LEDниковый период

27 августа 2018, 15:50    523

С 1 июля 2016 года вступит в силу постановление правительства РФ № 898, по которому бюджетная  сфера начнет переходить на светодиодное освещение
помещений. Это будет самый светлый день для  производителей офисных светодиодных светильников, которые успели заявить о себе на этом рынке и обзавестись собственными R&D-подразделениями. Одна из крупных производственных LED-агломераций сейчас формируется в Казани, в северных кварталах города. Именно туда мы отправились искать завод «НИТЕОС» — перспективное и типичное для России предприятие, которое за восемь лет увеличило выпуск светодиодных светильников в 115 раз.

Наш пункт назначения — северные кварталы Казани, где расположились практически все промышленные предприятия города. Поплутав по дорогам общего и необщего пользования, между складами, цехами и проходными, мы наконец обнаружили ворота с табличкой «НИТЕОС». Немного прогулялись пешком и… оказались словно в офисе ИТ-компании: компьютеры, «белые воротнички», стеклянные перегородки и офисные столы. Нигде не лязгают станки, не гудит под потолком тельфер, не чувствуется в воздухе запаха канифоли. В общем, обычных ожиданий от промышленного производства завод «НИТЕОС» не оправдал.

Чисто, светло и все при деле. Первым роль экскурсовода взял на себя технический директор завода Павел Резунов. Он рассказал, что компания «НИТЕОС» была основана в 2008 году как типичный стартап: в небольшом помещении в подвале жилого дома два Марата — директор и сборщик-монтажник — начали производство светодиодных светильников и в четыре руки выпускали 200 единиц продукции в год.
Спустя восемь лет объем производства «НИТЕОС» вырос в 115 раз — до 23 000 единиц в год. Инициатор стартапа Марат Бикмуллин сейчас отошел от оперативного управления бизнесом, а тот самый сборщик-монтажник Марат Абсалямов — теперь директор по перспективным проектам. В штате компании работают 65 человек, средняя зарплата 35–40 тысяч рублей, есть свое R&D-подразделение (на англ. «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы». — Прим. ред.), на которое все возлагают большие надежды. Но обо всем по порядку.

ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕСКИ

Рынок производителей светодиодных светильников в Татарстане правильнее охарактеризовать как насыщенный. Здесь расположено два завода, по местным меркам они считаются гигантами LED-индустрии: компания «Ферекс» с объемом производства 600 тысяч светильников в год, и компания Ledel — 300 тысяч светильников в год. Продукция расходится далеко за пределы Татарстана и известна в большинстве регионов РФ.
Бóльшая часть российских компаний собирает светильники на базе светодиодов известных мировых производителей. «НИТЕОС», например, выбрал в качестве партнера японскую корпорацию Nichia. На полный производственный цикл — разработку, производство светодиодов и сборку светильников — в России смогла замахнуться лишь петербургская компания «Светлана-Оптоэлектроника».
Соперничая с крупными компаниями, «НИТЕОС» набирается опыта, чтобы в дальнейшем выйти на рынок нишевых LED-решений. По словам Павла Резунова, выбор пал на сегмент светодиодного фитоосвещения, которое приобретает все большую популярность в аграрном секторе при тепличном выращивании растений.

LED-освещение с определенной длиной волны позволяет получать небывалые по объемам урожаи без применения химических удобрений и дополнительных инвестиций в расширение теплиц. Эта аграрная технология известна, спрос на нее есть, производители LED-светильников конкурируют только по цене и конструктиву своих изделий.

УРОЖАЙ РЕШЕНИЙ

Над фитосветильниками сейчас работает R&D-отдел компании «НИТЕОС». По словам генерального директора компании Рустема Хабибуллина, инженерам-электронщикам пришлось изучать ботанику и процесс фотосинтеза, мировой рынок специальных светодиодов и лучшие аграрные практики выращивания сельхозкультур под LED-освещением. В результате появились промышленные фитолампы «НИТЕОС», которые обещают превзойти рыночные аналоги по эффективности, а по цене будут по карману любым российским аграриям.
Об испытаниях опытных образцов завод договорился с Казанским государственным аграрным университетом. Там в лучах светильников «НИТЕОС» с удовольствием рос зеленый лук. Сейчас ботаники из другой партнерской компании готовятся высадить подсолнухи. Одновременно с созреванием семечек должно «дозреть» авторитетное заключение академиков и профессоров казанского вуза и специалистов-аграриев на новые фитолампы.

«Мы, конечно, в этом направлении (фитоосвещение сельскохозяйственных культур. — Прим. ред.) не первопроходцы, но ниша абсолютно не освоена, особенно с точки зрения светодиодных решений», — чуть позже рассказала коммерческий директор «НИТЕОС» Мария Чалова. По ее словам, в аграрном секторе популярны лампы ДНаТ (Дуговые Натриевые Трубчатые), они дешевле, чем светодиодные. Однако светодиод энергоэкономичен, быстро окупается (от 1,5 до 2,5 лет), не сушит и не перегревает почву.

УЖЕ НЕ ИМПОРТ, ЕЩЕ НЕ ЗАМЕЩЕНИЕ

Напротив R&D-отдела, он же — конструкторское бюро, находится участок печати плат для светодиодов. Оборудование итальянское, рассчитано на управление одним рабочим. За восьмичасовую рабочую смену участок производит до 10 тысяч компонентов-плат. На один светильник требуется от 20 до 40 компонентов. Итого при полной загрузке завод может выпускать до 7500 светильников в месяц, что и составляет запасной объем производственных мощностей компании.

Следующий участок — производство корпусов для светильников. На момент на шей экскурсии здесь выполняли нестандартный заказ: эффектные светильники в форме шестиугольных сот, у которых из углов исходят лучи. Стандартная продукция для этого участка — массовое производство серийных светильников различного назначения, в том числе квадратных офисных LED-светильников для монтажа в подвесные потолки типа Armstrong.

Внимание привлекает необычно ребристый корпус светильника. «Это рефлекторы, — объясняет директор. — Они для охлаждения. Чем их больше, тем лучше». Печатные платы управляющей электроники для лучшей теплоотдачи клепаются непосредственно на металл корпуса. В конечном продукте доля компонентов отечественного производства составляет одну треть. По словам Павла Резунова, печатные алюминиевые платы заказывают в Китае, светодиоды в Японии. Профили, электроника и корпуса светильников — полностью отечественного производства. 

В большой и просторной комнате для переговоров рассматривают демонстрационный стенд «НИТЕОС» Мария Чалова и Рустем Хабибуллин. Стенд будут совершенствовать и усложнять, чтобы показывать заказчикам работу прототипов на больших и малых напряжениях.

«Рынок светодиодов в России очень технологичен и быстро развивается, — считает Марина Чалова, — еще три года назад купить светодиодную лампочку не только в Казани, но и в Москве можно было с трудом и не дешевле 500 рублей. Сейчас на этот рынок вышли российские производители, лампочки подешевели в 2,5 раза и вот-вот перейдут в сегмент массового спроса».

У производства светодиодов есть еще «инновационный запас». «Физики рассчитали, что светодиод может давать 400 люмен/ватт. Сейчас лучшие светодиодные светильники имеют яркость 200–250 люмен/ватт, то есть яркость освещения в перспективе можно увеличить почти вдвое», — рассказывает коммерческий директор.

LEAN И LED

От Японии заводу достаются не только светодиоды. На складе «НИТЕОС» почти никогда не бывает готовых светильников, здесь хранятся только инструменты и материалы. Компания работает строго под заказ и за счет гибкого производства и собственного КБ уверенно удерживает управление внутренней логистикой — в лучших традициях бережливого производства и системы канбан.
Главным преимуществом перед конкурентами в компании «НИТЕОС» считают именно оперативность и очень короткий шаг от клиента до конструкторского бюро.

«Мы стараемся быть быстрыми. Скажем, к нам пришел клиент, мы уже через два часа готовы представить ему чертеж изделия, пусть и в виде эскиза. Ведь главное, что заказчик своими глазами видит рождение технического решения», — уверен Рустем Хабибуллин.

Коммерческий отдел компании делает акцент и на технической грамотности специалистов, и на их готовности быстро предложить инженерное решение. Поэтому рабочие места инженеров-светотехников организованы в одном офисе с менеджерами по продажам, а не в цехе. Дуэт специалиста-продажника и инженера особенно созвучен там, где речь идет о нестандартных проектах.

«Экономический кризис? Нет, не слышали», — честно признаются в «НИТЕОС», где год от года отмечают рост объемов продаж и озабочены лишь ритмичной загрузкой производства, потому что сроки сдачи заказа — это святое.

Основными покупателями LED-светильников «НИТЕОС» являются группа компаний «ТАИФ», «Татнефть», сеть гипермаркетов «Магнит», автомойки, санатории, торговые центры и паркинги на территории всей России. Востребованы светильники как для уличного, так и для офисного освещения. И если сегмент уличного и архитектурного освещения за последний год слегка «потух», то рынок офисного LED-освещения растет не по дням благодаря бесспорным энергосберегающим свойствам светодиодов.
 


Был ли вам полезен данный материал?


LEDниковый период

Вопрос номера:
В чем выгода
текущего момента?

Герой номера:
Игорь Абрамов,
начальник отдела пожарной безопасности ПАО «Газпром»

Продукт номера:
Взрывозащищенные ОПС

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1845 s
queries: 70 (0.0085 s)
memory: 2 048 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.