Одинцово - безопасность гарантирована

download PDF
29 августа 2018, 23:24    525

Журнал RUБЕЖ начинает спецпроект — «Территория». В рамках рубрики мы расскажем о практике усиления общественной безопасности, освоенной администрациями городов и регионов России. Сюжетом дебютного материала рубрики стал кейс по созданию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Одинцовском муниципальном районе Московской области.

Одинцово входит в категорию районов с населением свыше 100 тысяч человек. Какие принципы и приоритеты используют такие территории при развертывании АПК, рассказал в своем интервью глава района Андрей Робертович Иванов.

- Федеральный и региональный сценарий реализации «Безопасного региона / города» — в чем принципиальные отличия? Как они проявились при реализации АПК «Безопасный город» на территории Одинцовского района? В каком виде возможна интеграция АПК «Безопасный город» с программой «Безопасный регион» применительно к Одинцовскому району?

Андрей Иванов: Здесь нужно пояснение. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» — это проект федерального уровня, его координирует МЧС. Программа «Безопасный регион», в свою очередь, направлена на развитие региональной системы видеонаблюдения, которая должна стать частью «Безопасного города» после согласования с МЧС.

- Какие риски считаются основными, согласно паспорту территории для Одинцовского района? Как оценивается их охват уже установленными системами? Есть ли данные формы анализа эффективности, рекомендованной МЧС?

А. И.: Основные риски в Одинцовском районе, как и на всех других территориях области, связаны с угрозой возникновения ситуаций самого разного характера — природные и техногенные катастрофы, пожары, ЧС на объектах транспорта, происшествия, связанные с авариями на сетях и объектах коммунальной инфраструктуры, и так далее. Это понятные угрозы, которые есть у любого крупного муниципального образования. Что касается паспорта территории, то он активно используется персоналом ЕДДС района при реагировании на происшествия.

Эффективность работы созданных систем сегодня не вызывает сомнений. Так, время реагирования экстренных оперативных служб удалось уменьшить с 11 до 9 минут, а охват населения системой оповещения в экстренных зонах достиг ста процентов. Это важный результат.

-Развертывание каких решений предусмотрено в рамках программы «Безопасный город» в Одинцовском районе в 2016–2017 годах?

А.И.: Во-первых, это развитие и совершенствование системы оповещения и информирования населения. В 2015 году район за счет создания Комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН) и модернизации местной системы оповещения до 90% увеличил оповещение населения. В ближайшие годы работа в этом направлении продолжится. Планируется оборудовать 20 пунктов речевого оповещения: в населенных пунктах, прилегающих к лесным массивам, и с населением более 1000 человек. Впланах также установка пунктов уличного информирования и оповещения людей в рамках ОКСИОН. В2016году два появятся в Одинцово, в 2017 — в Кубинке и Голицыно. Кроме того, предусмотрено SMS-оповещение и информирование должностных лиц и населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, о метеообстановке и другой оперативной информации. Также появится «бегущая строка» на местном телеканале «Одинцово». Будет организован и перехват вещания кабельных телеканалов с целью экстренного оповещения и информирования, создан интернет-портал по вопросам обеспечения безопасности. Планы масштабные.

Во-вторых, программа предусматривает внедрение современных средств видеонаблюдения. Цель — антитеррористическая защищенность мест массового скопления людей и социальных объектов. Эта работа будет проводиться по пилотным проектам в Одинцово, Кубинке, Голицыно, Больших Вяземах, Лесном городке, также они будут взаимосвязаны с ЕДДС района.

В-третьих, необходимо развитие и совершенствование Единой дежурно-диспетчерской службы и расширение возможностей экстренных оперативных служб. В 2015 году специалисты ввели в промышленную эксплуатацию «Систему-112» — это было одно из ключевых направлений работы районных властей.

В 2016 году функции ЕДДС расширятся — к ней подключат аварийные службы ЖКХ.

- Насколько эффективна Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, установленная в районе? Каким именно образом планируется интегрировать ее в «Систему-112»?

А. И.: В ЕДДС Одинцовского района оборудован пункт управления КСЭОН, который сопряжен с региональной системой оповещения (специальный центр «Звенигород»). В администрациях поселений в настоящее время оборудовано 16 пунктов управления КСЭОН. Также эти пункты установлены на тех территориях, которые находятся в зонах экстренного оповещения, вместе с постами мониторинга уровня воды, и в населенных пунктах, прилегающих к лесным массивам.

Установленная аппаратура КСЭОН тестировалась, все подаваемые с пункта управления команды подтвердили работоспособность техники. Таким образом, мы практически завершили создание Комплексной системы экстренного оповещения населения.

- Как выстроена работа в рамках реализации проекта «112» в районе? Есть ли у района собственная диспетчерская служба, каким функционалом она обладает? Будет ли развиваться проект в сторону прямой интеграции с оборудованием, системами и службами реагирования?

А. И.: У нас установлено 29 автоматизированных рабочих мест «Системы-112», все операторы и диспетчеры прошли обучение в специальном центре «Звенигород». ЕДДСвзаимодействует со всеми экстренными оперативными службами и дежурно-диспетчерскими службами района, осуществляет сбор, обработку и обмен информацией о происшествиях.

К «Системе-112» подключены дежурные областного управления ФСБ, комитета лесного хозяйства области, «Мособлгаз», центр управления в кризисных ситуациях МЧС. Набрать номер 112 можно с любого телефона, даже при нулевом и отрицательном балансе мобильного телефона. На данный момент операторами «Системы-112» района принято свыше 264 тысяч звонков, ежемесячно по ступает более 30 тысяч обращений. Это самый большой показатель в Московской области. Мы провели масштабную информационную кампанию — публикации в газетах, плакаты и баннеры в поселениях, ролики на ТВ.

И это принесло свои плоды— сегодня подавляющее большинство жителей района знают, куда звонить в случае какого-либо происшествия. Мы ждем, что в первом полугодии 2016 года правительство Московской области введет в программу «Системы-112» позиционирование заявителя на карте, подключит службы ЖКХ. Это значительно увеличит эффективность работы службы.

- Как можно охарактеризовать техническую оснащенность ЕДДС муниципальных образований района? Каким штатом и ресурсами они располагают? Насколько автоматизирована работа операторов единых диспетчерских служб? Сколько мониторинговых и ситуационных центров действует на территории района?

А. И.: Техническое оснащение ЕДДС Одинцовского района находится на самом высоком уровне. Это восемь автоматизированных рабочих мест, система видеоконференцсвязи, КСЭОН, система оповещения руководящего состава «Рупор», городские телефоны с функциями записи разговоров и определителем номера, девять прямых каналов связи с экстренными оперативными службами и дежурно-диспетчерскими службами организаций района, резервный источник электропитания, метеостанция, прибор радиационной, химической и биологической защиты, дежурный автомобиль.

В штате районного ЕДДС — 44 человека, из них 40 — это дежурно-диспетчерский персонал. Ежедневно на сутки заступают 10 человек: начальник смены, дежурный диспетчер, старший оператор и семь операторов «Системы-112».

- Как проходит развитие системы городского видеонаблюдения на территории Одинцовского района? На какой процент таким наблюдением охвачена территория населенных пунктов района? Какие функции видеоаналитики заложены в ней, на базе какой программной платформы они реализованы? Как будет расширена сеть городского видеонаблюдения в 2016–2017 годах?

А. И.: Концепция, утвержденная правительством РФ, предусматривает оборудование видеокамерами самых разных объектов инфраструктуры — транспортной, инженерной, промышленных объектов и так далее, вплоть до полигонов бытовых отходов. Но, конечно, приоритет для нас— это социальные объекты: школы, детские сады, больницы и поликлиники и другие. Внедрение программы начали с них.

Сейчас общий охват системой видеонаблюдения по району составляет 55%, но уже до конца 2019 года должны довести эту цифру до 100%. Существующий софт — мы применяем такие программы, как ITV «Интеллект», Trassir — предусматривает стандартный набор видеоаналитики. Это выявление оставленного предмета, задымление, внешнее воздействие на видеокамеру и так далее. Применение более сложных систем видеоаналитики будем осуществлять на этапе дальнейшей интеграции системы. Мы идем по пути реализации концепции, что после «обкатки» в 2016–2017 годах пилотных проектов в самых крупных населенных пунктах — Одинцово, Кубинке, Голицыно, Больших Вяземах, Лесном городке — все 16 городских и сельских поселений Одинцовского района с их локальной системой видеонаблюдения, внедренной на всех объектах, будут сведены в единую информационную сеть с центром в ЕДДС района.

- Система мониторинга состояния окружающей среды — входит ли этот раздел решений в АПК «Безопасный город» в Одинцовском районе? Есть ли анализ территорий, объектов, подлежащих такому мониторингу? Есть ли интерес к внедрению со стороны поставщиков датчиков и ПО для м2м-систем?

А. И.: Интерес к внедрению системы мониторинга состояния окружающей среды со стороны поставщиков, конечно, есть. Но в силу того, что на территории района отсутствуют потенциально опасные объекты, это направление для нас не актуально. Хотя мы рассматриваем возможность проведения мониторинга состояния окружающей среды вблизи пожаровзрывоопасных объектов и населенных пунктов, расположенных в лесах или в непосредственной близости к ним. Некоторое время назад был анонсирован проект так называемого «социального видеонаблюдения».

- Насколько перспективна идея доступа граждан к камерам слежения либо — наоборот — предоставления доступа к данным видеонаблюдения с частных камер для силовых структур и проверяющих ведомств?

А. И.: Проект «социального видеонаблюдения» имеет во многом исследовательское значение. По нашему мнению, помимо преимуществ у него есть и свои недостатки. В частности, существует риск использования видеоматериалов злоумышленниками, в том числе экстремистами и террористами. Здесь надо взвесить все «за» и «против», а затем принимать взвешенное и обоснованное решение.

Что касается предоставления видеоинформации с частных камер для силовых структур, то эту идею мы полностью поддерживаем. В том числе на деле — начата работа по подключению видеокамер с торговых объектов к системе «Безопасный регион». Это пример взаимовыгодного государственно-частного партнерства в этой сфере — с одной стороны, такая интеграция повысит безопасность предпринимателей, а с другой стороны, облегчит работу правоохранительным органам.

- Не секрет, что ожидания многих коммерческих участников АПК «Безопасный город» не оправдались — федеральный бюджет не предлагает им финансирования. Кто выступает гарантом финансирования для региональных программ «Безопасный город» конкретно в Одинцово?

А. И.: Развитие программы на территории района финансируется из муниципальных источников — бюджета Одинцовского района, а также городских и сельских поселений. Безопасность— не та сфера, на которой следует экономить. Особенно в наше тревожное и нестабильное время, когда количество угроз растет.

- Какой бюджет предусмотрен на реализацию этих этапов в рамках программы «Безопасный город» в Одинцовском районе на 2016–2017 годы?

А. И.: В 2015 году на построение АПК «Безопасный город» на территории района направлено 61,4 млн рублей из районной казны и почти 17 млн из бюджета городских и сельских поселений. На этот год запланировали 62,7 млн рублей из бюджета района, а еще 24 млн — из бюджетов городских и сельских поселений.

- Рассматривают ли координаторы «Безопасного города» в Одинцовском районе реализацию проектов частно-государственного партнерства? Насколько вероятно привлечение частных инвестиций к реализации проекта — каково отношение к самой идее такого сотрудничества?

А. И.: Да, вопрос привлечения частных инвестиций прорабатываем. Я уже приводил пример с интеграцией в общую систему видеокамер в торговых объектах. В планах — привлечение организаций для создания пунктов уличного информирования и оповещения населения (ОКСИОН).

 


Был ли вам полезен данный материал?


Одинцово - безопасность гарантирована

Вопрос номера:
Верите ли вы в успех проекта
«Безопасный город»?

Герой номера:
Оксана Якимюк,
главный конструктор АПК «Безопасный город»

Продукт номера:
Системы управления видеонаблюдением

RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: , +7 (495) 539-30-20

Время работы:

E-mail: info@ru-bezh.ru

E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам


Свидетельство о регистрации ФС77-78638 от 10 июля 2020г

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций.

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1527 s
queries: 113 (0.0079 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.