Сити-менеджеры и Тайная комната

28 августа 2018, 00:12    520

Создание ситуационных центров в России, возможно, захватит и муниципальный уровень управления. И если главы регионов обязаны иметь ситуационные центры в соответствии с указом президента № 536, то сити-менеджеры проявляют интерес к этим технологиям по собственной инициативе. Представители городских администраций составили  немалую часть аудитории 6-й конференции «Ситуационные центры: фокус кросс-отраслевых интересов», которую ИД «Коннект» провел в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.

ЧЕТЫРЕ ГРАНИ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В конце сентября 2016 года в Москву на конференцию МЧС России и Минобороны России, организованную ИД «Коннект», съехалось несколько сотен чиновников регионального и муниципального уровня, с одной стороны, и разработчики программного и аппаратного обеспечения для ситуационных и диспетчерских центров — с другой. Идея свести на одной площадке потенциальных потребителей и поставщиков ИТ-решений вроде бы очевидна, к тому же спрос в индустрии ситуационных центров (СЦ) носит в определенной мере принудительный характер. Однако только оператору этого форума удается поддерживать такой горячий интерес со стороны представителей региональных органов власти и бизнеса.

Наряду с представителями местного самоуправления большой интерес к конференции проявили компании ТЭК и специалисты по управлению транспортом. Энергетики сейчас формируют собственную систему ситуационно-аналитических центров (САЦ), опираясь на разработки отраслевого ФГБУ «САЦ Минэнерго России». А транспортникам предстоит реализовать новые задачи по обеспечению безопасности, теперь уже с мониторингом террористической активности и реагированием на чрезвычайные ситуации. Т. е. транспортные диспетчерские центры будут эволюционировать в полноценные ситуационные со всеми вытекающими последствиями: интеграцией с ведомственными информсистемами силовиков, моделированием развития событий и другими функциями. Все это выходит далеко за пределы компетенций обычных диспетчерских центров, поэтому вызывает большой интерес у специалистов.

За шесть лет конференция эволюционировала: если раньше здесь выступали руководители Федеральной службы охраны (она отвечает за создание сети ситуационных центров), чтобы объяснить, о чем вообще пойдет речь, то теперь ситуационные центры стали площадкой, где общаются эксперты. Здесь докладчики запросто прерывают друг друга, чтобы на месте найти решение проблемы (благо уровень докладчиков позволяет это сделать), специалисты подключаются к дискуссиям с чиновниками, а зал никогда не внимает рассказчикам безмолвно — все взаимодействуют со всеми. Организаторы и модераторы как-то умудряются управлять этим процессом таким образом, что по итогам конференции рекомендации и предложения сразу же уходят в работу, а не превращаются в инструмент пиара.

Модераторы пленарного заседания — заместитель директора ФИЦ ИУ РАН профессор Александр Зацаринный и генеральный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк — были единодушны в одном: несмотря на многолетнее развитие информационных систем министерств, ведомств, отраслей и регионов, участникам этих процессов всегда есть что рассказать друг другу. Конференция по ситуационным центрам — одна из лучших площадок для этого.

Подтверждением стали первые же доклады об отраслевых ситуационно-аналитических центрах. Как выясняли участники прямо по ходу конференции, в части сбора информации министерства и ведомства все еще многократно дублируют друг друга, не обмениваясь при этом не только исходными данными, но и прогнозами на развитие ситуации.

Например, МЧС России и Минсельхоз, имея в своем распоряжении мощные информационно-аналитические ресурсы, совершенно автономно действуют при возникновении эпизоотий, пожароопасных факторов, связанных с деятельностью сельхозпроизводителей, и возникновении прочих угроз. Аналогичная ситуация возникает при взаимодействии любых других министерств. На это накладывается отношение регионов к попыткам регулятора получить справочную или статистическую информацию для своих ситуационных центров: кто-то открыт, кто-то закрыт, где-то постоянно меняют исполнителей. Некоторые отраслевые ситуационные центры и аналогичные системы крупных компаний также являются вещью в себе, поскольку руководствуются внутренними регламентами безопасности и раскрытия информации.

Отсутствие межведомственного взаимодействия при определении параметров различных систем мониторинга приводит к тому, что полученная информация может быть использована только в интересах одного ведомства и совершенно не годится для остальных. В результате создается несколько дублирующих систем сбора одних и тех же данных, что в аппаратной части ведет к огромным дополнительным расходам, посчитать которые уже невозможно.

Эти, а также массу других вопросов участники конференции обсуждали на четырех секциях, посвященных возможностям ситуационных центров для органов госвласти, предприятий энергетики, на транспорте и в обеспечении общественной безопасности.

СЕКЦИЯ ОРГАНОВ ГОСВЛАСТИ: КТО БУДЕТ СЛЕДИТЬ ЗА СЛЕДЯЩИМИ?

Казалось бы, на этом, одном из высших уровней национальной системы ситуационных центров должна царить высокая исполнительская дисциплина, поскольку министерства, ведомства и агентства как минимум руководствуются общей целью и одинаковой нормативной базой. Но нет.

Дело в том, что каждое министерство создает ситуационный центр для решения собственных задач и имеет автономное представление о дальнейшей интеграции в единое информационное пространство. Более того, в министерствах, традиционно далеких от вопросов обеспечения национальной безопасности, системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) если и разработаны, то весьма формально. В результате большая часть докладов о возможностях ведомственных САЦ становилась откровением для присутствующих и завершалась восклицанием-просьбой: «Вот это да! А дайте нам!» В этом уникальность площадки ИД «Коннект» — другой такой у чиновников, получается, нет.

Простое применение аналитических сервисов, основанных на пространственных данных, а также визуализация полученных результатов выводят управленческие решения на совершенно иной уровень: скрытые закономерности становятся явными, финансовые нарушения — очевидными, а потенциальные последствия некоторых неразумных действий могут быть предотвращены. И все это не благодаря длительным проверкам, выявляющим факты, а буквально в режиме онлайн на основе анализа поступающих данных и их динамики. Тот же САЦ Минсельхоза таким образом буквально «увидел», как на российские поля наступает бурая ржавчина пшеницы из Грузии, и успел вовремя отреагировать.

Оказалось, что технологии САЦ применимы даже в таких необычных для ситуационного управления сферах, как туризм. Ситуационный центр, созданный усилиями Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТИС), позволяет прогнозировать целесообразность вложения инвестиций в тот или иной сектор туристической индустрии, выявлять системные проблемы и краткосрочные тренды. При этом источниками информации служат открытые новости Федерального агентства по туризму, данные отраслевых ассоциаций, а инструментами для их интерпретации — программные решения и экспертные сессии.

Сколько денег сэкономили или заработали на этих прогнозах участники российского рынка туриндустрии — в РГУТИС не считали, однако могут навскидку ответить, в каких регионах развивать туризм сейчас не получится из-за избыточного административного воздействия.

СЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА: РАВНЕНИЕ НА РЖД

Пять лет назад, на первой конференции, заместитель начальника управления информационных систем Спецсвязи ФСО России профессор Николай Ильин заявил, что единственным ситуационным центром на транспорте, который «изначально создан правильно», является САЦ РЖД. Рейтинг САЦ на транспорте с тех пор не изменился, а специалисты РЖД стали постоянными участниками форума, они приходят и рассказывают о том, что нового придумали, какие проблемы решили, а какие только выявили, и пришли поделиться с коллегами.

В этом году в центре внимания оказался САЦ АО «Федеральная пассажирская компания» (САЦ ФПК), который в год сопровождает перемещение железнодорожным транспортом примерно 70 млн человек, находясь при этом на постоянной связи со всеми поездными бригадами в РФ. Попутно САЦ ФПК отслеживает в реальном времени движение всех без исключения поездов, корректирует и рассчитывает график, моделирует развитие нестандартных ситуаций и взаимодействует сразу с несколькими министерствами и ведомствами. Аналогичные САЦ действуют в авиации и на метрополитене.

Однако модератор этой секции, начальник отдела департамента программ развития Минтранса Евгений Ткаченко, рекомендовал сосредоточиться не столько на сопровождении перевозок, сколько на эволюции диспетчерских центров. Со следующего года в функционал САЦ всех видов транспорта добавляются функции реагирования на чрезвычайные ситуации и мониторинг террористической активности, что и превращает их в настоящие ситуационные центры. В связи с этим произойдет их выделение в отдельные структуры для того, чтобы не мешать диспетчерам работать в штатном режиме. Но и задачи, решаемые такими ситуационными центрами, несколько шире — не столько управление работой, сколько распознавание различных угроз и организация реагирования на них. Это требует, в частности, интеграции с различными сторонними службами и ведомственными информационными системами, а также решений по моделированию ситуации.

Представителей региональных управлений транспорта, которых было в зале немало, интересовали вещи менее глобальные и легко монетизируемые: опыт соседей по организации парковочных комплексов, smart-технологии сопровождения пассажиров от планирования поездки до прибытия в пункт назначения, интеллектуальные системы управления городским транспортом и прочие моменты, которые требуют ежедневного внимания.

СЕКЦИЯ ЭНЕРГЕТИКИ: В КАЖДОМ РЕГИОНЕ СВОЕ МИНЭНЕРГО

В России началось создание САЦ энергетических систем регионального уровня. Тема эта достаточно закрыта, чужие здесь не ходят, а «свои» приехали на конференцию обмениваться опытом.
Региональным энергетическим компаниям нужны ситуационные центры двух типов — стационарные для решения повседневных задач и временные для сопровождения крупных мероприятий уровня Универсиады в Красноярске или Международного экономического форума в Санкт-Петербурге.

Тут же откликнулся отраслевой вуз — национальный исследовательский университет МЭИ. Завкафедрой прикладной математики НИУ МЭИ, д.т.н. профессор Александр Еремеев представил на конференции интеллектуальную систему поддержки принятия решений для мониторинга и управления сложными техническими объектами. Энергетики, которые давно мечтают минимизировать влияние «человеческого фактора» при управлении своими дорогостоящими объектами, заинтересовались.

В целом о функционале региональных САЦ-энерго можно судить по возможностям отраслевого ситуационного центра — САЦ Минэнерго России. В этой информационной системе собраны сведения обо всех объектах ТЭК, оперативные данные о пожарах (термических точках, снятых со спутника), паводковой обстановке и сейсмической активности. САЦ Минэнерго ежедневно в автоматическом режиме готовит сводки по обстановке в пятикилометровой зоне для каждого объекта ТЭК страны, в режиме онлайн отслеживает все базовые показатели предприятий, все мероприятия (ремонты, реконструкции, модернизации, строительство, закупки нового оборудования, вывод из действия отработавших систем и т. д.), а также ведет полное досье каждого объекта по сообщениям СМИ.

Если происходит чрезвычайная ситуация, САЦ мгновенно выдает сводку по объекту с подробным анализом исторических данных. Такая информация используется для принятия решений по управлению в чрезвычайной ситуации. Но даже САЦ такого уровня оказалось недостаточно в масштабах страны. Поэтому регионы нашли средства на создание собственных центров с аналогичными возможностями. Одним из первых должен стать САЦ Ленэнерго.

СЕКЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ЗАЧЕМ СРАЗУ ДВА?

Модератором четвертой секции, где разгорелись самые жаркие дискуссии, выступила генеральный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк. Тот факт, что параллельно развиваются две системы со схожим функционалом — АПК «Безопасный город» и ситуационные центры — заставил представителей региональных властей говорить об ответственности за эффективность систем и особенно их аппаратной части. Что логично, ведь за обе системы платить регионам: в создании ситуационных центров бюджетное финансирование невелико, а в АПК «Безопасный город» отсутствует полностью, поскольку проектом предусмотрены механизмы возврата инвестиций за счет штрафов, развития платных сервисов и экономии на управлении городскими ресурсами.

В частности, регионалов интересовал ответ на вопрос: почему правила установки систем видеонаблюдения диктует МВД России, которое не несет ответственности за свои возможные ошибки. В результате ранее установленное оборудование либо отключено за ненадобностью (как в Сочи, где из 1200 камер функционирует 250), либо подлежит замене на более современное, поскольку не поддерживает нужные городу интеллектуальные функции.
В этих дискуссиях громче всех звучали голоса представителей муниципалитетов, на которые в основном и легло бремя создания АПК «Безопасный город». А «сливки» в виде ситуационных центров для поддержки принятия решений получили губернаторы.

СЕКЦИЯ ШЕСТАЯ: СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНАЯ

Желание сити-менеджеров обзавестись собственной «тайной комнатой», из которой можно видеть весь город и управлять им, — очевидно. Отчасти этому способствует реализация проекта АПК «Безопасный город», который опирается на единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципального уровня. Главы муниципальных образований уже создали постоянные межведомственные рабочие группы для координации усилий по внедрению АПК БГ, наработали определенную экспертизу по части отбора эффективных ИТ-технологий и даже имеют опыт по их монетизации. И сейчас вплотную подошли к принятию решения о создании собственных ситуационных центров муниципального уровня.
Многочисленные и разрозненные информационные и мониторинговые системы прошли ревизию и этап интеграции в АПК «Безопасный город». Огромные потоки информации стекаются в единый региональный центр анализа и принятия решений.

Поэтому муниципалитеты, вдохновленные перспективами перевода «безопасных» технологий в «умные», тоже хотят иметь доступ к самой эффективной на сегодняшний день системе управления территорией.

Если потоки оперативной информации как по плановым, так и по внеплановым событиям обеспечены, средства аналитики и прогнозирования имеются, а геоинформационная привязка выполнена (все это в рамках АПК БГ), то создание муниципального ситуационного центра превращается в не очень сложное и относительно недорогое мероприятие. Решений таких на рынке много, осталось их сравнить и выбрать наиболее подходящее. За чем, собственно, и приехали в Москву купцы со всей России.

Управление муниципалитетом через ситуационно-аналитический центр несопоставимо по эффективности ни с одной другой технологией: город, транспорт, коммунальное хозяйство, строительные объекты — все как на ладони. А тут как раз до кресел сити-менеджеров доросло поколение, успевшее наиграться в детстве в Sid Meier’s Civilization. Так что время пришло. Не исключено, что построение САЦ муниципального уровня сформирует отдельную секцию конференции «Ситуационные центры», обозначив тем самым появление нового сегмента этой индустрии, которая в России развивается очень быстро.
 


Был ли вам полезен данный материал?


Сити-менеджеры и Тайная комната

Вопрос номера:
Как обязательная
сертификация изменит рынок
транспортной безопасности?

Герой номера:
Владимир Машкин,
генеральный директор АО«Московская кольцевая железная дорога»

Продукт номера:
Геоинформационные системы

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2252 s
queries: 148 (0.0185 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.