По ситуации
Спокойствие горожан во многом зависит от порядка на дорогах. Недаром транспортная безопасность, система ГЛОНАСС и интеллектуальная транспортная система включены в маршрутную карту при реализации АПК «Безопасный город». В разгар страстей по системе «Платон» летом 2016 года наш корреспондент побывал в Ситуационном центре Управления ГИБДД Москвы и узнал, как происходит видеонаблюдение за мегаполисом в условиях повышенной напряженности. Мятежные дальнобойщики как раз были на подходе к МКАД.
10.50
Ситуационный центр находится в одном из самых оживленных мест Москвы по адресу Садовая-Самотечная, 1. Чтобы попасть в него, необходимо пройти через проходную в фойе здания на первом этаже и двух сотрудников ГИБДД. Посетителей немного, мужчины у турникета обсуждают последние новости, в разговоре то и дело проскальзывает слово «дальнобойщики».
10.55
У проходной нас встречает сотрудница пресс-службы ГИБДД, девушка по имени Яна. Вместе с ней идем в огромный холл, садимся в лифт и едем на 5-й этаж. В своем кабинете нашу компанию уже ожидает подполковник полиции Дмитрий Захаров, который и будет проводить экскурсию по Ситуационному центру.
— Заместитель начальника второго отдела Центра телеавтоматического управления движением транспорта ГИБДД, — официально представляется Дмитрий. В кабинете Дмитрия Захарова идеальный порядок. Ни пылинки на полках и полу, ни ворсинки на форменной одежде подполковника. Папки с рабочими документами на письменном столе образуют собой ровные, без изъяна, ряды. «Рай для перфекциониста», — думаю про себя и смотрю на монитор Дмитрия, который лишь усиливает впечатление от его кабинета: на рабочем столе ни одной лишней иконки. Надо ли говорить, что клавиатура и мышь в этом кабинете стерильно чистые, как, впрочем, и все остальные поверхности.
Заходим в центр. Это просторное светлое помещение. На столах сотрудников нет ничего лишнего, весь «рабочий» набор сводится к монитору, клавиатуре, мыши, телефону, микрофону, рации и… джойстику. С их помощью, как объяснил Дмитрий, операторы могут управлять уличными камерами видеонаблюдения, поворачивать их в нужном направлении, чтобы увидеть конкретное место.
Сам зал многоуровневый. Чтобы попасть в кабинеты на верхнем уровне, нужно подняться по лестнице. Но самое интересное расположено на первом этаже, где и находятся рабочие места сотрудников центра, на стене висит большая панель, на которую выведены изображения с нескольких камер видеонаблюдения в городе. Тут же можно увидеть карту Москвы от сервиса «Яндекс Пробки».
«Рай для перфекциониста» продолжается и в Ситуационном центре. Казалось бы, в помещении работают люди, и нормально, если вдруг где-то на столе будет лежать какая-нибудь лишняя бумажка. Но ничего такого нет — здесь абсолютный порядок. Чисто, как в операционной.
Дмитрий встает возле одного из рабочих мест напротив главной видеопанели. Отсюда хорошо виден почти весь Ситуационный цeнтр.
Экскурсия начинается с небольшой предыстории:
— Система телеавтоматического регулирования движения транспорта, которая называлась «СТАРТ», была создана в 1969 году, когда вышло соответствующее постановление Совета министров СССР. Еще в то время люди понимали, что транспорт развивается, машин в будущем будет много и необходимо минимизировать затруднения в движении. В конце 1998 года на улицах установили видеокамеры, и было разработано программное обеспечение, которое объединило камеры и светофоры в единую систему, чтобы можно было ими управлять.
11.05
Наш экскурсовод окидывает зал взглядом, предлагая собравшимся сделать то же самое.
— В Москве работают два ситуационных центра, — объясняет Захаров. — Это центр, где мы сейчас находимся, и еще ЦОДД — Центр организации дорожного движения, который является центральным звеном интеллектуальной транспортной системы Москвы. У сотрудников Ситуационного центра Управления ГИБДД есть доступ к камерам ЦОДД — это 800 камер фотовидеофиксации, более 2000 камер телеобзора, а также 144 информационных табло. По столице также передвигаются специальные автомобили, которые собирают информацию о заторах.
Система управления дорожным движением объединяет около 1700 светофоров с возможностью централизованного управления. Интеллектуальная транспортная система Москвы разрабатывается уже порядка 15 лет, в конце 90-х годов был начат процесс создания АСУДД — автоматизированной системы управления светофорными объектами, которая в 2000-х годах и переросла в интеллектуальную транспортную систему.
— Ситуационный центр разбит на зоны, — говорит Дмитрий. — Центральная часть города в пределах Третьего транспортного кольца, еще есть север — северо-восток, юг — юго-восток, запад — юго-запад и северо-запад — север.
11.10
Поднимаемся на второй этаж. Здесь расположены кабинеты с табличками: «Мониторинг СМИ», «Ответственный руководитель», «Оперативный дежурный», «Начальник смены», «ЦРЭРТН УФМТС» (Центр регистрационно-экзаменационной работы, технического надзора и учета автомототранспортных средств. — Прим. ред.).
Когда проходим мимо кабинета «Мониторинг СМИ», Дмитрий предвосхищает мой вопрос.
— Наши сотрудники отслеживают информацию, касающуюся работы ГИБДД. В этом отделе также занимаются размещением в СМИ различных предупреждений для водителей, о погодных катаклизмах или о планируемых перекрытиях улиц.
11.14
В этот момент на главную видеопанель выводится изображение с трех разных камер видеонаблюдения, установленных в городе. Спускаемся обратно в зал на первом этаже.
— Сейчас проводится мониторинг работоспособности стационарных комплексов фотовидеофиксации, — объясняет Дмитрий по дороге. Он так быстро и уверенно произносит это, что сразу становится понятно —слова «стационарные комплексы фотовидеофиксации» входят в его активный лексикон.
— Также мы ведем статистику по определенным участкам дороги: подсчитываем количество проехавших машин и количество нарушений ПДД, — продолжает Дмитрий. — Благодаря этой информации мы можем выстроить достоверную и детализированную картину дорожно-транспортной ситуации в городе. Учитывается не только скорость транспортного потока, но и интенсивность движения, плотность и загруженность дорог.
11.21
В центре есть так называемая «зона розыска». Здесь сотрудники ГИБДД оперативно вносят информацию о пропавших автомобилях в базу данных. Для розыска транспортных средств также используются камеры фотовидеофиксации.
Ожидаю, что Дмитрий пригласит нас в зону розыска, но этого делать он не собирается. Наш проводник объясняет, что людям, которые занимаются розыском автомобилей, лучше не мешать, внимание прессы им абсолютно ни к чему.
11.23
Рядом с «зоной розыска» находится закрытое помещение — табличка на двери сообщает, что это «Радиоцентр».
— Здесь происходит общение с сотрудниками, — комментирует Дмитрий и сразу объясняет сказанное. — Вся информация, которая касается работы служб ГИБДД, розыска и других работников Ситуационного центра, поступает сюда, а затем транслируется по радиосвязи всем сотрудникам.
11.26
Подходим к одному из рабочих мест. Сотрудник за монитором настолько увлечен делом, что не обращает на нас никакого внимания. Дмитрий окликает его по имени несколько раз, пока тот наконец не замечает нас и не разворачивает экран в нашу сторону.
— Сейчас на мониторе мы видим Октябрьский тоннель, — объясняет сотрудник Ситуационного центра по имени Александр. — На данный момент движение там не затруднено, но если вдруг оператор увидит, что на въезде в тоннель образовалась пробка, он направит туда инспектора, который находится ближе всего к этому месту.
Обращаю внимание на рацию, которая лежит на столе у сотрудника.
— Это цифровая стационарная радиостанция Motorola XTL 2500, — Александр показывает мне устройство.
— Выходная мощность ее передатчика — 10–50 Вт, количество каналов — до 512, интермодуляция — 80дБ, диапазон рабочих температур — от -30 °С до +60 °С, питание — 13,6 В. Это один из лучших передатчиков, к тому же у него удобный и понятный пользовательский интерфейс.
Это устройство используется не только в ГИБДД, но еще, насколько я знаю, в полиции, пожарной охране, скорой помощи.
11.38
Меня посещает мысль о том, что в таком огромном мегаполисе, как Москва, сейчас наверняка происходит разбор ДТП. Прошу Дмитрия показать на мониторе какую-нибудь аварию. Мое предположение оказывается верным. На экране перемещаемся в зону «запад — юго-запад», где столкнулись «фольксваген» и грузовая «газель». Рядом с участниками ДТП уже стоит «Рено Логан» ГИБДД, инспектор оформляет протокол.
— Допустим, сотрудник Ситуационного центра увидел аварию при помощи камеры видеонаблюдения, как это произошло в данном случае. Дальше у него есть два алгоритма действий: либо сообщить по телефону в дежурную часть, либо самому узнать дислокацию постов и автомобилей, обслуживающих территорию, а затем вызвать на место происшествия ближайших инспекторов.
11.55
— Если что-то произойдет на дороге и движение остановится, у сотрудников Ситуационного центра есть несколько вариантов действий. Во-первых, мы можем удаленно отрегулировать работу светофора. Если эти меры не подействуют, то мы можем вызвать ближайший наряд, — тут Захаров останавливается около лестницы, ведущей вниз.
— Что находится внизу?
— Раздевалка, кухня, комната отдыха, душевые кабины. В целом, ничего особенного. Люди у нас тут работают сутки через трое, им необходимо такого рода личное пространство.
12.02
Экскурсия подходит к концу. Дмитрий жалуется на менталитет российских водителей:
— Если сигнал светофора не меняется более двух минут, то водители решают, что он сломался. А поехал один — поехали все, работает стадный инстинкт. В результате очередной затор, и движение в городе замедляется.
12.06
Внимательно просматриваю картинки с камер, пытаясь увидеть тех самых протестующих дальнобойщиков. Но как на дорогах Москвы, так и в
Ситуационном центре все спокойно. Ни одна камера не видит фур, перекрывающих дорогу.
— Дмитрий, в ГИБДД готовы к тому, что дальнобойщики собираются протестовать и движутся на столицу?
— Все наши подразделения уже неделю как готовы, ситуация отслеживалась оперативно, — спокойно говорит Захаров. — Протест дальнобойщиков находится под контролем, который осуществляется, в том числе, и Ситуационным центром. Грубо говоря, мы следим за всеми передвижениями фур, не нагнетая при этом обстановку и обращая внимание также на антитеррористическую составляющую. Мы будем стараться предотвращать несанкционированные мероприятия. Хотите проявлять свою гражданскую позицию — пожалуйста. Но все должно быть в рамках закона.
12.13
Прощаемся с Дмитрием и Яной, которые спешат на рабочее совещание. С большой неохотой покидаем здание Ситуационного центра, где оказалось не только очень интересно, но и по-домашнему уютно, несмотря на огромное количество мониторов, звуков и работающей техники.
Идем к выходу. На первом этаже находится небольшой музей. Его экспонаты вкратце рассказывают историю московской ГИБДД: документы, почетные грамоты. Здесь также хранятся кубки и награды, полученные сотрудниками ГИБДД на различных спортивных соревнованиях. На стенах висят фотографии разных лет: можно проследить, как менялся с годами дорожный инспектор.
Спрашиваю проходящего мимо сотрудника, часто ли здесь бывают посетители.
— Без внимания не остаемся, — улыбается он в ответ. — Сюда периодически приходят школьники на экскурсии.
13.10
По дороге домой рассматриваю каждый столб, пытаясь обнаружить на нем камеру видеонаблюдения, которая передает информацию в Ситуационный центр. Ловлю себя на мысли, что при виде такой камеры не появляется чувство, что «большой брат следит за тобой». Наоборот — возникает ощущение безопасности.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Как обязательная
сертификация изменит рынок
транспортной безопасности?
Герой номера:
Владимир Машкин,
генеральный директор АО«Московская кольцевая железная дорога»
Продукт номера: Геоинформационные системы