МИР вашему рынку

27 августа 2018, 15:05    430

В январе 2016 года в Республике Казахстан вступил в действие закон «О гражданской защите». Документ  переформулировал подходы к обеспечению промышленной безопасности. В  соответствии с ним инжиниринговые компании и поставщики решений в обязательном порядке  отправились за аттестацией и другими формами подтверждения своих компетенций в республиканское Министерство по инвестициям и развитию (МИР).

Жители Казахстана часто задают своему правительству вопросы об опасных производствах, о безопасности в районах добычи нефти и газа, об угрозе, исходящей от горных разработок. Ответ приходит обязательно, его получает каждый гражданин. Содержание ответа может иногда удивить или ввести в заблуждение, но не стоит спешить с выводами. 

Как видим, вопрос задан не праздный, поэтому ответ кажется вдвойне странным. Неужели в РК опасные производственные объекты никак не учитываются, не регистрируются и не контролируются? О какой безопасности тогда можно вообще вести речь? Однако сначала лучше познакомиться с тем, как устроена система промбезопасности в Казахстане.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА

В Республике Казахстан к настоящему моменту сформирована современная система промышленной безопасности, в полной мере соответствующая местным условиям. Ее правовым ядром является закон «О гражданской защите» № 188-V от 11 апреля 2014 года. Закон вступил в силу 1 января 2016 года. Закон этот не первый, за два последних десятилетия их было несколько, и нынешний вариант, безусловно, самый рациональный и эффективный.
Закон «О гражданской защите» прежде всего дает базовые понятия, необходимые для структуры промышленной безопасности. В нем даны определения «опасного промышленного объекта», «опасного технического устройства», также разъясняется, что такое «промышленная безопасность», и указано, каким образом она обеспечивается. Далее закон назначает уполномоченные госорганы в области промбезопасности и определяет их полномочия.

Для общего знакомства с системой промбезопасности РК целесообразно сохранить эту логику и, отталкиваясь от базовых понятий, выяснить, что и где регистрируется, кто и что проверяет, а также кто и за что отвечает. Ответы на эти вопросы дает тот же закон «О гражданской защите», а конкретно — раздел 6, глава 14 «Обеспечение промышленной безопасности».

ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ (ОПО) В КАЗАХСТАНЕ

Для идентификации любого объекта в качестве ОПО используется ряд признаков, перечисленных в ст. 71. Если коротко, то к опасным производственным объектам относят все предприятия, где происходит:

• производство, использование, переработка, образование, хранение, транспортировка, уничтожение опасных веществ;

• производство расплавов черных, цветных, драгоценных металлов и сплавов на основе этих металлов;

• процесс горных, геологоразведочных, буровых, взрывных работ, работа по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья, работа в подземных условиях.

К опасным веществам относятся радиоактивные, взрывчатые, горючие, токсичные и прочие, список которых также приведен в ст. 71.

Кроме того, в разряд ОПО попадают опасные технические устройства. В Казахстане к таким относят:

• технические устройства, работающие под давлением более 0,07 МПа или с водой температурой выше 115°С за исключением тепловых сетей;

• паровые и водогрейные котлы, работающие под давлением более 0,07 МПа и (или) при температуре нагрева воды более 115°С (организации теплоснабжения), сосуды, работающие под давлением более 0,07 МПа;

• грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры, лифты, в том числе находящиеся на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

Список признаков в ст. 71 достаточно обширный, он дает возможность ясно определить, относится объект к опасным или нет. Таким образом, с принципами идентификации объекта все ясно, остается выяснить, в какой форме это происходит. Другими словами, нужно выяснить, какой документ, кем и на основании чего составляется, а также кто и где его регистрирует.

ДЕКЛАРАЦИЯ

Именно так называется основной документ, фигурирующий в системе промышленной безопасности Казахстана. Ниже приведено его точное определение в соответствии с законом «О гражданской защите»:

«Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта — документ, в котором отражены характер и масштабы опасности… объекта, мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и защите населения от вредного воздействия опасных производственных факторов на этапах ввода в эксплуатацию, функционирования и вывода из эксплуатации опасного производственного объекта».

Документ основательный, включающий все аспекты, начиная от анализа рисков и вплоть до схем эвакуации, в течение всего жизненного цикла объекта. Для ответа на вопрос, где регистрируется декларация, понадобится отступление с описанием структуры госучреждений в системе промбезопасности.

ГОССТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОМБЕЗОПАСНОСТИ

Главным уполномоченным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности является Министерство по инвестициям и развитию РК. Непосредственно промбезопасностью в нем занимается один из девяти профильных комитетов — Комитет индустриального развития и промышленной безопасности. Его отраслевая структура складывается из 19 управлений: Управления горно-металлургической промышленности, Управления химической и фармацевтической промышленности и прочих. Территориальная структура состоит из департаментов по г. Астана и г. Алматы, плюс 14 областных департаментов.

Комитет ведет регистрацию деклараций ОПО, согласовывает проекты на их строительство, модернизацию, эксплуатацию и ликвидацию. На него возложены надзорные функции за соблюдением требований безопасности на объектах. Кроме того, в функции комитета входит выдача разрешений на применение технологий, оборудования и материалов для опасных производственных объектов, а также выдача разрешений на применение опасных технических устройств. Одной из центральных функций является аттестация. Поскольку в соответствии с законом право на работы в области промышленной безопасности имеют только аттестованные организации, комитет уполномочен проводить такую аттестацию. 

Юридические лица аттестуются на право:

• проведения экспертизы промышленной безопасности;

• подготовки, переподготовки специалистов, работников в области промышленной безопасности;

• проведения экспертизы в области взрывных работ;

• разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта;

• технического обслуживания газопотребляющих систем.

Полностью перечень всего, чем занимается эта организация, занимает не одну страницу, и публиковать его смысла нет — он находится в открытом доступе на сайте комитета.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ ОПАСНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Самый интересный момент заключается в том, что предприятие обязано самостоятельно идентифицировать себя как опасный объект. Для этого ему необходимо разработать декларацию промышленной безопасности. Если у компании есть аттестат на проведение такой работы, то все делается собственными силами, если нет, то привлекается организация, имеющая такой аттестат.
В любом случае руководствоваться положено ст. 71. В ходе экспертизы для оценки опасных производственных факторов используются проектные значения технологических параметров или паспортные характеристики технических устройств.

Разработанная с учетом этих данных декларация промышленной безопасности ОПО представляется для регистрации в территориальный департамент Комитета индустриального развития и промышленной безопасности.

В этом же департаменте ставят на учет опасные технические устройства и получают разрешение на их применение. Если этого не сделать или сделать, но в дальнейшем нарушать правила эксплуатации и периодичность проверок, то владельцев предприятия ожидают серьезные неприятности, а в случае аварий они подпадают под уголовную ответственность.

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОПАСНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Факт идентификации и регистрации ОПО накладывает на его руководство ряд обязанностей. Подробно они перечислены в п. 3 ст. 16 закона «О гражданской защите». Всего насчитывается 28 разных требований, некоторые, представляющие интерес для этой статьи, приведены ниже.

1. Применять технологии, технические устройства, материалы, допущенные к применению на территории Республики Казахстан.

3. Проводить обследование и диагностику производственных зданий, технологических сооружений.

4. Проводить технические освидетельствования технических устройств на ОПО, а также указанных в пункте 2 ст. 71 закона.

5. Проводить экспертизу технических устройств, отработавших нормативный срок службы для их дальнейшей безопасной эксплуатации.

6. Допускать к работе на ОПО должностных лиц и работников, соответствующих установленным требованиям промышленной безопасности.

15. Декларировать промышленную безопасность опасных
производственных объектов, определенных законом.

27. Осуществлять обучение работников действиям в случае аварии, инцидента на опасных производственных объектах.

РЫНОК УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПРОМБЕЗОПАСНОСТИ

Соблюдение закона «О гражданской защите» неизбежно приводит к потребности в услугах специализированных организаций. По большей части они являются дополнительным звеном во взаимодействии предприятия с ОПО и Комитетом по индустриальному развитию и промышленной безопасности.

Начнем с того, что все итоговые действия, связанные с регистрацией, выдачей разрешений, аттестацией и др., входят в перечень государственных услуг и бесплатно предоставляются комитетом. Причем в Казахстане достаточно жесткие стандарты госуслуг, которые неукоснительно соблюдаются. Например, время ожидания для сдачи пакета документов не может превышать 15 минут, время обслуживания также не должно превышать 15 минут. Вообще, все установленные сроки рассмотрения, выдачи ответа и прочего соблюдаются автоматически, их невозможно ни затянуть, ни «ускорить».

Всего комитет предоставляет шесть видов госуслуг.

1. Аттестация организаций на право проведения работ в области промышленной безопасности.

2. Выдача разрешения на применение технологий, технических устройств и материалов.

3. Регистрация деклараций промышленной безопасности.

4. Разрешение на постоянное применение взрывчатых веществ и изделий на их основе.

5. Выдача разрешения на производство взрывных работ.

6. Согласование проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, модернизацию, консервацию и ликвидацию ОПО.

Казалось бы, все просто. Готовь документы, сдавай заявку в комитет и получай бесплатно то, что нужно. Но дело в том, что к любой заявке прилагается экспертиза промышленной безопасности, а ее имеет право делать только аттестованная организация. Поэтому придется обращаться к таковой и, соответственно, платить. 

Обычно, привлекая аттестованную организацию, заказчик не ограничивается только промышленной экспертизой, а договаривается о квалифицированной помощи в полном объеме. Причина — в банальных отказах ввиду слабой подготовки заявителя. Об этом достаточно красноречиво свидетельствует статистика комитета. Взгляните на отчетные данные за год.
Таблица дает понять, что процент отказов очень высок — от 20% до 60%. При таких обстоятельствах спрос на квалифицированную поддержку по вопросам промышленной безопасности гарантирован, что, естественно, ведет к быстрому развитию рынка.

Следует учитывать, что большой объем услуг требуется постоянно для обследования зданий и сооружений ОПО, технического освидетельствования оборудования и прочих действий, предписанных законом.

Напомним еще об одном аспекте, требующем создания соответствующей сферы услуг. Речь идет о подготовке специалистов, занятых в проектировании, строительстве, эксплуатации, ремонте ОПО. Закон разрешает участвовать в этих работах только тем организациям, чей персонал аттестован для работы на опасных объектах. Если учесть разнообразие отраслей и проектов, то становится ясно, в каких масштабах должен идти процесс подготовки. Поэтому нужны аттестованные организации, которые будут обучать специалистов, готовить преподавателей, проверять и принимать экзамены.

В конечном счете спрос на указанные услуги привел к формированию рынка с соответствующими предложениями. Сегодня в Казахстане сотни компаний предлагают примерно следующий набор услуг.
 


Был ли вам полезен данный материал?


МИР вашему рынку

Вопрос номера:
В чем выгода
текущего момента?

Герой номера:
Игорь Абрамов,
начальник отдела пожарной безопасности ПАО «Газпром»

Продукт номера:
Взрывозащищенные ОПС

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3607 s
queries: 140 (0.0280 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.