Кодекс инженера

27 августа 2018, 14:54    489

Национальная палата инженеров (НПИ) пытается добиться закрепления статуса промышленного проектирования в нормативных документах Минстроя, в первую очередь в Градостроительном  кодексе. При этом инженеры-проектировщики промышленных объектов бьют  тревогу, указывая на катастрофическое снижение уровня компетенций в своем сегменте. О  том, в каких реалиях существует и как планирует развиваться профессиональное инжиниринговое сообщество, журналу RUБЕЖ рассказал глава  ключевого отраслевого объединения — президент Национальной палаты инженеров России Игорь Мещерин.

В чем основная проблема в сфере обеспечения промышленной безопасности?

ИГОРЬ МЕЩЕРИН: Основная проблема — это низкий уровень компетенции людей, которые участвуют в инвестиционном цикле, то есть заказчиков и исполнителей. Рассматривать проблему падения уровня компетенций нужно во всех звеньях цепочки принятия решений. В ней задействованы четыре звена: заказчик, инженер, подрядчики, эксплуатационная организация. Вместе с государственными контролирующими органами они обеспечивают инвестиционный цикл промышленного объекта. При этом серьезной проблемой является минимальная роль мнения инженеров в создании объектов капитального строительства, промышленных объектов.

Градостроительный кодекс (ГК) предусматривает только два вида проектирования — архитектурно-строительное и градостроительное. То есть он полностью ориентирован на строительство жилых и гражданских объектов. Промышленные в нем отсутствуют. Во многом это связано с тем, что градостроительный кодекс в нынешнем виде формировался в период, когда промышленное строительство не велось совершенно. Объектов, построенных во времена СССР, в 90-е годы хватало с избытком.

Чем сейчас руководствуются инжиниринговые компании при промышленном проектировании?

И. М.: Дело даже не в том, что существуют промышленные объекты, в которых вообще отсутствует архитектурно-строительная составляющая, как, например, на объектах связи. Гражданское и промышленное проектирование основано на разных подходах. При проектировании жилого дома технологом является архитектор. При проектировании промышленного объекта его компетенций будет недостаточно, поэтому нужен специалист, владеющий знаниями о технологических процессах в конкретной отрасли. Для каждой отрасли существуют специфические нормы технологического проектирования, которые в неизменном виде дошли до наших дней с 80-х годов прошлого века. Таких нормативов существует около 300,и они устарели до такой степени, что реально мешают этим рынкам развиваться.

Устаревание норм произошло из-за того, что разрушились цепочки отраслевое министерство–отраслевой научный институт–технологическая проектная организация. Отраслевые министерства были ликвидированы, а их функции перераспределены между Минпромторгом, Минэнерго, Минсельхозом и Минсвязи. Отраслевые технологические институты, которые проектировали промышленные предприятия, регулируются по правилам Минстроя, который сам в качестве министерства возродился только в 2013 году, а до этого функционировал в статусе департамента Минрегионразвития. У Минстроя есть множество своих проблем, технологическое проектирование ранее никогда не входило в сферу его компетенций, именно поэтому оно не нашло отражения в ГК. Это системная ошибка. 

Как это сказалось на проектировании промышленных объектов?

И. М.: У инженера изъят целый ряд властных полномочий по реализации проекта. Например, подпись главного инженера проекта не является обязательной при вводе объекта в эксплуатацию. Выбор оборудования теперь не является прерогативой инженера, подбором занимается сторонняя организация. Каким же образом инженер может отвечать за надежность и безопасность промышленного объекта, если он не имеет понятия о том, какое оборудование там используется?

В начале прошлого века понятия проектирование и инжиниринг в России были тождественны. В книге «Инженер», которую русский инженер и писатель Гарин-Михайловский издал в 1906 году, современный читатель с удивлением обнаружит ряд сегодняшних проблем. Например: выпускник университета не может устроиться на работу потому, что работодатели требуют опыта, которого у него нет и быть не может; стараниями отца вчерашний выпускник все-таки устраивается строить железную дорогу Кишинев–Бухарест и немедленно получает в распоряжение некоторое количество денег, на которые сам нанимает геодезистов и выполняет топографические изыскания, вынос кривых в натуру. После этого получает больше денег, нанимает подрядчиков для выполнения строительно-монтажных работ. Вводит дорогу в эксплуатацию, становится начальником дистанции пути. В книге есть много забавных ситуаций, скажем, покраска травы перед приездом губернатора.

В мировой практике существует классическая схема реализации инвестиционного проекта, в которой не только архитектор, но и инженер, как автор проекта, занимает определенное место. У нас в стране есть закон об архитектурной деятельности, а закона об инженерной деятельности нет. Архитектор входит в перечень творческих профессий четвертой главы Гражданского кодекса, а инженер — нет. Во всем мире инженер обладает авторскими правами на технологический проект, а у нас в стране — нет. На объекты гражданского жилищного строительства существует авторское право, а на объекты промышленного строительства — нет. Ведение авторского надзора без авторства превращается в профанацию. С моей точки зрения, именно поэтому возникают значительные отклонения построенного объекта от запроектированного, что приводит к аварийным ситуациям.

Как бы вы охарактеризовали текущий уровень и качество проектирования опасных производственных объектов?

И. М.: Мне кажется, этот уровень упал и продолжает падать. Обратите внимание: в начале 90-х годов удельная стоимость строительства в нашей стране была где-то на 40% ниже, чем в развитых капиталистических странах. К 2013 году она сравнялась. А в отдельных случаях стала превышать аналогичные зарубежные показатели. В начале 90-х годов у нас на инжиниринговую составляющую в стране направлялось 2–6% от стоимости капитальных вложений, а за рубежом — 8–15%. По статистике международного института продакт-менеджмента, где-то 25% от ВВП идет на инвестиционные проекты. Данные по ВВП существуют, можно примерно подсчитать, что за 15 лет, с 1998 по 2013 год, инжиниринговая часть инвестиционного процесса недополучила от 2 до 10 триллионов рублей. Но мы должны понимать, что, если не вкладывать деньги в инжиниринг, он деградирует. Дело даже не в том, что деградирует материальная составляющая: программное обеспечение, системы расчетов, совершенствование нормативов, хотя и в этом тоже есть проблема. Основной итог — низкие зарплаты и, в общем, достаточно жалкое положение большинства инженеров, и отсюда нежелание прогрессивной, энергичной, карьерно-ориентированной молодежи идти в эту сферу деятельности. 

Однако проектирование сейчас достаточно высоко востребовано, в том числе проектирование систем безопасности.

И. М.: По данным кадровых агентств Москвы, водитель получает больше, чем инженер. А куда стремиться современному молодому человеку?  Туда, где у него будет свой персональный водитель. Надо развивать инжиниринговый бизнес и направлять инженерные силы в развитие малого и среднего частного предпринимательства в этой сфере. будет обязывать иностранные инжиниринговые компании, если они приходят в Россию, создавать совместные предприятия с российскими организациями. Наши инженеры смогут получить новые компетенции, все зарубежные ноу-хау станут им известны, и архивная документация останется у нас. Я был главным инженером проекта «Голубой поток», и руководство «Газпрома» в те времена не придавало значения тому, что за наши деньги развиваются мощности итальянского трубоукладочного флота, документация осталась в Италии. Требование о передаче проектной документации не было выставлено в контракт. А раз оно туда не попало, итальянцы имели полное право не предоставлять России полную информацию по проекту.

На 2016 год Ростехнадзор запланировал разработку Основ государственной политики в области промышленной безопасности. Какие предложения по содержанию этого документа есть у вас?

И. М.: Госполитика должна быть направлена на повышение значимости роли инженера. Заказчик, как правило, является не инвестором, а наемным менеджером. В проектах, где инвестором выступает государство или корпорация, интересы заказчика могут существенно расходиться с интересами инвестора. С другой стороны, подрядчик объективно заинтересован в том, чтобы увеличить разницу между количеством денег, которые ему передает заказчик, и количеством денег, реально потраченных на строительство. Он бизнес-ориентирован, ему необходимо увеличить прибыль. Когда мы говорим про инжиниринговые компании, они заинтересованы в надежных, безопасных и экономически эффективных объектах, потому что от этого зависит дальнейшая востребованность самой компании на рынке. Когда ты обладаешь определенной репутацией, тебя от заказчика к заказчику, от инвестора к инвестору передают как специалиста, который создает добавочную стоимость. К тому же инженер по закону должен отвечать в случае наступления рисковых событий. Это дополнительно мотивирует, что повышает уровень надежности и безопасности объектов. Роль инженера, роль инжиниринга должна увеличиваться. И здесь важнейшим является документ, которым руководствуются все проектировщики и строители, — Градостроительный кодекс.

Градостроительный кодекс не содержит понятия «технологическое проектирование», а ведь все промышленные и транспортные объекты как раз основаны именно на технологиях.  Палата инженеров, которую я представляю, подготовила изменения в Градостроительный кодекс, и они многократно обсуждались на различных площадках. Сейчас они в Минстрое. Мы рассчитываем, что двухлетняя работа в ближайшее время даст позитивный результат.

К чему это приведет?

И. М.: Как только изменения будут внесены в ГК, целый ряд подзаконных актов будут скорректированы, например постановление № 87 о составе и порядке экспертизы проектной документации. Кроме этого мы всегда говорим, что во всяком случае на объекты промышленного строительства, на магистрально-транспортные объекты нужно законодательно обязать выполнение инвестиционных исследований с большими вариантными проработками. В настоящий момент у нас это не является обязательным, и на удивление, многие структуры не вкладывают денег в эти исследования. В результате принимаются решения, которые не являются оптимальными. И, наверное, одним из выходов из этой ситуации может стать издание постановления об обязательном технологическом ценовом аудите (ТЦА) объектов с государственным финансированием свыше 5 миллиардов рублей. Инженерная палата участвует в таких экспертизах.

Проблемой является отсутствие обязательности инвестиционных исследований и отсутствие в законодательстве понятия технологического проектирования. Мы должны делать ТЦА в увязке технических решений и стоимостных показателей. Как говорил великий архитектор Корбюзье: «Архитектор должен мыслить конструкциями в период, когда архитектура деградирует, а инженерия, наоборот, находится на подъеме». В современный момент инженер должен мыслить финансовыми категориями в период, когда инженерия деградирует, а финансовые институты, наоборот, находятся на подъеме.
 


Был ли вам полезен данный материал?


Кодекс инженера

Вопрос номера:
В чем выгода
текущего момента?

Герой номера:
Игорь Абрамов,
начальник отдела пожарной безопасности ПАО «Газпром»

Продукт номера:
Взрывозащищенные ОПС

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2153 s
queries: 153 (0.0137 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.