Вертикально-интегрированная система спутникового мониторинга и управления автотранспортом на базе «MONITOR 3S»
Системы спутникового мониторинга и управления автотранспортом (далее — системы мониторинга автотранспорта, или СМУТ), построенные на основе навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, в настоящее время используют такие ведущие компании российского рынка, как ПАО «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Аэрофлот», «Транснефть», «Татнефть» и другие.
Системы спутникового мониторинга и управления автотранспортом (далее — системы мониторинга автотранспорта, или СМУТ), построенные на основе навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, в настоящее время используют такие ведущие компании российского рынка, как ПАО «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Аэрофлот», «Транснефть», «Татнефть» и другие.
Применение современных систем мониторинга автотранспорта в настоящий момент обеспечивает повышение эффективности транспортной работы за счет автоматизации бизнес-процессов и решения задач управления, анализа и учета. Другим важным результатом является повышение безопасности эксплуатации автотранспорта, в том числе снижение количества дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных происшествий за счет автоматизации контроля над техническим состоянием, исправностью транспортных средств и условиями эксплуатации, в том числе скоростным режимом.
Разработка современных систем мониторинга автотранспорта опирается на следующие основные принципы:
• построение интегрированной системы мониторинга и управления автотранспортом, позволяющей контролировать использование транспорта вплоть до отдельных транспортных подразделений или даже единичных транспортных средств и водителей;
• использование всех имеющихся технологических и технических возможностей мониторинга автотранспорта с учетом масштабов и специфических особенностей работы автотранспорта заказчиков для достижения максимального эффекта;
• полная автоматизация всех функций мониторинга и управления автотранспортом;
• максимальное развитие функций управления автотранспортом на основании данных мониторинга и интеграция их с существующими автоматизированными системами управления (производственное планирование, учет, бюджетирование);
• исключение возможности преднамеренного искажения данных мониторинга транспорта;
• обеспечение прозрачности процессов управления для повышения прибыльности предприятия.
Основным ожидаемым результатом от внедрения системы мониторинга автотранспорта у заказчиков является снижение следующих расходов:
• на приобретение и эксплуатацию автотранспорта;
• на оплату транспортных услуг подрядчиков.
Для примера: анализ результатов использования автопарка в одном из крупных российских холдингов в 2014 году показал, что удельные расходы и эффективность использования автотранспорта существенно варьируются как среди его дочерних обществ, так и среди видов автотранспорта. В ряде случаев было выявлено, что эти показатели отличаются друг от друга в 2,86 раза.
На основе данного анализа можно сделать вывод о наличии скрытого потенциала для сокращения расходов и повышения эффективности использования автотранспорта. Одно из предприятий этого же холдинга, которое внедрило систему мониторинга автотранспорта на основе спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, получило экономический эффект более 100 млн рублей, что окупило сделанные вложения менее чем за год.
Компания «ГАЗИНФОРМСЕРВИС» ведет разработку программного комплекса «MONITOR 3S» и реализует на его базе современного подхода к построению вертикально-интегрированных систем мониторинга и управления автотранспортом.
Большинство из представленных на российском рынке систем мониторинга автотранспорта имеют богатый набор функций, но при этом не обладают важнейшим функционалом, присущим комплексу «MONITOR 3S».
В частности, продукт от «ГАЗИНФОРМСЕРВИСа» обладает такими ключевыми функциями управления, как:
• планирование и контроль производственных показателей автотранспорта (расход топлива) вплоть до отдельных транспортных средств;
• формирование плановых затрат на ГСМ для включения в бюджет расходов;
• формирование потребности в автотранспортных средствах;
• формирование отчетов для руководителей подразделений о соответствии плановых показателей объемов работ с фактическими и на их основе предоставление аналитических данных о проблемных местах в организации работы транспортных подразделений, в том числе и подразделений дорожно-строительной техники.
Данные функции реализованы благодаря:
• разработке АРМ «Диспетчер транспортных средств организации, предоставляющей транспортные услуги», который обеспечивает возможности диспетчера по работе с заданиями на транспортные услуги: назначение ресурсов, диспетчерский контроль о ходе работы по телеметрическим данным и ввод данных о фактически выполненной работе;
• доработке АРМ «Мастер производственного участка», который позволяет принимать данные о фактически выполненной работе и проводить сверку с телеметрическими данными о работе транспортного средства;
• автоматизации контроля нарушений при утверждении фактической работы по заданиям;
• реализации правил разграничения доступа на основании принадлежности к организациям-поставщикам транспортных услуг;
• реализации реестра договоров на оказание транспортных услуг;
• реализации ретроспективного хранения фактических данных о заданиях на транспортные услуги и механизмов постобработки телеметрических данных для обеспечения диспетчерского контроля за выполнением заданий на транспортные услуги;
• обновлению рабочих процессов, включающих новые этапы принятия/отклонения заданий на транспортные услуги, назначение ресурсов, ввод данных о фактической работе и принятии решения об утверждении выполненной работы по заданию на транспортные услуги;
• доработке отчетов с включением информации о фактически выполненной работе для проведения план-фактного анализа использования транспортных услуг.
Стоит сказать и о том, что комплекс «MONITOR 3S» разрабатывался как инженерно-техническое средство противодействия террору, и, следовательно, в своем багаже имеет богатый набор функций обеспечения безопасности перевозимых грузов, пассажиров, охранных подразделений.
А интеграция с современными противоугонными системами позволяет дежурной службе оперативно реагировать на попытку угона или завладения транспортного средства.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Как обязательная
сертификация изменит рынок
транспортной безопасности?
Герой номера:
Владимир Машкин,
генеральный директор АО«Московская кольцевая железная дорога»
Продукт номера: Геоинформационные системы