Инструкция для губернаторов

26 августа 2018, 21:02    587

Задача АПК «Безопасный город» — управление рисками на уровне региона. В отсутствие достаточной законодательной и нормативной базы это звучит для губернаторов красиво, но не конкретно. Поэтому МЧС России разработало краткую методичку с ответами на основные вопросы (развернутые методические рекомендации есть на сайте министерства). При этом главный вопрос — где
брать деньги — остался за рамками, хотя ответ на него известен и не очень понравится губернаторам и  водителям. Первым придется перераспределять средства, уже выделенные на  обеспечение безопасности по другим программам, а вторым — оплачивать установку комплексов  фотовидеофиксации нарушений ПДД из своего кармана.

1. Законодательная база

Полномочия МЧС России, субъектов РФ, глав муниципальных образований, федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) по построению АПК «Безопасный город» закреплены в следующих федеральных законах:

•ст. 26.3, 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;

•ст. 11, 13, 14, 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

•ст. 14, 15, 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

2. Методическая база

Методическая база создания АПК «Безопасный город» включает в себя следующие документы:

•Концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» — утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 № 2446-р;

•Временные единые требования к техническим параметрам сегментов АПК «Безопасный город» — утверждены министром МЧС России генераллейтенантом Владимиром Пучковым 29.12.2014 № 14-7-5552;

•Методические рекомендации по построению и развитию АПК «Безопасный город» — утверждены заместителем главы МЧС России генерал-полковником Александром Чуприяном 22.02.2015 № 2-4-87-12-14.

Весь пакет документов — на сайте МЧС по ссылке http://www.mchs.gov.ru/dop/Bezopasnij_gorod.

Над реализацией проекта работает Межведомственная комиссия (МВК) под  председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина.

Для решения оперативных вопросов при МВК создана межведомственная рабочая группа под руководством Александра Чуприяна, заместителя председателя МВК.

От секретариата вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина в состав рабочей группы входит заместитель руководителя секретариата Валентин Масенков.

3. Практическая база

«Безопасный город» — это аппаратно-программный комплекс, который принимает, анализирует и строит прогнозы на основе информации, полученной из систем автоматизации муниципальных служб, систем приема и обработки сообщений (включая «Систему-112»), систем обеспечения вызова экстренных и других муниципальных служб, систем мониторинга, прогнозирования, оповещения и управления всеми видами рисков и угроз, свойственных данному муниципальному образованию.

На уровне субъекта РФ информация от муниципальных АПК «Безопасный город» объединяется в единое пространство с региональными автоматизированными системами и образует КСБЖ — комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Ошибка №1. Руководители субъектов РФ и интеграторы путают АПК с системой видеонаблюдения. Это неверно. «Безопасный город» представляет собой комплекс, который получает информацию из множества подсистем, и видеонаблюдение — лишь одна из них.

Ошибка №2. ЕДДС путают с центром обработки вызовов «Система-112». Это неверно. Функция у этих подразделений одна — организация оперативного получения информации от населения и передача ее дежурным службам. Но «Система-112» — лишь инструмент ЕДДС. Задача оператора «Системы-112» — принять сигнал и передать его в дежурную службу. Задача диспетчера ЕДДС — организовать взаимодействие всех служб и органов управления в рамках РСЧС вплоть до устранения последствий происшествия (см. «Сценарии реагирования»).

Общие требования к ЕДДС прописаны в ГОСТ Р

22.7.01-99. Детально требования прописаны в Методических рекомендациях по построению и развитию АПК «Безопасный город».

4 Взаимоотношения ЕДДС с дежурными службами

ЕДДС не подменяет существующие дежурно-диспетчерские (ДД) службы при выполнении задач. ЕДДС координирует взаимодействие между ДД, в случае необходимости привлекает дополнительные силы РСЧС, организует мониторинг, обеспечивает прогнозирование ситуации и возможные последствия ЧС или происшествий, а также принимает меры по реагированию, оповещению, подготовке сил и средств к действиям.

Пример: Нарушение электроснабжения

ДД служба действует по собственным алгоритмам, своевременно информирует ЕДДС о выполненных мероприятиях, прогнозе и необходимости привлечения других сил, если ей не хватает ресурсов для ликвидации проблемы.

5 Назначение АПК «Безопасный город»

Задача АПК — не только оперативно отреагировать в чрезвычайной ситуации, а сделать так, чтобы эта ситуация не произошла. Для этого все потенциальные риски и угрозы на территории муниципальных образований отслеживаются различными способами. Информация о состоянии этих рисков через АПК «Безопасный город» передается в ДД службы и объединяется в ЕДДС муниципального образования.

Цель работы по предупреждению ЧС в рамках АПК — своевременное получение информации о состоянии потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, окружающей среды, прогнозирование возможных последствий. С комплексом должны сопрягаться все системы мониторинга, оповещения, передачи и обработки данных, полученных различными способами, системы слежения за объектами и т. д.

Ошибка №3. Подразделения администраций субъектов РФ, отвечающие за информационные технологии и организацию связи, не осознают ответственности за реализацию функций АПК «Безопасный город». В результате акцент смещается от предупреждения ЧС на развитие систем передачи информации и оповещения, что важно, но это не решает главную задачу АПК «Безопасный город».

В каждом субъекте РФ необходимо создать межведомственную комиссию, в которую войдут и специалисты подразделений, отвечающих за предупредительную работу, реагирование, взаимодействие служб, и сотрудники подразделений, отвечающих за способы передачи данных и формирование технической политики. ТЗ на создание АПК «Безопасный город» должно разрабатываться только при условии взаимодействия этих специалистов.

6 Способы получения информации

Чем быстрее ответственные подразделения и службы узнают о возможности возникновения или возникновении проблемы, тем быстрее будет организован процесс реагирования, предупреждения и/или ликвидации проблемной ситуации.

Основными источниками информации для АПК «Безопасный город» с последующей передачей в ЕДДС являются:

•сигналы от автоматики или автоматизированных систем слежения на потенциально опасных объектах, объектах жизнеобеспечения населения, систем слежения за окружающей средой и т. д., которые находятся на территории муниципального образования;

•сигналы, полученные от населения по «Системе-112»;

•сигналы из систем, которые находятся в подчинении вышестоящих органов и руководителей. Это субъектовые информационные поля, вертикально-интегрированные системы мониторинга, системы космомониторинга и другие;

•сигналы от старост населенных пунктов. В большинстве случаев информацию — особенно из обособленных или удаленных населенных пунктов — можно получить только таким способом. В развитии данного направления должны принимать участие муниципальные образования, МЧС России, МВД, Минздрав.

В качестве примера можно привести Ленинградскую область, где институт старост развит и эффективно работает в рамках АПК.

7. Человеческий фактор при решении задач внедрения и развития АПК «Безопасный город»

Ведомственным приказом №110 ответственность за координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Р и исполнителей мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город» возложена на территориальные подразделения МЧС. Но это ведомственный приказ МЧС.

В законодательство, которым руководствуются исполнительные органы власти субъектов РФ и муниципальных образований, соответствующие изменения еще не внесены. Поэтому выстраивание такой координации зависит исключительно и только от готовности и личной ответственности сотрудников МЧС. А также от готовности руководителей на уровне регионов и муниципальных образований взаимодействовать с МЧС при решении новой для них задачи.

Этапы и основные действия по ним в Системе осуществляется через сервисную интеграционную платформу (DynamicDocs)

Этапы 1, 2. Возникновение и регистрация события

Событие инициируется поступлением информации о подтоплении от одного из следующих источников информации:

• телефонный вызов через (1а);

• гидропост (1б);

• гидродатчики (1в);

• сообщение, поступающее с интернет-портала (1г).

1а — телефонный вызов

Свободному оператору ЕДДС поступает входящий телефонный звонок; в момент вызова системе доступны следующие данные:

• ФИО абонента (автоопределение);

• телефонный номер абонента (автоопределение);

• место нахождения абонента в момент вызова (автоопределение).

1б, 1в — срабатывание гидродатчика или гидропоста

Гидропост или гидродатчик генерирует сообщение о превышении установленного (во время настройки системы) уровня воды. В данном сообщении передается следующая информация:

• фактический уровень воды в настоящий момент;

• предельно допустимый уровень воды;

• координаты гидродатчика или гидропоста, зафиксировавшего событие.

1г — публикация сообщения на интернет-портале

Публикация сообщений на интернет-портале доступна только зарегистрированным и авторизованным пользователям. При регистрации пользователя в систему заносятся следующие данные:

• ФИО пользователя;

• контактный телефонный номер пользователя.

При публикации через интернет-портал пользователь указывает в поле «Тип происшествия» значение «Угроза паводковой обстановки», после чего ему становятся доступны следующие поля для ввода информации:

• адрес события;

• фотография с места события;

• дополнительная информация (неструктурированный формат).

2а — заполнение информационной карточки вручную

Регистрационная карточка создается автоматически в момент вызова, при этом следующие поля события заполняются автоматически:

• ФИО абонента (автоопределение);

• телефонный номер абонента (автоопределение);

• место нахождения абонента в момент вызова (автоопределение).

После указания в поле «Тип происшествия» значение «Угроза паводковой обстановки» (выбор из классификатора) оператору ЕЦОР становятся доступны соответствующие вопросы для опроса абонента и следующие поля регистрационной карточки:

• место затопления, указывается одним из следующих способов:

– по названному абонентом адресу;

– по месту нахождения абонента в момент вызова (автоматическое определение месторасположения абонента);

– посредством указания места на электронной карте на основании полученного описания от абонента о месте возникновения события;

• уровень воды (рассчитывается и заполняется автоматически на основе информации о месте затопления и карте высот).

2б — автозаполнение регистрационной карточки

Регистрационная карточка создается автоматически в момент получения сигнала от гидродатчика или гидропоста (1б, 1в) При этом следующие поля регистрационной карточки события заполняются автоматически:

• фактический уровень воды в настоящий момент;

• предельно допустимый уровень воды;

• координаты гидродатчика или гидропоста, зафиксировавшего событие.

В случае автоматического создания регистрационной карточки на основе сообщения, поступившего с интернет-портала (1г), следующие поля регистрационной карточки события заполняются автоматически:

• ФИО пользователя (опубликовавшего сообщение);

• контактный телефонный номер пользователя (опубликовавшего сообщение);

• адрес события;

• фотография с места события;

• дополнительная информация, указанная пользователем (неструктурированный формат);

• уровень воды (рассчитывается и заполняется автоматически на основе информации о месте затопления и карте высот).

Этап 3. Сбор данных

3а — отображение места происшествия на карте с позиционированием ее на месте происшествия

В случае поступления сообщения от гидродатчика или гидропоста о превышении предельно допустимого уровня воды (1б, 1в) на электронной карте отображается месторасположение соответствующего гидродатчика или гидропоста одновременно с появлением регистрационной карточки в интерфейсе Гелиос.

В случае поступления информации на основе опроса абонента (1а) позиционирование электронной карты происходит в момент указания оператором ЕЦОР адреса места события.

В случае поступления информации на основе сообщения от интернет-портала (1г) позиционирование электронной карты происходит одновременно с появлением регистрационной карточки в интерфейсе Гелиос.

Электронная карта масштабируется соответствующим образом, предоставляя оператору интересующий фрагмент (карты), на которой на данном этапе отображается дополнительная информация, перечисленная в пунктах 4а, 4б, 4в.

3б — получение показаний ближайших гидропостов, гидродатчиков

Получение показаний ближайших гидропостов, гидродатчиков выполняется в   автоматическом фоновом (скрытом от пользователя) режиме. Данная информация необходима для осуществления расчетных задач по определению фактической и прогнозируемой зоны затопления территории (пункт 4г).

В случае поступления сообщения от гидродатчика или гидропоста о превышении предельно допустимого уровня воды (1б, 1в) получение показаний (сбор данных) выполняется одновременно с появлением регистрационной карточки в интерфейсе Гелиос (2б).

В случае поступления информации на основе опроса абонента (1а) и получения сообщения с интернет-портала (1г) получение показаний ближайших гидропостов и гидродатчиков выполняется после указания оператором ЕЦОР адреса места события (незамедлительно после получения в автоматическом режиме предполагаемого уровня воды на основе адреса и имеющейся в системе карты высот).

Запрашиваемые показания гидродатчиков и гидропостов, необходимые для запуска расчетной задачи:

• фактический уровень воды на текущий момент;

• координаты.

3в — сбор информации о параметрах окружающей среды

Информация о параметрах окружающей среды собирается от соответствующих датчиков мониторинга, находящихся на заданном отдалении от места возникновения события. Получение показаний от датчиков выполняется в автоматическом фоновом (скрытом от пользователя) режиме. Данная информация необходима для осуществления расчетных задач по определению фактической и прогнозируемой зоны затопления территории (пункт 4г).

Запрашиваемые показания датчиков мониторинга окружающей среды, необходимые для запуска расчетной задачи:

• влажность окружающей среды;

• температура окружающей среды;

• направление ветра и его сила;

• давление воздуха.

Этапы 4, 5. Подтверждение достоверности и прогнозирование

4а — отображение значков камер видеонаблюдения на карте На электронной карте отображаются значки камер видеонаблюдения с указанием направления обзора. По клику на выбранный значок оператор получает видеоизображение в режиме реального времени с целью получения дополнительной информации и оценки обстановки. Критерии оценки, так же как и порядок действий, доступны оператору в системе Гелиос при формировании регистрационной карточки события. При выборе оператором поворотной камеры оператору доступны элементы управления камеры (поворот, зум).

4б — отображение гидродатчиков и гидропостов на карте

На электронной карте отображаются значки всех гидродатчиков и гидропостов (изначальное позиционирование карты осуществляется в зоне события). По клику на выбранный значок оператор получает текущие параметры в режиме реального времени с целью получения дополнительной информации и необходимой для оценки достоверности полученной ранее информации. Критерии оценки, также как и порядок действий доступны оператору в системе Гелиос при формировании регистрационной карточки события. Например, уровень воды должен повыситься на всех гидродатчиках и гидропостах установленных на одном водохранилище.

4в — отображение датчиков окружающей среды на карте

На электронной карте отображаются значки всех датчиков мониторинга окружающей обстановки (изначальное позиционирование карты осуществляется в зоне события). По клику на выбранный значок оператор получает их текущие параметры в режиме реального времени.

4г — автоматический запуск расчета прогнозирования зоны затопления

Автоматический запуск расчета прогнозирования зоны затопления запускается незамедлительно после сбора необходимых данных, а именно:

• получение показаний ближайших гидропостов, гидродатчиков (описание приведено в пункте 3а);

• сбор информации о параметрах окружающей среды (описание приведено в пункте 3б).

5а — вывод видеопотока с выбранной камеры

Описание приведено в пункте 4а.

5б — вывод показаний выбранного датчика гидропоста

Описание приведено в пункте 4б.

5в — вывод показаний выбранного датчика

Описание приведено в пункте 4в.

5г — отображение зоны фактического и прогнозируемого затопления

Зоны фактического и прогнозируемого затопления отображаются на карте незамедлительно по окончании расчетной задачи. Выполняется позиционирование карты на зоне фактического и предполагаемого затопления. Доступ к карте с отображением данных зон предусмотрен для всех должностных лиц, в адрес которых была направлена регистрационная карточка.

5д — дополнение регистрационной карточки события, предполагаемое количество пострадавших в зоне затопления

Регистрационная карточка (Гелиос) дополняется данными о фактическом и прогнозируемом ущербе, а именно:

• предполагаемое количество пострадавших на текущий момент;

• предполагаемое количество пострадавших через 1, 3, 6 часов;

• количество зданий в зоне затопления, имеющих высокую вероятность разрушения.

На основе прогнозируемых данных Гелиос выдает инструкции оператору ЕЦОР (на основе заранее подготовленных регламентов) о необходимости привлечения к реагированию сил и средств, в том числе региональных.

Этап 6. Реагирование на событие и координация действий

6а — отображение схем подведения, газо-, водо- и электроснабжения в зоне подтопления

с указанием информации о ресурсоснабжающих компаниях

По окончании расчетной задачи прогнозирования затопления система в автоматическом фоновом режиме запрашивает у автоматизированной системы ИнГео (функционирующей в управлении архитектуры и градостроительной деятельности) информацию о коммунальной и городской инфраструктуре, находящейся на заданном расстоянии от границ зоны затопления и представляющая собой:

• схему подведения электроснабжения;

• схему подведения газовых труб;

• схему подведения водоснабжения;

• схему подведения теплоснабжения.

Полученная информация незамедлительно отображается на карте ГИС, на которой также отображаются зоны ответственности (соответствующих вышеприведенному списку) ресурсоснабжающих компаний с указанием полной информации по ним (по клику на карте оператором ЕЦОР).

6б — отображение паспорта выбранного здания. Оператору предоставляется возможность получить полную информацию о выбранном на карте ГИС здании (посредством клика). Паспорт здания содержит информацию, полученную из следующих источников:

• автоматизированной системы учета жилого фонда управления ЖКХ Нижнего Тагила;

• региональной автоматизированной системы учета жилого фонда;

• Гелиоса.

Паспорт здания содержит следующую информацию:

• адрес;

• этажность;

• количество квартир;

• данные об обслуживающей управляющей компании, в том числе:

– должностные лица;

– телефоны должностных лиц управляющей компании, включая сотрудников аварийной службы (сантехники, электрики);

• силы и средства, вовлеченные в процесс реагирования по событию, связанному с данным объектом;

• статус реагирования сил и средств, вовлеченных в процесс реагирования по событию, связанному с данным объектом;

• данные о подключенных и/или отключенных на текущий момент ресурсах (вода, газ, электричество, теплоснабжение);

• номер активной регистрационной карточки системы Гелиос.

6в — отображение систем оповещения вблизи границ зоны затопления.

Оператору ЕЦОР предоставляется наглядная информация о доступных средствах оповещения и реагирования вблизи зоны фактического и прогнозируемого затопления. Данные средства будут автоматически задействованы после формирования соответствующей команды (6г).

6г — команда на запуск информирования и оповещения населения

Оператор ЕЦОР на основе инструкций реагирования на события, представленной в регистрационной карточке, выбирает заранее подготовленный текст (а при необходимости вводит его вручную) оповещения в интерфейсе Гелиос, который после формирования команды на оповещение будет озвучен на всех средствах громкоговорящей связи вблизи границ зоны затопления.

Оператор из интерфейса Гелиос (нажатием на кнопку «оповестить», доступную в регистрационной карточке события) формирует команду на информирование и оповещение (7б, 7в, 7г, 7д).

6д — привлечение к реагированию экстренных служб

На основе отображаемой на карте ГИС информации, а также на основе заранее определенных регламентов и инструкций, которые доступны оператору ЕЦОР в регистрационной карточке события, оператор информирует должностных лиц соответствующих ресурсоснабжающих компаний о необходимости аварийного отключения подачи энергоресурсов во избежание разрыва каналов энергоснабжения вследствие размытия почвы, а также угрозы поражения электрическим током.

Информирование должностных лиц осуществляется следующими способами:

• посредством телефонной связи с городскими службами, в которых внедрение АРМ не запланировано в рамках реализации данного проекта;

• посредством системы Гелиос, для городских и экстренных служб, в которых внедрение АРМ запланировано в рамках реализации данного проекта, а именно:

– 01;

– 02;

– 03;

– 04;

– ДДС МУП «Горэнерго»;

– ДДС МБУ «Центр обслуживания зданий и сооружений»;

• посредством удаленного доступа через сети Интранет/Интернет к порталу АПК «Безопасный город», развернутому в составе ПАК ЕЦОР.

Этап 7. Информирование и оповещение

7а — маркировка объектов, отключенных от ресурсоснабжения

В рамках взаимодействия с энергосберегающими и/или управляющими компаниями по данному событию оператор ЕЦОР получает информацию (посредством регистрационной карточки события или телефонной связи) о статусах отключения зданий от энергоресурсов и отмечает отключенные здания посредством внесения изменений в паспорт объекта. Отмеченные здания маркируются (помечаются цветом) на карте, предоставляя наглядную и актуальную информацию всем участникам информационного взаимодействия (городские и экстренные службы, в которых внедрение АРМ запланировано в рамках реализации данного проекта).

7б — перехват ТВ-, радиовещания, ПИОН После получения команды на запуск сценариев информирования и оповещения (6г) система в автоматическом режиме сопоставляет тип события (угроза паводка) и запускает соответствующий сценарий информирования и оповещения, в том числе:

• выполняется перехват ТВ-, радиоканалов с целью трансляции заранее подготовленных видеороликов и звукозаписи соответственно;

• выполняется запуск соответствующего типу происшествия видеоролика на пункте информирования и оповещения (ПИОН).

Информирование выполняется до закрытия регистрационной карточки Гелиос (b).

7в — голосовое и sms-оповещение должностных  лиц

После получения команды на запуск сценариев информирования и оповещения (6г) система в автоматическом режиме сопоставляет тип события (угроза паводка) и запускает соответствующий сценарий голосового и sms-оповещения должностных лиц по заранее подготовленному телефонному справочнику.

7г — публикация информации о зоне подтопления

После получения команды на запуск сценариев информирования и оповещения (6г) система в автоматическом режиме размещает на интернет-портале (в заранее определенном разделе) информацию о фактической и прогнозируемой зоне затопления.

7д — оповещение по громкоговорящей связи

После получения команды на запуск сценариев информирования и оповещения (6г) система в автоматическом режиме запускает оповещение посредством громкоговорящей связи, находящейся вблизи границ зоны затопления. Система громкоговорящей связи озвучивает соответствующий текст, определенный или введенный в пункте 6г.

Этапы 8, 9. Контроль реагирования, завершения реагирования

8а — контроль реагирования на событие

Оператор ЕЦОР осуществляет контроль реагирования на события в соответствии с инструкцией (регламентами), доступной в регистрационной карточке.

Обновляет и/или следит за обновлением информации в регистрационной карточке события. При существенных изменениях информации по событию инструкции, доступные оператору, обновляются. Оператор отмечает выполнение каждого шага инструкции.

9а — отметка о завершении реагирования

При отметке о выполнении последнего шага инструкции (описанном в пункте 8а) регистрационная карточка автоматически закрывается, а событие считается обработанным.


Был ли вам полезен данный материал?


Инструкция для губернаторов

Вопрос номера:
Верите ли вы в успех проекта
«Безопасный город»?

Герой номера:
Оксана Якимюк,
главный конструктор АПК «Безопасный город»

Продукт номера:
Системы управления видеонаблюдением

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3012 s
queries: 140 (0.0306 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.