Алексей Абрамов: «Прозрачность работы - один из наших главных стандартов»
После принятия 162-ФЗ «О стандартизации в РФ» Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) стало одним из основных модераторов новой промышленной политики, которую проводит
Минпромторг. В центре этого номера — руководитель Росстандарта Алексей Абрамов, рассказавший о новых функциях ведомства, которые значительно выходят за пределы технического регулирования.
Приоритеты стандартизации в промышленном сегменте хорошо известны и синхронизированы с задачами курирующего Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Это импортозамещение, развитие основных отраслей промышленности, обеспечение стандартами госзаказчиков для нужд закупочной деятельности. Мы считаем, что стандарты являются четким и прозрачным инструментом определения требований к закупаемым товарам, работам, услугам, которые приобретаются за счет средств бюджетов — как федеральных, так и региональных.
Любые нормативно-правовые акты могут содержать ссылки на стандарты. В актах правительства могут быть ссылки на стандарты по каким-либо группам продукции, например когда определяют вопросы ценообразования на социально значимые товары. Так же и при разработке нормативно-правовых актов федеральных министерств и ведомств. Если необходимо прописать какие-то технические требования к продукции, процессам, терминологии, к каким-то расчетным моделям, методикам, регуляторы, вместо того чтобы описывать это в нормативно-правовом акте, понимая, что есть действующий стандарт, могут фактически его имплементировать в тело нормативно-правового акта путем ссылки.
Многие пытались нас убедить, что необходимо вернуть обязательность применения всех стандартов. Но мы полагали и полагаем, что для этого никакой необходимости нет. Обязательность стандартов нужна для отдельных областей, например для продукции, поставленной по государственному оборонному заказу, или в атомной энергетике.
С 2002 года действует федеральный закон «О техническом регулировании», в котором указано, что обязательные требования должны устанавливаться в технических регламентах. В настоящий момент принято порядка 35 документов, в основном это регламенты наднационального уровня, и подавляющее их большинство действует в пакете с перечнями стандартов, необходимых для реализации техрегламентов.
Квазиобязательное применение — это использование ссылок на стандарты в нормативно-правовых актах. В новом законе о стандартизации прописано: в нормативно-правовых актах могут содержаться ссылки на национальные стандарты и информационно-технические справочники. Когда мы обсуждали это с юристами, то сошлись во мнении, что само применение ссылки не делает стандарт обязательным.
Для других целей, других участников, на которых такие нормативно-правовые акты не распространяются, стандарт был и остается добровольным документом.
Если какой-то стандарт обозначен, использован или применен в регулировании, он просто становится частью такого регулирования. Эта норма закона «О стандартизации в Российской Федерации» начнет действовать уже с конца сентября этого года. Все остальные правовые институты заработают с 1 июля 2016 года.
Стандарт — это доступное знание, которое может применяться всеми. Именно в этом большая сила стандартизации, так как вокруг одного производителя или группы производителей может появиться большое облако поставщиков, субподрядчиков различного уровня кооперации, которые благодаря стандартам позволят диверсифицировать производство. Стандарты создают реальные условия для выстраивания длинных технологических цепочек. И по большому счету стандартизация открывает бизнесу новые, в том числе глобальные, рынки, если мы говорим, допустим, о международных стандартах.
Сегодня мы выявляем предметные области, где стандарты не меняются не просто годами, а десятилетиями. Это прежде всего госсектор. Не всегда просто заставить предприятия, допустим, оборонно-промышленного комплекса переходить на новые правила, они продолжают эксплуатировать морально устаревшие стандарты. В итоге это приводит к определенной технической деградации. Разработка стандартов в этом смысле лишь индикатор общей активности проведения научно-исследовательских работ и наличия технического задела.
Росстандарт неправильно воспринимать как единственную точку принятия решений об актуальности стандартов. Мы являемся координаторами этой работы — такие полномочия закреплены за нами в том числе новым законом «О стандартизации в Российской Федерации». Наша задача — обеспечить правильно функционирующую инфраструктуру от момента принятия решения о разработке стандарта до момента оценки того, как он реально применяется на практике. При этом необходимо управлять этим процессом в реальном времени.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Что ГОСТ грядущий
нам готовит?
Герой номера:
Алексей Абрамов,
руководитель Росстандарта
Продукт номера: Интегрированные системы безопасности