АСУЗнанная необходимость

27 августа 2018, 18:06    552

Рынок автоматических систем управления зданиями (АСУЗ) вовлекает в свою орбиту все больше игроков рынка систем безопасности. Определенную экспертизу в этом направлении уже наработали ТЕКО (бренд «Астра»), «Аргус-Спектр» («Стрелец») и «Болид» («Орион»), отдельные инсталляции в сегменте коммерческой недвижимости появились практически у всех крупных ТСБ-интеграторов. Привлекательны здесь и высокая маржинальность решений, и растущий интерес девелоперов к решениям, снижающим стоимость эксплуатации зданий.

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Тенденция к выходу производителей систем безопасности на смежный рынок выглядит логичной: во-первых, у АСУЗ и систем безопасности общий заказчик — девелопер, во-вторых, производители АСУЗ в последние годы отказались от нишевой конкуренции друг с другом и сделали ставку на интеграцию с возможностями производителей других систем. Благодаря этому интеграторы комплексных систем безопасности начали отказываться от роли субподрядчиков и принялись за комплексную автоматизацию зданий. Популярны те разработки, в которых сделан упор на защиту вложений владельца, то есть поддерживается интеграция с различными системами предыдущего поколения.

При этом не важно, какого уровня автоматизация требуется заказчику — с передачей сигналов по реальной шине или «автоматизация 2.0» с прокладкой интернет-линий и выгрузкой/обработкой данных в облаке.

Архитектура системы управления зданием от этого не сильно зависит. А распространение универсальных протоколов типа KNX и всеядных логических контроллеров максимально упрощает интеграцию.
По оценке генерального директора компании «Эвика Системс» Михаила Пасекова, доля участия интеграторов систем безопасности в проектах по автоматизации зданий может возрасти в десятки раз, маржинальность — в разы. При этом эксперт рекомендует поставщикам услуг обращать внимание на производителей, использующих идею локализации (разъединения) логической и силовой частей управления периферией.

Это влияет на гибкость проекта, быстроту и точность оценки стоимости, ремонтопригодность (по стоимости и времени), отчужденность средств на горячую замену.

При этом, по словам технического директора «Эвика Системс» Алексея Коржебина, при выборе АСУЗ, функционал которых в целом схож, целесообразно ориентироваться на стандарты/платформы, которые используют системы. Переход на smart-технологии уровня зданий и территорий произойдет в России очень быстро и будет развиваться лавинообразно. Поэтому перед интеграторами стоит задача такого выбора АСУЗ, чтобы та сохранила свою актуальность на время всего срока эксплуатации.

«ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ» ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Если для ТСБ-интегратора преимуществом при выборе АСУЗ будет простота интеграции систем при сохранении маржинальности проекта, то девелопера-инвестора будут интересовать вопросы окупаемости инвестиций в автоматизацию и целесообразность инсталляции АСУЗ.

Опрошенные нами вендоры, ставшие участниками этого обзора, затруднились назвать эффективность своих систем в привязке к типам зданий в абсолютных величинах. Сошлись на том, что при внедрении диспетчеризации суммарная экономия ресурсов в период эксплуатации объекта может достигать 45%. По информации Владимира Максименко, эксперта сектора обучения и информационной поддержки НВП «Болид», в центральном офисе Mail.ru, например, инсталляция АСУЗ обеспечила 80%-ное датчики, управляющие элементы для инженерно-технического оборудования;

• модуль визуализации.
Все действия по управлению системой ведутся из единого диспетчерского центра, где может быть организовано одно или несколько автоматизированных рабочих мест (АРМ АСУЗ). На их мониторы выводится информация о состоянии здания, работе оборудования, оперативное оповещение о внештатных ситуациях.

При проектировании АСУЗ важен выбор коммуникационных технологий, поскольку в состав системы входят распределенные одноранговые элементы, которые, как правило, являются мультипротокольными. 

Международный стандарт EN ISO 16484 признает для АСУЗ следующие технологические платформы:

• LonWorks — сетевая, программно-аппаратная разработка компании Echelon Corporation, чаще используемая для управления специальными системами аэропортов, железнодорожных путей и станций, мест большого скопления людей;

• BACnet — специализированный промышленный сетевой протокол, позволяющий выполнять все коммуникационные задачи, характерные для АСУЗ;

• KNX — позволяет объединить все системы здания в единую сеть благодаря поддержанию различных сред передачи данных (витая пара, силовая линия, IP-сеть, радиоканалы). Имеет наибольшее распространение и в мире, и в последнее время в России.

Современные АСУЗ масштабируемы, то есть позволяют наращивать систему без остановки работы благодаря модульной архитектуре. На базе собираемых системой данных возможно изменение настроек для оптимизации работы отдельных «умных» систем здания.

НЕОЧЕВИДНОСТЬ ЛИДЕРСТВА

Оценить рынок АСУЗ в деньгах практически невозможно, потому что в России, как и в мире, он формируется интеграторами. А интеграторы редко выделяют АСУЗ из проектов по установке инженерных сетей. Потому для косвенной оценки используют, как правило, объемы реализации производителей сетевого и коммуникационного оборудования для автоматизированных систем управления зданиями.

По прогнозу консалтинговой компании Navigant Research, мировой рынок такого оборудования для АСУЗ к 2021 году вырастет с нынешних $21,3 млрд до $34,7 млрд. Директор по исследованиям Navigant Research Эрик Вудс утверждает, что сегодня коммерческие здания потребляют почти четверть всей вырабатываемой в мире электроэнергии. Данный факт, по его мнению, делает АСУЗ критически важной частью при управлении зданиями. Растет число простых в использовании веб-панелей для управления зданиями, увеличивается количество категорий устройств, которые поддерживают IP-технологии: все это ведет к быстрому росту сетевой и телеком-составляющих в современных системах управления.

Адекватных оценок российского рынка АСУЗ за последнее время не делалось. Надеемся, что восполнить этот пробел позволит крупнейшая и единственная профессиональная выставка АСУЗ в России — Hi-Tech Building, которая пройдет 1–3 ноября 2016 года в московском «Экспо-центре». Журнал RUБЕЖ впервые стал информационным партнером этого форума. Гораздо проще оценить доли российского рынка, которые занимают производители АСУЗ. По результатам опроса компаний-участников этого обзора мы получили следующую картину:
Исходя из ключевых характеристик, возможности наиболее популярных в России систем управления зданиями представлены на страницах 34–38.

...НО ЕСТЬ НЮАНС

У рынка АСУЗ есть один секрет, и он довольно прост — потенциал внедрения скрыт не в самих исходных продуктах, а в том, какие системы можно развернуть на их основе. Одно только описание, сами по себе примеры — все это никак не поможет запустить и сделать конкурентным направление АСУЗ в компании с претензией на статус интегратора.

И вот почему. В свое время произошел переход от понятия «торговая компания» или «торгово-монтажная компания» к понятию «интегратор». И произошло не потому, что монтажник стал поставлять на рынок больше оборудования — конъюнктура рынка стала для монтажных компаний новым вызовом, когда расти дальше на базовом функционале и сервисах было уже нельзя.

Не поставщики, не разделы проектной документации — не это позволяло завоевывать новые направления. Ключом к успеху стало расширение функционала за счет новых компетенций. А для этого требовалось поменяться внутри, из просто монтажных компаний стать интеграторами, по структуре, по штатному составу.

И в отношении работы на рынке АСУЗ первой ступенью должно стать именно это — изменение структуры компаний. Ведь если исходить только из описания продуктов, то различия будут минимальны — программирование есть у всех, есть запись, инсталляция. Просто их ресселинг не требует компетенций — и потому не нужен заказчикам.

Продвижение АСУЗ можно сравнить с такими системами, как SAP, 1С, Acsapta. По сути, и те и те являют собой оболочку, исходный программный код. Недостаточно для компании, которая раньше занималась, например, перепродажей софта в регионе (Adobe Reader, Microsoft Office и т. д.), просто включить 1С в ассортимент: продажи 1С подразумевают программирование, кастомизацию под требования клиента, обслуживание конечного (не исходного) продукта.

Так же и с АСУЗ — необходимо уметь их программировать. Предметом продажи становится не АСУЗ, а новая компетенция интегратора, которую сначала нужно освоить, а потом научиться ее продавать. Следовательно, в штате потенциального интегратора должны появиться программисты, инженеры-продавцы, а это совершенно другой класс сотрудников, другая философия бизнеса, другая система принятия решений.

Поэтому еще до того, как приступить к отбору поставщиков АСУЗ, интегратору необходимо осознать, насколько его компания готова к такому формату работы.

Настоящая загадка рынка АСУЗ — не в его денежном выражении. До сих пор по-настоящему неизвестно, сколько людей обладает компетенциями в этой тематике. Если для той же 1С рынок специалистов понятен (есть курсы, есть их выпускники), то навыки выпускников по специальности 230102

«Автоматизированные системы обработки информации и управления» с точки зрения АСУЗ не определены. Поэтому в итоге важно не наличие торговой марки и даже не возможностей программы, все зависит от возможности оперативно найти и взять на работу нужного специалиста, который бы не просто был знаком с АСУЗ и SCADA, а умел создавать на их базе решения и потом продавать их.

Важно понимать — решение о закупке АСУЗ должно принимать не руководство компании-интегратора, а специалисты отдела по внедрению этих систем. В компании сначала должен появиться отдел, потом — специалисты, они определят категории объектов для внедрения АСУЗ и адаптируют базовые решения под эти объекты.


Был ли вам полезен данный материал?


АСУЗнанная необходимость

Вопрос номера:
Из чего будут сделаны
«умные города»?

Герой номера:
Алексей Ананьев,
ответственный секретарь Межведомственной комиссии по внедрению АПК «Безопасный город»

Продукт номера:
Автоматические системы
управления зданиями

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4011 s
queries: 140 (0.0215 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.