ДЕНЬГИ ВЕЧЕРОМ

В настоящее время никакими нормативными документами не определен порядок расчетов заказчика с экспертной организацией за выполнение ЭПБ. Условия расчетов определяются договором между заказчиком и ЭО. В частности, он устанавливает сроки оплаты услуг по проведению ЭПБ — как правило, в течение 60–90 дней после подписания заказчиком акта выполненных работ. Практика показывает, что на выполнение ЭПБ (результатом которой являются внесенные в реестр Ростехнадзора заключения ЭПБ на технические устройства, здания и сооружения) нужно не менее 30 календарных дней. Это условие соблюдается при стечении ряда благоприятных обстоятельств: наличия полного и достаточного комплекта документации на объект экспертизы, подготовки объекта к диагностированию, отсутствия недопустимых дефектов и повреждений после проведения технического диагностирования, своевременного проведения согласовательных процедур со службами заказчика и т. п.

По правилам проведения ЭПБ «срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы. Срок проведения экспертизы может быть продлен по соглашению сторон».

В большинстве случаев на проведение ЭПБ затрачивается от двух до трех месяцев. Таким образом, оплату за предоставленные услуги экспертная организация получает через 4–6 месяцев после начала выполнения работ. Это означает, что в этот период свою жизнедеятельность ЭО должна обеспечивать за счет собственных оборотных средств.

Расходы экспертных организаций:

• Оплата труда

• Страховые взносы

• НДС (если есть)

• Налоги на транспорт (если есть в собственности)

• Налоги на землю (если есть в собственности)

• Приобретение расходных материалов

• Поверка средств измерений

• Командировочные расходы

• Ремонт и обновление оргтехники, приборной базы и иного оборудования

• Закупка спецодежды

• Обеспечение функционирования систем менеджмента качества по ISO 9001 и безопасности труда и охраны здоровья согласно OHSAS 18001

• Проведение медосмотров

• Обучение видам работ, связанных с допуском специалиста на ОПО и т. д.

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?

Возникает логичный вопрос: откуда взяться оборотным средствам, если услуги, которые предоставляются ЭО, оплачиваются в течение 60–90 дней?

При выработке 1,5 млн рублей на человека в год и при средней численности организации 50 человек ежемесячный размер средств, который необходим для обеспечения бесперебойной финансово-хозяйственной деятельности, составляет 6,25 млн рублей. Очевидно, что при упомянутых условиях оплаты такие обязательства выполнить невозможно. И зачастую это приводит к уходу ЭО в теневую сферу экономики (зарплата в конвертах и максимальный уход от налогов).

В настоящее время все ЭО по правовой форме собственности можно условно классифицировать следующим образом:

• ЭО в статусе индивидуального предпринимателя (ИП);

• ЭО в статусе общества с ограниченной ответственностью (ООО);

• ЭО в статусе акционерного общества (публичного или непубличного).

Их материально-техническая составляющая, структура затрат, степень обязательств перед государственными структурами (ФНС, ФСС, ПФР, Трудовой инспекцией, МЧС, Роспотребнадзором, Росприроднадзором и т. д.), уровень социальной ответственности значительно отличаются друг от друга. Соответственно, рыночная конкуренция между этими ЭО носит условный характер.

Действующая система лицензирования в области ЭПБ, несмотря на внесенные изменения, предъявляет, по мнению специалистов АО «ИркутскНИИхиммаш», минимальные и недостаточные требования к кандидатам на право выполнения работ согласно ст. 13 116-ФЗ. Это создает благоприятную среду для появления большого количества экспертных организаций, что, в свою очередь, превращает ЭПБ в весьма коммерциализированный рынок услуг, часто — с низким качеством. Высокий уровень предложения на этом рынке и введение системы тендерных процедур привели к необоснованному снижению цен на выполняемые работы.

Организации с юридической формой «ООО» или «индивидуальный предприниматель» в этих условиях проявляют бóльшую гибкость в изменении цен, так как несут минимальные затраты по налогам и другим отчислениям, расходам на развитие научно-технического и приборного обеспечения.

А СУДЬИ КТО?

Отдельно стоит рассмотреть позицию заказчиков в отношении ЭПБ и ЭО. В большинстве случаев для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, экспертиза промышленной безопасности сводится к формальной процедуре, так как объекту по закону необходимо иметь заключение ЭПБ. С другой стороны, заказчики часто считают своим правом диктовать условия экспертной организации и самостоятельно решать, например, какой срок безопасной эксплуатации должен быть указан в заключении ЭПБ, на сколько продлить остаточный ресурс технических устройств и т. д. Невыполнение требований клиента приводит к тому, что он не подписывает акты приемки-сдачи работ, а ЭО исключают из числа приоритетных партнеров.

Подобная «идиллия» в отношениях между ЭО и заказчиком сохраняется до тех пор, пока не происходят инцидент или авария на объекте, за которые вынуждена отвечать организация, выполнявшая экспертизу промышленной безопасности. Кроме того, на организацию в этой ситуации накладывается материальная ответственность за инцидент и обязанность возместить убытки, понесенные владельцем объекта в результате аварии.

НЕ ПО ПРАВИЛАМ

На рынке экспертизы промышленной безопасности складывается следующий экономический казус. В то время как в потребительских сегментах (магазинах, автозаправочных станциях, гражданских и государственных услугах, транспорте и т. д.) цены с каждым годом растут, рыночная стоимость услуг по экспертизе промышленной безопасности постоянно снижается. Только за последние пять лет цена упала в среднем в 2–3 раза. На графике 1 представлен пример средней стоимости проведения ЭПБ на некоторые виды технических устройств для одного из крупных предприятий в составе государственной корпорации.
Сэкономленные на ЭПБ средства обычно идут на покрытие убытков от последствий инцидентов и аварий. Подобная практика «выживает» с рынка ответственные и добросовестные экспертные организации, которые специализируются на решении сложных, нестандартных инженерных задач в области промышленной безопасности.

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ

Экспертная организация, которая несет ответственность за качество ЭПБ (в том числе уголовную) и фактически не имеет права голоса, чтобы отстоять собственные условия работы, находится «между молотом и наковальней». Законодательно 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 13, п.9) закрепляет только обязанности экспертов в области промышленной безопасности, но никак не защищает их с правовой точки зрения.

«Молотом и наковальней», с одной стороны, выступают заказчики, которые диктуют свои условия работы по проведению ЭПБ, с другой — надзорные органы в лице инспекторов Ростехнадзора, которые руководствуются требованиями ведомства к методам и правилам обеспечения промышленной безопасности.
В мае 2016 года был сделан первый шаг в направлении защиты прав экспертных организаций и самих экспертов — создан Общероссийский профсоюз экспертов в области промышленной безопасности, который в настоящее время объединяет 59 организаций в 47 субъектах РФ. Его основными задачами являются представительство и защита прав и интересов членов профсоюза, внесение предложений о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере, участие в разработке государственных программ занятости, подготовка и предложение мероприятий и мер по социальной защите членов профсоюза.
Однако, как считают эксперты в области промышленной безопасности, даже действующие ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации не могут в достаточной степени защитить их права в споре с надзорными органами и заказчиками, особенно когда речь идет о предприятиях крупных вертикально-интегрированных компаний («Газпрома», «Роснефти», «Газпром нефти», «СИБУРа», «Русала», «Еврохима», «ЛУКОЙЛа» и др.).

20 ЛЕТ СПУСТЯ

В 2017 году 21 июля исполняется 20 лет с момента введения Федерального закона 116-ФЗ. На этом рубеже уже объективно назрела необходимость законодательного решения вопросов, связанных с деятельностью экспертных организаций, с целью разработки системной основы и осуществления перехода на новый качественный уровень по оценке соответствия объектов требованиям промышленной безопасности.

Законопроект «Об экспертных организациях, проводящих экспертизу промышленной  безопасности» должен: 

• определить критерии для отнесения только юридических лиц к ЭО;

• придать ЭО статус инженерных центров, способных комплексно решать вопросы промышленной безопасности (наличие компетенций и знаний, охватывающих широкий спектр технических дисциплин, материально-техническая база) по видам деятельности и отраслям промышленности;

• установить порядок ценообразования на услуги ЭО, требования по условиям и порядку оплаты услуг таких организаций;

• обозначить минимальные и достаточные условия по отбору контрагентов, осуществляющих услуги в области промышленной безопасности, обязательных для потребителей данных услуг при проведении тендерных процедур, включая контрактную систему закупок;

• наделить ЭО правами, обязанностями и ответственностью (в частности социальной, посредством действующего профсоюзного первичного органа);

• отразить требования к материально-технической оснащенности, квалификации специалистов, их подготовке и повышению квалификации;

• установить возможность и порядок создания объединений ЭО для защиты своих прав и интересов в государственных органах власти на региональном и федеральном уровне;

• предусмотреть и определить порядок создания опорных экспертно-инжиниринговых центров (ОЭИЦ) в промышленно развитых регионах, условия отбора специализированных организаций, претендующих войти в состав таких ОЭИЦ, порядок предоставления государственных средств и привлечения инвестиций на развитие ОЭИЦ, разработки нормативных документов для решения вопросов обеспечения ПБ в рамках РФ.

Реализация перечисленных мер, а также законодательное закрепление статуса экспертных организаций позволит придать положительный импульс повышению научно-технического уровня экспертизы промышленной безопасности. Кроме того, работа в этом направлении сформирует потенциал для обеспечения защиты опасных производственных объектов на более высоком уровне. 
 


Был ли вам полезен данный материал?


Ценовая диктатура

Вопрос номера:
ТЭК: чего хотят заказчики?

Герой номера:
Сергей Кабеда,
вице-президент альянса компаний «Рубеж»

Продукт номера:
Камеры видеонаблюдения для промышленных объектов

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4004 s
queries: 145 (0.0528 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.