Туда не ходи, сюда ходи

27 августа 2018, 14:52    1586

На территории Российской Федерации функционирует около 15 тысяч потенциально опасных  объектов (ПОО). До 30% населения  проживает в зоне воздействия поражающих факторов  возможных чрезвычайных ситуаций. Однако собственники ПОО не всегда готовы или просто не проинформированы о необходимости включения  своих предприятий и сооружений в единое информационное пространство системы РСЧС, усложняя задачу построения АПК «Безопасный город» (см. журнал RUБЕЖ № 1 (15) февраль 2016), а компании-интеграторы не предлагают комплексных  решений по обеспечению безопасности промышленных объектов.

МАТЧАСТЬ

Для начала определимся с содержанием термина: что такое потенциально опасный объект с точки зрения нормативных правовых документов? Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит следующее определение: «Потенциально опасный объект — это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек».

В свою очередь ГОСТ Р 22.0.02-94. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» (с Изменением №1) описывает потенциально опасный объект как «объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации».

Приказ МЧС России № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований» выделяет следующие виды опасных объектов на территории:

•ядерно- и радиационно опасные объекты (РОО);

•химически опасные объекты (ХОО);

•пожаро- и взрывоопасные объекты (ВПО);

•биологически опасные объекты (БОО);

•гидротехнические сооружения (ГДО).

Помимо деления на виды объектов есть деление по классам опасности.

Приказ МЧС России № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» гласит: «По результатам прогнозирования ЧС техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности на пять классов:

•I класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;

•II класс— потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;

•III класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;

•IV класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;

•V класс— потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, на основании разделения на виды и классы составляются перечни потенциально опасных объектов на территории субъектов РФ. От класса опасности зависит объем мероприятий по обеспечению безопасности объекта.

В выпуске журнала RUБЕЖ №1 (15) за февраль 2016 г. мы уже использовали информацию из паспортов территорий — субъектов РФ и муниципальных образований. Теперь обратимся к содержанию паспорта потенциально опасного объекта.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ПАСПОРТ ПОО

Паспорт потенциально опасного объекта включает в себя следующее:

•общую характеристику опасного объекта (в т. ч. сведения о размерах территории, персонале, износе производственных фондов, опасных веществах на объекте);

•показатели степени риска при возникновении чрезвычайной ситуации (в т. ч. краткую характеристику наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, показатели степени риска для персонала и населения при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций, размеры зон действия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций);

•характеристику аварийности, травматизма и пожаров на опасном объекте;

•характеристику мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (в т. ч. количество зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения, наличие на опасном объекте работоспособных технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций, наличие на опасном объекте пункта и автоматизированной системы управления производственным процессом, функционирующих в условиях чрезвычайных ситуаций и т. д.).

Грамотный аналитик, имеющий в распоряжении подобный документ, несомненно может разработать технико-коммерческое предложение, план построения комплексной системы обеспечения безопасности объекта, обозначить пути сопряжения систем ПОО с АПК «Безопасный город».

Кстати, о сопряжении. Как известно, одна из задач АПК «Безопасный город» — создание единого информационного пространства для взаимодействия органов власти и организаций в рамках обеспечения защиты населения и территорий. 

Кроме того, существует постановление правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 14.04.2015) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС), предполагающее существование и взаимодействие органов повседневного управления различных уровней. И здесь возникает серьезная проблема.

Многие представители органов местного самоуправления и органов исполнительной власти отмечают, что диспетчерские службы объектов, принадлежащих компаниям федерального масштаба, например ГК «Росатом» или ПАО «Газпром», весьма неохотно взаимодействуют с едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований (ЕДДС — основа системы «Безопасный город»).

Например, в случае аварии на Ростовской АЭС, дежурная смена сначала сообщит о проблеме в федеральный СЦ ГК «Росатом», а уже потом, после согласования, передаст информацию в муниципальный ЕДДС. А счет идет на минуты.

Насколько известно из внутренних источников в МЧС, в городе Нижний Тагил до сих пор не подписано соглашение об информационном обмене между местными властями и филиалом ПАО «РЖД». По словам одного из сотрудников ГУ МЧС России по Кемеровской области, ПАО «РЖД» — это «государство в государстве», живущее параллельно областным органам власти. И если на РЖД случается ЧП, то муниципальные органы власти узнают об этом далеко не первыми, а может быть, и из телевизора. В той же Кемеровской области трагедия на шахте «Распадская» продемонстрировала существование препятствий в своевременном оповещении органов управления системы РСЧС об аварии. 

Но вернемся к теме построения системы комплексной безопасности ПОО. Какие существующие на сегодняшний день технологии, включая применяемые в АПК«Безопасный город», помогут решить задачи прикрытия основных рисков ЧС?

Проведя опрос среди представителей МЧС России и компаний-поставщиков решений, мы составили небольшую таблицу, содержащую сжатые сведения об основных решениях.

Переходя от непосредственной защиты ПОО к эффективной организации управления, компании-поставщики решений могут предлагать собственникам объектов действительно комплексные системы.

«Мозгом» комплексной системы управления любым потенциально опасным объектом является ситуационный центр. Например, на базе единого диспетчерско-аналитического центра ОАО «СУЭК-Кузбасс» осуществляется сбор информации со всех систем всех предприятий ОАО «СУЭК-Кузбасс» на единый сервер, проводится анализ производственных показателей и показателей безопасности ведения горных работ на предприятиях.

Перед потенциально опасными объектами стоит задача быть не только безопасными, но и экономически эффективными.

В максимальной конфигурации система управления энергоэффективностью предприятия сможет осуществлять централизованный мониторинг оборудования и управление следующими инженерно-техническими системами и комплексами:

•системы гарантированного и бесперебойного электроснабжения;

•система электрораспределения;

•системы освещения (комнатные, коридорные, фасадные и аварийные);

•система вентиляции;

•система отопления;

•система горячего и холодного водоснабжения;

•системы канализации и дренажные системы;

•система оперативной связи и видеоконференций;

•система воздухоподготовки, очистки и увлажнения;

•система холодоснабжения;

•система кондиционирования и климат-контроля;

•система контроля загазованности;

•системы учета и контроля расходования ресурсов;

•система управления паркингом;

•метеорологическая система.

Реальностью стали так называемый «Интернет вещей» (IoT), облачные сервисы, объединяющие разнородные устройства и датчики в едином информационном пространстве.

Перспективной видится возможность сопряжения систем обеспечения безопасности и ресурсоэффективности ПОО с ERP-системами предприятия. Так, на основе данных о превышении ПДК выбросов в атмосферу можно спланировать штрафы, данные со СМИС/СМИК (системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, коммуникаций. — Прим. ред.) позволят эффективнее планировать капитальные ремонты зданий и сооружений потенциально опасного объекта.

HR-службы повсеместно применяют аналитику от СКУД для определения явки работников, контроля их рабочего времени. Кроме того, можно обратить внимание на успешные примеры интеграции существующих систем потенциально опасных объектов с системами муниципального и регионального уровня. Так, на территории ЯНАО системы ПОО интегрированы с комплексной системой безопасности округа, что, к примеру, позволяет быстро выявлять граждан, находящихся в розыске, при попытке устроиться на одно из многочисленных газодобывающих предприятий округа.

Таким образом, потенциально опасные объекты являются не только предметом повышенного внимания и защиты, но и представляют собой большую категорию потребителей систем безопасности и информатизации.

Если увязать эти системы с требованиями действующего законодательства и вспомнить о необходимости внедрить АПК «Безопасный город» к 2020 году, то выгода от сотрудничества интеграторов с владельцами ПОО окажется обоюдной, а эффект от этого сотрудничества — синергетическим.
 


Был ли вам полезен данный материал?


Туда не ходи, сюда ходи

Вопрос номера:
В чем выгода
текущего момента?

Герой номера:
Игорь Абрамов,
начальник отдела пожарной безопасности ПАО «Газпром»

Продукт номера:
Взрывозащищенные ОПС

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3047 s
queries: 140 (0.0211 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.