В Китае контракты на строительство автомагистралей предоставляются на бесконкурсной основе
Согласно отчету наблюдательной комиссии, 31 компания, имевшая отношение к проекту строительства скоростной автомагистрали вокруг Гуанчжоу (столицы провинции Гуандун), превысила сумму установленного бюджета в общей сложности на 66,35 млн юаней (более 11 млн долларов), 62 компании получили контракты стоимостью 252 млн юаней (42 млн долларов) без участия в необходимой процедуре публичных торгов.
«При реализации проекта кольцевой дороги в Гуанчжоу имели место такие моменты, как нарушение правил проведения тендера и незаконное заключение договоров субподряда», — пишут аудиторы, обнаружившие, что 117 млн юаней (около 20 млн долларов) были предоставлены неквалифицированной сталелитейной компании из провинции Хэнань. При строительстве автомагистрали (расстоянием 348 км), которая тянется от Чанчунь, столицы провинции Цзилинь, до города Хуньчунь, расположенного неподалеку от границы с Северной Кореей, 166 контрактов стоимостью 2,05 млрд юаней (более 334 млн долларов) были предоставлены компаниям на бесконкурсной основе, что является нарушением законодательства Китайской Республики. 10 компаний незаконно заключали договоры субподряда на сумму 850 млн юаней (141 млн долларов).
Британская система тендеринга по госзакупкам нуждается в реформировании
Британские налогоплательщики теряют миллионы фунтов стерлингов, которые можно было бы сэкономить благодаря более усовершенствованной процедуре предложения цены государственными поставщиками. В адрес правительства звучат призывы разработать упрощенный механизм тендеринга, учитывающий интересы всех компаний, вне зависимости от масштабов деятельности. Представители специализирующейся в сфере облачных технологий компании Qubic говорят, что многим бизнес-организациям приходится ждать слишком долго, пока их предложение будет рассмотрено, а малые и средние предприятия, сотрудничество с которыми могло бы принести существенные преимущества правительству, зачастую исключаются из списка претендентов на получение государственного контракта.
Советник британского премьера Рохан Сильва, считающийся причастным к успеху лондонского проекта Tech City, говорит, что правительство слишком тесно связано с крупным бизнесом, поэтому необходимо стимулировать сотрудничество со средним и малым бизнесом, чтобы компании из этого сектора могли получить правительственные контракты. Существующие стандарты проведения тендеров в Британии предусматривают наличие квалификационного периода, в течение которого официальные лица проводят проверки в отношении финансовой состоятельности компании, — затем, в случае успешной проверки, ценовое предложение перемещается на этап «приглашения к участию в тендере». И, как результат, к тому времени, когда столь затяжная процедура наконец-то подходит к своему логическому завершению, продукция технологических компаний или производящих программное обеспечение устаревает.
В частном секторе управляющие компании занимаются поиском лучших решений из возможных, а не лучших из ограниченного пула поставщиков. Как считают эксперты, изменения в государственной политике позволят повторить этот успех в общественном секторе, благодаря чему небольшие, но в то же время конкурентоспособные компании смогут стать государственными поставщиками.
www.freshbusinessthinking.com
Phillip Morris обвинили в организации скандала вокруг табачных тендеров в Венгрии
В венгерском городе Сексард разрешения на продажу табачной продукции распределялись исходя из политических соображений. Об этом сообщили репортеры издания HVG.hu, ссылаясь на заявления, сделанные во время партийного съезда «Фидеш».
Претенденты «должны быть преданными сторонниками правого крыла», и оппозиционные «социалисты не должны выиграть» — цитирует новостное агентство слова мэра Сексарда (населенного пункта, отдаленного от Будапешта на 160 км) Иштвана Хорвата, обращенные к представителям партии. Мэр Хорват, ранее отрицавший обсуждение порядка выдачи лицензий на закрытой встрече, признался, что беседа о претендентах имела место, однако проходила как «неформальная консультация».
Янош Лазар, глава администрации премьер-министра, попытался опровергнуть обвинения, что члены правящей партии оказали влияние на распределение лицензий, обвинив руководство Philip Morris в попытке организовать кампанию по дискредитации правительства. В интервью еженедельнику «Heti Valasz» он заявил, что закон, одобренный в сентябре прошлого года, предусматривает с 1 июля 2013 года возможность государственной монополии на розничную продажу табачной продукции. Так власти пытаются ограничить дистрибуцию табачной продукции по всей стране. А это противоречит интересам мирового табачного гиганта.
Тем временем бюджетный комитет парламента предложил новые поправки в действующее законодательство, согласно которым табачные компании могут расширить свой ассортимент продукции и продавать ряд других товаров: кофе, алкоголь, энергетические напитки, софт-дринки, газеты и мороженое.
www.bloomberg.com
Намибия практикует неконкурентные госзакупки
В Намибии общая стоимость одобренных тендерной комиссией (ведомство Министерства финансов) контрактов с государственными поставщиками, получившими возможность не участвовать в конкурентных тендерах, составила 9 млрд намибийских долларов (около 1 млрд американских долларов). Об этих сведениях стало известно уже после того, как представители общественности начали говорить о недостаточном гражданском участии в некоторых тендерных торгах. Общая сумма тендеров, одобренных комиссией в течение года, соответствует 13,9 млрд намибийских долларов, и закрытые тендеры составляют львиную их долю. Две трети всех торгов проходили без соблюдения существующих стандартов сравнения конкурентных предложений. В частности, без проведения публичных торгов распределялись контракты в рамках программы «направленного вмешательства с целью повышения уровня занятости и экономического роста» (Tipeeg).
Эта программа была инициирована в 2011 году с целью создания как минимум 104 тысяч рабочих мест, однако президент Намибии не так давно признал, что программа не принесла желаемых результатов.
Издание «The Namibian» в начале года писало о наметившемся тренде: ответственные за госзакупки чиновники, ссылаясь на срочную необходимость или соображения по части безопасности, предоставляют преференции лицам из своего окружения, владеющим компаниями, — и таким образом из процедуры проведения тендера устраняется соревновательный элемент. В этом году, к примеру, миллионный контракт на поставку стеклянной посуды и садовых инструментов для Министерства обороны вызвал подозрения в наличии протекционизма, так как данное соглашение классифицировалось как «срочное» и, возможно, даже имеющее отношение к «безопасности», и, как следствие, процесс публичных торгов не проводился.
В другом случае 66 миллионов намибийской валюты были заплачены за консультативную работу, тогда как контракты (предоставленные во время закрытых торгов) на строительные работы обошлись в 116 миллионов местных долларов. Помимо прочего, правительство Намибии заплатило 196 миллионов за консалтинг 14 компаниям — за помощь в проведении тендеров. На бестендерной основе также осуществлялись поставки мебели для правительственных учреждений и заключались контракты на электрификацию. www.allafrica.com
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Что вы думаете о системе
закупок по 94-ФЗ
Герой номера:
Евгений Мешалкин,
вице-президент по науке НПО«Пульс»
Продукт номера: Адресно-аналоговые ОПС