/ /

На полном доверии - шесть принципов импортозамещения программно-аппаратных платформ

На полном доверии - шесть принципов импортозамещения программно-аппаратных платформ

download PDF
25 сентября 2020, 16:45    525

Иван Покровский, АРПЭ

Иван Покровский

Исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ)

В основе цифровой экономики – применение платформ, которые обеспечивают сбор, обработку, хранение и доступ к большим массивам данных. Маркетплейсы, системы гео-мониторинга транспорта и флит-менеджемента, платежные и клиентские сервисы в банковской сфере – эта огромная инфраструктура опирается сегодня на решения зарубежных вендоров, включающие в себя проприетарное ПО. Чтобы исправить ситуацию, государству и бизнесу необходимо встать на путь создания доверенной российской экосистемы, куда войдут как программные, так и аппаратные решения.

Текст: Иван Покровский, Исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ)

СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ

Процесс цифровой трансформации уже охватил практически все сферы деятельности человека и все страны, включая Россию. Он не нуждается в ускорении, т. к. уже сейчас идет очень быстро за счет естественного стремления повышать эффективность и снижать издержки в конкурентной среде. Но в погоне за цифровой эффективностью компании и государства, как правило, недооценивают риски информационной безопасности, функциональной и санкционной устойчивости своих систем. А когда видят эти риски, не могут на них адекватно ответить, т. к. проблема не решается импортозамещением прикладного ПО.

Чтобы создавать доверенные системы управления, доверенные коммуникации, включая возможность управления собственным сегментом интернета, доверенные системы хранения и обработки данных, требуется внедрение доверенных программно-аппаратных платформ, опирающихся на открытые стандарты и технологии. Эта задача неподъемна ни для одной компании в отдельности и требует координации на государственном и международном уровне.

ДОВЕРЕННОСТЬ ЕСТЬ ПРЕИМУЩЕСТВО

Перевод используемых решений на доверенные платформы займет длительное время – не менее 10 лет. Это будет не только трансформацией цифровой инфраструктуры, но и трансформацией рынков, цепочек кооперации, каналов поставок, на которые также будут распространяться требования доверенности и санкционной устойчивости. И это придаст существенный импульс развитию российской электронной промышлености, обеспечит не только импортонезависимость внутри страны, но и станет основным конкурентным преимуществом на международных рынках.

Часто задачи создания доверенных решений смешиваются с задачами импортозамещения. Это разные задачи. Из них импортозамещение можно рассматривать как тактическую, а создание доверенных систем как стратегическую задачу, на нее должны быть ориентированы долгосрочные планы и критерии оценок. Понять это можно потому, что российское происхождение не является конкурентными преимуществом на международных рынках, а вендоронезависимость и доверенность являются.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ

Для достижения импортонезависимости платформ, в первую очередь необходимы изменения в национальной программе «Цифровая экономика». «Тремя китами» программы должны стать экономический рост, информационная безопасность, гарантии поставок и поддержки.

Недавно анонсированные Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций изменения в программу «Цифровая экономика», сводятся к увеличению расходов на цифровизацию в три раза. Но не учитывают необходимость вовлечения отечественных разработчиков, производителей оборудования и программного обеспечения в освоение этих средств с целью введения доверенных платформ.

В контексте чего участниками АРПЭ предложены следующие изменения:

  • ориентировать цель программы на устойчивое развитие экономики;
  • обеспечить переход на доверенные программно-аппаратные платформы;
  • сделать единым планирование программ электронной промышленности, отрасли разработок ПО и внедрения ИТ.

КТО ВЛАДЕЕ ПЛАТФОРМОЙ – ВЛАДЕЕТ ВСЕМ

Не менее важные вопросы – как организовать взаимодействие разработчиков в вендоронезависимой, а значит децентрализованной экосистеме партнеров. В централизованной экосистеме это делает вендор – держатель базовых технологий или держатель цифровой платформы.

Владелец платформы стремится поддерживать высокую конкуренцию между участниками своей экосистемы, добиваясь от партнеров снижения издержек и маржи, сам же концентрирует у себя основную прибыль, а значит, и распоряжается почти всеми инвестиционными ресурсами. При том, что экосистема партнеров может быть очень широкой, возможности для получения прибыли у партнеров ограничены. Используя преимущества, удобства платформ, разработчики электроники, прикладного ПО, операторы сервисов находятся в зависимости от владельца платформы. Именно он накапливает, обрабатывает и управляет доступом к данным. Нарушение правил платформы грозит каждому отключением.

С использованием платформ меняется отношение к безопасности. Владелец платформы всегда имеет служебный вход во все прикладные приложения, и это не какая-нибудь закладка, а нормальная штатная функция, которая обеспечивает одновременно и возможность технической поддержки, и является служебным доступом, который дает неограниченные возможности в перехвате управления.

Разработчики прикладных решений не могут дать никаких гарантий заказчику, если они не управляют платформой, если платформа подчинена зарубежным вендорам.

Противоречия между требованиями законодательства страны применения и страны, контролирующей платформу, всегда решается в пользу последней. Даже такие крупные компании, как Сбербанк, не могут игнорировать требования зарубежного законодательства и избегают его нарушения, потому что боятся потерять доступ к тем платформам, которые обеспечивает их деятельность. Этот процесс замыкает весь глобальный ИТ-рынок на несколько вендоров – держателей платформ. В этом и состоит ключевой риск – эти решения никак нельзя принять в качестве доверенных, поэтому и стоит задача создания российских аналогов.

 

ДОВЕРИЕ=ОТКРЫТОСТЬ

Участники АРПЭ, обсуждая возможности роста и развития электронной промышленности, пришли к тому, что доверие должно обеспечиваться открытостью. Есть альтернативный подход – доверие можно обеспечить через изоляцию и самодостаточность, но он должен применяться очень узко, в отдельных очень специальных сегментах.

Почему имеет смысл делать ставку на открытость? Изолированная платформа, опирающаяся на принцип самодостаточности и ориентированная исключительно на собственные российские ресурсы, никогда не будет воспринята как доверенная в других странах. Только открытая платформа интересна миру. Тогда можно будет привлекать зарубежных партнеров не только как заказчиков, но и как инвесторов, как разработчиков и создателей производственных стартапов, в том числе контрактных производств совместного использования.

АГЕНТСТВО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

По нашему искреннему убеждению, изменить подходы и сориентировать отечественную отрасль электроники и разработчиков ПО на создание единой доверенной инфраструктуры – задачи нового государственного органа. Ассоциации РУССОФТ и АРПЭ уже инициировали его формирование. 

Из письма Ассоциации РУССОФТ и АРПЭ в Правительство РФ

«Агентство технологического развития с прямым подчинением Правительству РФ должно заниматься проектным управлением индустрией, а именно – координировать разработку прикладного и системного ПО, создание ИТ-сервисов, проектирование и производство электронного оборудования и микроэлектроники, развитие производственной базы электронной промышленности, заниматься интеграцией и внедрением программно-аппаратных комплексов»

В настоящее время управление всеми этими сегментами разделено между двумя министерствами – Минпромторгом и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. И эта разрозненность, безусловно, мешает реализации обозначенных задач, потому что невозможно отдельно рассматривать электронную промышленность и разработку ПО.

Отрасль разработчиков программного обеспечения отнесена к Минцифре. Ведомство занимается цифровизацией экономики и идет по самому короткому пути – внедрению готовых апробированных комплексных решений зарубежных вендоров. С понятными каждому рисками технологической зависимости.

В то время как задача Минпромторга — поддерживать российскую электронную промышленность. И она решается также по самому простому сценарию — за счет расширения государственного финансирования с подчинением компаний государственным корпорациям. На это работали до сих пор отраслевые программы, курируемые Минпромторгом.

Получается, что Минцифры и Минпром практически никак не пересекаются в решений своих задач, что вполне устраивает каждое ведомство. Минцифры распределяет бюджеты на цифровизацию, а Минпром – бюджеты на поддержание промышленности. Это не создает мотивации экономического и технологического развития компаний. Попытки скоординировать Минцифры с Минпромом за счет создания межведомственных рабочий групп ни к чему не приведут. Эти структуры сразу становятся бутафорией, т.к. у ведомств сегодня нет общих целей, задач и проблем. Единственное возможное решение – объединить программы развития электронной промышленности, отрасли разработчиков ПО и программы цифровизации вместе, подчинив их одной цели – созданию технологически современной и экономически эффективной доверенной информационной инфраструктуры с максимальным вовлечением российских разработчиков электроники и ПО. Понимая ограничения Министерств, которые отвечают прежде всего за поддержание сложившихся процессов, мы предложили создать агентство развития с прямым подчинением Правительству, чтобы разработать и реализовать такую программу.

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Вы должны авторизоваться, чтобы написать комментарий


    Яндекс.Директ

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: , +7 (495) 539-30-20

    Время работы:

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам


    Свидетельство о регистрации ФС77-78638 от 10 июля 2020г

    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

    информационных технологий и массовых коммуникаций.

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

    total time: 6,3083 s
    queries: 162 (3,4826 s)
    memory: 2 048 kb
    source: database
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.