/ /

Как обязательная сертификация изменит рынок безопасности?

Как обязательная сертификация изменит рынок безопасности?

27 августа 2018, 19:44    388

Постановление правительства № 969, принятое в сентябре 2016 года, вступит в силу в марте 2017-го. Документ впервые вводит обязательную сертификацию для технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТС ОТБ). Он же устанавливает требования к функциональным свойствам систем, что немного неожиданно для сложившейся практики технического регулирования, где такие вопросы принято решать разработкой национальных стандартов, а не постановлениями. Но участников рынка систем безопасности сейчас волнует не форма, а содержание этого документа.

Алексей Шаврин, заместитель директора по системам безопасности, ООО Фирма «Техзащита»

Наша компания уже реализует проекты по созданию систем в области транспортной безопасности с учетом требований постановления правительства № 969. К обязательной сертификации отношусь очень положительно, так как она позволит вытеснить с рынка недобросовестных производителей.

Мы считаем, что ключевым направлением развития в области транспортной безопасности будет комплексная система интеллектуального видеонаблюдения высокого разрешения (видеоидентификация), позволяющая корреляционными методами идентифицировать физические лица в зоне прохода и анализировать обстановку в контролируемой зоне. Технические требования к таким системам приведены в постановлении. шие аналоговые системы (видеонаблюдение и видеофиксация) как имеющие низкую эффективность. Уйдут в прошлое и однопроекционные рентгенотелевизионные интроскопы, не отвечающие современным требованиям к ТС ОТБ.

Однако обязательная сертификация повлечет увеличение стоимости проектных решений. Следовательно, заказчики будут делать выбор в пользу наиболее дешевых комплексных систем безопасности. В итоге безопасность ОТИ не увеличится. В лучшем случае — останется на прежнем уровне.

Для обеспечения эффективной транспортной безопасности в РФ необходим именно системный подход. Должно быть поэтапное внедрение комплексной системы безопасности, выявление проблемных участков, группировка объекта, распределение зон пребывания людей. Финансирование должно касаться не только технической стороны, но и повышения уровня квалификации персонала объектов.

Андрей Прозоров, директор по специальным технологиям безопасности, группа «Астерос», к.ю.н.

Еще несколько лет назад, когда мы говорили о транспортной безопасности, то подразумевали авиационную безопасность. Досмотровых комплексов (как в аэропортах) не было ни на объектах метрополитена, ни в РЖД, ни в морских и речных портах.

Но мир стремительно меняется, в ответ на растущую террористическую угрозу создаются и внедряются новые технологии, и сама безопасность развивается очень активно — теперь уже на всех видах транспорта с учетом их специфики. Новые требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности (постановление правительства № 969), может быть, и стали более жесткими, но они соответствуют современным реалиям.

В перспективе новое постановление может послужить платформой для вывода российского рынка транспортной безопасности на принципиально новый уровень. Прошедшие проверку разработчики и производители оборудования получат дополнительный импульс к развитию, а «однодневки», выпускающие продукты низкого качества, уйдут.

Однако чаще всего предписанное на бумаге отличается от того, что в итоге реализуется на практике. Поэтому от регулятора мы ждем четкого регламента процедуры сертификации.

Артур Рахматулин, начальник управления интеллектуальных транспортных систем, ООО «ТехноСерв АС»

Утвержденные постановлением № 969 требования к техническим системам и средствам обнаружения и предотвращения тревожных ситуаций позволяют выполнить отработку сценариев на качественно новом интеллектуальном уровне. С учетом высокой степени информатизации в транспортной отрасли уже очевидно назрела необходимость разработки и внедрения адаптивных систем безопасности на транспорте, основанных на алгоритмах моделирования возможных и прогнозируемых сценариев.

Еще на начальном этапе разработки постановления мы осознавали необходимость и своевременность введения обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, основанной на методиках отработки специализированных сценариев.

По нашему мнению, возможной проблемой, с которой могут столкнуться объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ), является риск снижения их уровня безопасности объектов в период проведения сертификационных испытаний. Постановлением введено несколько схем сертификации, четвертая из которых применяется к существующим несертифицированным техническим средствам на объектах транспортной инфраструктуры.

Для минимизации данного риска владельцам ОТИ совместно с сертифицирующими федеральными органами необходимо разработать оптимальные организационные алгоритмы и технологические процедуры по поэтапной сертификации уже работающих систем.

Алексей Смятских, генеральный директор, ООО «СТ Технолоджи» (SpaceTeam)

Появление постановления вполне закономерно и правильно, особенно с учетом того внимания, которое правительство уделяет вопросам безопасности в стране в целом и транспортной безопасности в частности. Сертификация систем и технических средств безопасности на объектах транспортной инфраструктуры позволит остаться на этом рынке опытным и ответственным компаниям — разработчикам и поставщикам перечисленных в постановлении систем.

Однако, как и любая подобная процедура, сертификация, несомненно, потребует дополнительных усилий, процесс ввода таких систем в эксплуатацию в целом усложнится и потребует больше времени. Кроме того, пока не совсем понятной остается стоимость сертификации, которая, естественно, скажется на конечной цене систем.

Светлана Бурбуль, заместитель генерального директора, ООО «Торговый дом ЮНИТЕСТ»

Постановление № 969 по содержанию в большей степени касается средств досмотра и видеонаблюдения, и в меньшей — оборудования для пожарно-охранных систем, производителями которого мы являемся.

Несмотря на то, что постановление новое и рынок систем безопасности еще толком с ним не ознакомился, мы готовы сертифицировать свое оборудование, если это потребуется. В нашей стране не первый раз меняются требования к системам безопасности, так что очередные новации нас не пугают. Тем более что мы стремимся их отслеживать еще на этапе разработки и принимать участие в формировании этих требований. Поэтому наше оборудование изменяется даже с некоторым упреждением — например, мы одними из первых прошли сертификацию на соответствие новому ГОСТ Р 53325 «Технические средства пожарной автоматики».

Олег Ульянов,  специалист отдела систем безопасности, ООО «Панасоник рус»

Конечно, мы хотим поставлять видеооборудование на объекты транспортной инфраструктуры и, несмотря на политику импортозамещения, будем проходить сертификацию.

«Нужны дополнительные требования к сервисным центрам, к качеству их оборудования, к гарантии» В 969-ом постановлении есть несколько требований, которые относятся к видеонаблюдению, — они вполне адекватны.

Особенно, если методиками сертификации будут предусмотрены «полевые» испытания видеокамер. Иначе отличить по этому сертификату низкокачественную китайскую продукцию от высококлассного оборудования будет невозможно. Кроме того, на мой взгляд, нужны дополнительные требования к сервисным центрам, к качеству их оборудования, к гарантии.

Требования к функциональным свойствам систем отсеют низкокачественную продукцию, которая зачастую ставится на транспорт. Это хорошо. 

Виктор Липилин, руководитель отдела продаж, ГК «Приборы охраны»

Содержание постановления нам известно. На первый взгляд, решение правильное, но нужно изучить более детально, как оно будет реализовано на практике с текущим ассортиментом рынка и особенностями производителей.

В постановлении не приведены методики проведения сертификации, а лишь указано, что утверждать их будут федеральные органы по сертификации. Поэтому для общего представления о воздействии постановления нужно подождать его реализации.

Владимир Бабаев,  менеджер по продукции видеонаблюдения, ООО «АйПиМатика»

Мы для себя не видим никаких проблем, связанных с появлением требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности. Методики сертификации нам известны. Некоторые из них вызывают у нас ряд вопросов об их целесообразности, но в целом с новым постановлением мы согласны.

Александр Крахмалев,  заместитель генерального директора, ООО «Сигма-ИС»

Документ по своему статусу (постановление правительства) не соответствует действующему законодательству в области сертификации продукции и стандартизации. Основополагающими нормативно-правовыми документами в этой области являются ФЗ «О техническом регулировании» и ФЗ «О стандартизации в РФ».

По содержанию 969-ое постановление полностью противоречит основным требованиям этих законов, где сказано: обязательные требования к продукции могут быть установлены только в технических регламентах, а подтверждение этих требований — только в стандартах ГОСТ Р или сводах правил СП. Причем тех, которые входят в утвержденный список к каждому техническому регламенту. Кроме того, все требования в ГОСТ Р должны иметь методики испытаний.
 


Был ли вам полезен данный материал?


Как обязательная сертификация изменит рынок безопасности?

Вопрос номера:
Как обязательная
сертификация изменит рынок
транспортной безопасности?

Герой номера:
Владимир Машкин,
генеральный директор АО«Московская кольцевая железная дорога»

Продукт номера:
Геоинформационные системы

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3654 s
queries: 140 (0.0221 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.