/ /

«Музейные рубежи» - современный взгляд на защиту экспонатов

«Музейные рубежи» - современный взгляд на защиту экспонатов

17 июня 2019, 10:20    565

Ирина Кузнецова

Ирина Кузнецова

Начальник Службы безопасности Государственного Русского музея, член Международного Совета музейной безопасности (ICMS-ICOM)

Российские музеи в 2018 году посетило более 154 млн. человек. Об этом сообщил директор Департамента музеев Минкультуры России Владислав Кононов. По его словам, посещаемость превысила максимальные прогнозные показатели, озвученные в конце 2018 года, более чем на 14 млн. С увеличением количества посетителей растет и число противоправных действий. Анализ совершенных преступлений позволил сделать вывод о том, что применяемые в настоящее время системы охранно-тревожной сигнализации, схемы дислокации постов охраны, юридическая защита музейных предметов и коллекций не в полной мере соответствуют современным требованиям по обеспечению безопасности в музейной сфере. Отрасли нужны технические инновации и новые подходы.

НЕБЫВАЛЫЙ АЖИОТАЖ

Количество посетителей в музеях за последние годы растет. Всплеск интереса к культуре вообще и к изобразительному искусству в частности виден по огромным очередям и дефиците онлайн-билетов в Эрмитаж, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, в Третьяковку и другие музеи на топовые выставки.

Музейный феномен глупо отрицать. Он возник в последние два-три года, и единого убедительного объяснения ему до сих пор нет. На выставки Айвазовского, Серова, Куинджи стояли огромные очереди, люди жалуются на тесноту в вестибюлях и гардеробах, духоту в залах, но все равно идут в музей, пишут восторженные отзывы и вновь собираются вернуться…

После истории с кражей произведения А.И.Куинджи из выставочного зала Третьяковской галереи поток посетителей резко возрос — подобные случаи и скандалы вокруг музейных учреждений только подогревают интерес посетителей…

МОДЕЛЬ УГРОЗ

Функция музеев приобретает особую значимость в рамках коммуникативной системы «музей — музейный работник — посетитель — окружающая среда». Музей становится «хранителем» культурного наследия, напрямую коммуницирующим с обществом. Проблемы обеспечения сохранности коллекций всегда являлись ключевыми в деятельности музеев.

Безусловно, в современном мире существует немало угроз, в том числе и для произведений искусства, где бы они не находились. В этой связи наиболее уязвимыми являются предметы искусства, экспонируемые в музеях и выставочных залах для широкой публики. Не случайно российское законодательство и нормативные документы регламентируют любые действия с предметами музейных коллекций, от перемещений внутри музея, правил экспонирования, температурно-влажностного и светового режима, до специальных правил и условий для организации выставок за пределами мест постоянного хранения коллекций.

Факторы опасности (угрозы) для музейных коллекций — это действия или явления криминогенного, техногенного или стихийного, общественно-политического и др. характера, угрожающие жизни и здоровью людей, повреждению или уничтожению культурных и материальных ценностей. В реальной жизни отмечается большое количество разнообразных рисков в планируемом и непредсказуемом сочетании, масштабности, воплощении и т.д. Источники угроз могут находиться как в музее, (внутренние угрозы), так и вовне (внешние). Действия различных факторов опасности во многих случаях проявляются одновременно, что требует комплексного подхода при их оценке и разработке планов мероприятий по их предотвращению или минимизации негативного воздействия.

В данной статье, не обращаясь к изучению всех рисков и угроз по отношению к музейным предметам, попробуем рассмотреть только акты вандализа и кражи, примерная статистика которых приведена в таблице.

Сводные данные по хищению культурных ценностей в странах мира — объекты

Страна

Музеи

кол-во

Места религиозного культа

Замки

Археологические

памятники

Галереи,

антикварные

лавки

Частный

сектор

Другое

Всего

Франция

32

259

230

 

104

2865

 

3490

Польша

37

47

 

 

 

399

1764

2247

Россия

42

199

 

 

 

901

989

2131

Италия

18

483

 

8

2

619

 

1202

Швейцария

10

31

 

 

23

181

65

310

Греция

 

10

 

8

1

10

54

83

Тунис

2

 

 

1

 

 

 

3

 

Сводные данные по хищению культурных ценностей в странах мира — категории

 

Страна

Картины,

иконы

Скульптура

Вазы,

стекло

Мебель

Предметы

религиозного

культа

Часы

Книги

Другое

Франция

Нет данных

Польша

Нет данных

Россия

1975

11

23

-

70

56

47

379

Италия

2022

1116

 

1688

1810

186

445

6579

Швейцария

365

123

9

21

30

425

21

86

Греция

78

26

 

 

23

 

12

5837

Тунис

 

4

 

 

 

 

28

 

 

ВАНДАЛИЗМ

Акты вандализма по отношению к музейным коллекциям известны с древнейших времен. В 455 году н.э. племена вандалов захватили Рим и уничтожили многие произведения античного искусства. После этого случая в наш обиход вошло слово «вандализм». Сейчас вандализм — преступление, которое карается во многих странах, но это не останавливает арт-хулиганов в их стремлении испортить предмет искусства. Современная хранительская документация пополняется актами об очередных «подвигах» посетителей, составленными сотрудниками музея и охранниками. Вот некоторые из них:

  • 15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта «Даная» подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанёс удары ножом.
  •  В 1988 г. в Старой Пинакотеке в Мюнхене были повреждены кислотой три картины Альбрехта Дюрера. Преступником оказался Ханс-Йоахим Больманн (Hans-Joachim Bohlmann). Он «прославился» тем, что в 1970-1980 гг. нанёс искусству материальный ущерб на 270 млн. марок, облив кислотой в общей сложности 56 произведений живописи и графики,
  • 25 мая 2018 года в Третьяковской галерее произошел акт вандализма. Посетитель ворвался в зал Репина, схватил стойку ограждения и нанес несколько ударов по картине. Толстое стекло, защищавшее полотно, было разбито, холст прорван в трех местах, пострадала рама.

КРАЖИ

Кражи совершаются в музеях всех категорий: муниципальных, городских, федеральных. Преступников не останавливают ни полицейская охрана, ни использование технических средств и видеоконтроля. Иногда кражи совершались в одних и тех же местах по несколько раз. Они совершаются из мест хранения ценностей и четко разделяются на несколько групп:

  • кражи, совершаемые из экспозиции и с выставок путем прямого доступа;
  • кражи, совершаемые из хранилищ путем проникновения, в том числе с использованием специального снаряжения и технических средств;
  • кражи из фондов путём противоправных действий, совершаемых сотрудниками государственных музеев, либо преступных групп с участием этих сотрудников.

Кражи и акты вандализма по отношению к музейным предметам актуальны всегда, поэтому обеспечение сохранности и безопасности музейных коллекций в настоящее время приобрели первостепенное значение. Анализ совершенных преступлений позволил сделать вывод о том, что применяемые в настоящее время системы охранно-тревожной сигнализации, схемы дислокации постов охраны, юридическая защита музейных предметов и коллекций не в полной мере соответствуют современным требованиям по обеспечению безопасности в музейной сфере.

Раскрываемость преступлений, связанных с хищением культурных ценностей

Период

Зарегистрировано кол-во преступлений

Из числа преступлений, уголовные дела и материалы о которых находились в производстве

раскрыто

 

 

не раскрыто

2002г.

1687

681

958

2003г.

1758

686

997

2004г.

1855

710

1140

2005г.

1814

741

1085

2006г.

1723

636

1068

 

ПРОБЛЕМА ОСОЗНАНА

Проблемы сохранности и безопасности в музейном деле освящаются и находят технические решения в таком формате музейной деятельности как специализированные выставочно — конгрессные форумы. Выставки регулярно проходят в крупнейших городах мира, России и в первую очередь в Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Проблематика выставок имеет широкий диапазон. Экспоненты демонстрируют современные системы безопасности, связи и телекоммуникаций, существующие технические средства защиты и новейшие разработки, в т.ч. на основе инновационных цифровых технологий. О необходимости инноваций в области сохранности и безопасности музейных фондов регулярно эксперты говорят на ежегодном музейном форуме «Интермузей», и в Заявлении ИКОМ России и Союза музеев России от 06.02.2019г.

Передовые технологии используются не только для демонстрации и изучения музейных предметов, но и обеспечения сохранности и безопасности хранения и, что особенно важно, в выставочной практике. Современная индустрия отечественного и зарубежного выставочного оборудования располагает широким спектром образцов для музейных нужд, где использованы достижения современной науки и техники.

Рассмотрим основные направления в обеспечении сохранности музейных предметов:

ЛЕНТА

Сегодня широко применяется охрана экспозиционного пространства ограничительной лентой, полосой, барьером с формированием сигнала тревоги на местном уровне.

Сама по себе такая полоса, как показывает опыт, не решает проблемы защиты произведения от прикосновений или порчи. Для обеспечения сохранности и безопасности экспонатов имеет значение рациональное размещение музейных предметов на экспозиции. Важную роль в организации показа играет установка разного рода ограничителей вокруг экспоната, а также устойчивое крепление оборудования на поверхности (полу, стене, специальной конструкции).

Существуют специальные нормы, которые устанавливают допустимое безопасное расстояние для осмотра посетителями. В случае экспонирования мелких, плохо визуализируемых предметов обычно устанавливается специальное оборудование, увеличивающее их изображение. При этом большую роль играет режим и маршрут осмотра (сеансовый, в группах, свободный), составленный с учётом возможности детально ознакомиться посетителям с конкретными сюжетами, темами, материалами выставки и дополнительной информацией о проекте и экспонатах.

Отдельно нужно отметить пространственное расположение предмета в помещении. Недопустимым и непрофессиональным в экспозиционно-выставочной практике считается, например, размещение экспонатов на полу, без подставок и подиумов, стене (на расстоянии 50-70 см от пола). Размещение текстовых материалов на далёком расстоянии от посетителей препятствует ознакомлению с экспонируемыми материалами, особенно текстовыми. Регулирование туристических потоков за пределами музейно­выставочного комплекса и на его территории — важная часть мероприятий по безопасности. Правильная её организация поможет исключить толчею, давку, ажиотаж публики, несанкционированные формы проникновения на выставки, агрессивное поведение посетителей и т.п.

ИНФРАКРАСНЫЙ БАРЬЕР

Добавив к такой организации выставочного пространства технические средства защиты, можно контролировать зоны из нескольких залов. Информация со всех типов датчиков передается на приемные устройства mBASE, дальность приема/передачи которых более 300 м в зоне прямой видимости. В тех помещениях, где прокладка проводов невозможна, приемные устройства работают как ретрансляторы, т.е. передают по радиоканалу информацию другому mBASE.

Для защиты произведений больших форматов или группы музейных предметов возможно использовать датчик, реагирующий на пересечение установленного барьера.

                          

Картина находится как бы под прикрытием невидимого стекла, не имеющего зоны отчуждения. Так как зона чувствительности по толщине менее 5 мм, устройство устойчиво к приближению людей на минимальное расстояние. Плоскость инфракрасного занавеса при необходимости может быть наклонена под углом к полу (максимально ±20°).

Датчик-барьер создает лазерный невидимый барьер и словно колпаком «накрывает» экспонат. Невидимая лазерная «шторка» m2D создает двухмерную плоскость для защиты экспозиций открытого показа, гобеленов, мебели и для ограничения прохода в закрытые зоны. Датчик передает сообщения о тревоге по радиоканалу, но подключается к внешнему источнику питания. Смотритель залов может контролировать сообщения тревоги и принимать решения на месте.

ВИДЕОАНАЛИТИКА

Предложений по таким системам сегодня много. Важно, чтобы возможность идентификации нарушителя обеспечивалась применением цветных камер общего обзора и камер двунаправленного контроля проходов в зал, наведенных в достаточно крупном масштабе: не более 80% среднего роста человека на высоту кадра (см. статью Лифшиц В.М. «Специфика охраны произведений искусства и переменной экспозиции»).

В выставочных залах применение видеоаналитики должно быть основано, как и в предыдуших направлениях охраны музейных предметов, на использовании сигнальной линии и сигнальной зоны. Эта, так называемая ситуационная аналитика, позволяет не только обнаружить объект нарушения и проследить его движение, но и классифицировать поведение объекта на основе правил, заданных пользователем. Вариантов использования ситуационной аналитики множество и её выбор обуславливается конфигурацией залов, дизайном экспозиции, режимом её посещения и другими факторами. При пересечении таких сигнальных зон формируется сигнал тревоги, который выдается на пульт охраны и, по желанию, непосредственно в залы.

Появление большого числа новых охраняемых предметов — дополнительные риски. Затрудняется оперативный учет состава экспозиции смотрителями.

Применение видеоаналитики предусматривает специальную, двухпороговую, блокировку. Двухпороговая блокировка — это защита предмета не только от изъятия, но и от приближения на критическую дистанцию. Такая мера охраны музейной экспозиции решает конфликт между потребностью раннего предупреждения музейного смотрителя и незлоумышленного посетителя о нарушении и потребностью выдачи достоверного сигнала в зале и на пост охраны в случае критически опасных событий. Ситуационная видеоаналитика, таким образом, представляет весьма эффективную меру против воровства и вандализма в музее — никто не приблизится к экспонату незамеченным.

УСТАНОВКА ДАТЧИКОВ НА ПОДВЕСНОЙ ТРОС<o:p></o:p>

Серийно выпускаемые охранные извещатели общего назначения, используемые в настоящее время для организации третьего рубежа охраны музейных предметов, не учитывают особенностей музейных правил. Действующие требования музейного хранения зачастую исключают возможность выполнить требования межведомственного норматива — «Типовые требования по инженерно-технической укрепленности и оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зданиях — памятниках истории культуры» — ТТ 2000.

Существует несколько способов крепления музейных предметов, среди которых широко используется подвесной и настенный способы крепления. При подвесном способе произведение подвешивается с помощью тросов, закрепленных на подвесе, при этом размещение антенны необходимо размещать с помощью тех же тросов.

Описанный способ подвеса музейного предмета и крепления антенны имеет ряд преимуществ:

  •  чувствительный элемент в данном случае крепится к подвесу;
  •  если подвес, трос и крепеж произведения являются проводниками (их соединение можно рассмотреть как единый проводник), то прямого электрического соединения системы с чувствительным элементом можно избежать, подсоединив систему к подвесу.

Таким образом, всю систему соединений чувствительных элементов между собой и блоком обработки сигнала можно организовать с использованием минимального количества соединительных проводов. Рекомендуется при этом электрически изолировать подвес от крепежа стены.

Систему индивидуального взвешивания музейных предметов, интегрированную в повесочную систему еще с 1980-х годов, успешно применяют в крупных европейских музеях, в том числе и в Лувре.

Классифицируется она по виду обнаруживаемого события — изъятие (перемещение) охраняемого предмета, способу расположения чувствительных элементов — механический контакт с охраняемым предметом. Система имеет высокую чувствительность и помехоустойчивость; обеспечивает индивидуальную адресацию защищаемого предмета.

Швейцарская компания Cerberus, ныне входящая в концерн Siemens, многие годы являлась лидером качества и законодателем европейской моды в производстве охранных систем. Однако она не применима с альтернативными системами повески, усложняет процедуру перевески, предполагает необходимость избыточного количества приборов для условий переменной экспозиции, а это очень дорогое решение. Отсутствие возможности раннего обнаружения угрозы делает такое оборудование не достаточно эффективным.

СИСТЕМЫ ГРУППОВОГО ВЗВЕШИВАНИЯ КАРТИН

Применяются в музейной практике системы группового взвешивания картин. Они содержат блок обработки сигналов с электростатическим входным усилителем, к которому подключаются чувствительные элементы в виде горизонтально натянутого троса, сцепленного крючками с тросами подвесов. На троссах пружинными защелками крепятся пьезоэлектрические сенсоры, чувствительные к изменению давления. Предлагаются также нажимные сенсоры, закрепляемые непосредственно под отдельными предметами.

В подобных системах имеется возможность групповой блокировки большого числа предметов, и при использовании этой возможности — относительно низкая цена блокировки одного предмета.

Одним прибором можно, например, блокировать все картины среднего по размерам зала. Высока чувствительность к попытке снятия и устойчивость к механическим помехам (покачивание в плоскости, перпендикулярной стене).

Но для таких систем требуется высокая квалификация наладчиков при техническом обслуживании и настройке в ходе перевесок. Часто возникают проблемы при работе с «разнокалиберным» объектам блокирования. Необходимо выполнять качественное заземление прибора и электрическую изоляцию троса чувствительного элемента от подвесов. Такую систему нет возможности применять для островных щитов, одиночных картин и жестких систем повески. При групповой блокировке невозможно индивидуально настроить адреса чувствительных элементов, а также реализовать задачу раннего обнаружения угрозы.

RFID-ДАТЧИКИ

Технология RFID позволяет с помощью радиосигналов считывать или записывать информацию, которая хранится в метках, установленных на музейном экспонате (элементы располагаются за каждой картиной, прикреплены к подрамнику). Другой элемент системы — считыватель. Считыватели подразделяются на портативные и стационарные. Установка стационарных считывателей на выходе из помещений позволяет отслеживать перемещение экспонатов. Встроенная антенна позволяет считывать информацию с нескольких объектов.

Защита музейных предметов метками RFID может использоваться для охранных и для учётных целей. Комплекс, состоящий из радиосканера (и компьютера) и радиометки, на бытовом уровне широко известен. Радиометка, или транспондер конструктивно выполняются в виде отдельной микросхемы (чипа) встроенного в жёсткий или эластичный корпус.

Портативный RFID анализатор серии X-SPEC

Радиометки могут быть пассивными и активными. Пассивные радиометки не имеют собственного источника питания, а необходимую для работы энергию получают из поступающего от считывателя электромагнитного сигнала. Дальность чтения пассивных радиометок зависит от энергии радиосканера. Активные радиометки включают источник питания, повышающего дальность их считывания по сравнению с пассивными метками примерно в 2-3 раза.

Радиометки могут быть однократно записываемыми и перезаписываемыми, с возможностью одно- или многократного изменения информации. Передатчик радиосканера генерирует радиоволны определённой частоты, активирующие метку. Частоты сигналов сканера и метки оказывают значительное влияние на характеристики RFID-системы. Как правило, чем выше диапазон рабочих частот до 5.8 Ггц, тем больше дальность считывания информации с радиометки (до 30 м), тем меньше габариты метки и тем выше ее стоимость.

RFID-системы имеют возможность создания многократно перезаписываемых меток, на которых можно хранить большие объёмы информации (до 1 Мбайт). Внесённые в систему данные защищены от изменения и несанкционированного считывания. Метка может занимать любое положение в пределах зоны действия радиосканера, что позволяет скрыть ее (для предотвращения ее несанкционированного удаления), а также защитить от воздействия окружающей среды. Высока её долговечность: срок службы пассивных меток при условии их защиты от воздействия окружающей среды фактически неограничен.

К недостаткам системы относятся относительно высокая стоимость меток, возможность экранирования некоторых радиометок токопроводящими поверхностями, например листом фольги, что ограничивает возможность интеграции меток в металлические ёмкости, а также делает возможной ее намеренную деактивацию. При одновременном попадании в зону действия радиосканера нескольких однотипных меток или при наличии внешних помех (например, воздействия электромагнитных полей компьютеров и мониторов) возможен сбой.

ЕДИНАЯ ОХРАННО-УЧЕТНАЯ МЕТКА

Проект по созданию единой охранно-учетной метки, разработка которого происходит в настоящий момент, предполагает защиту музейных предметов (прежде всего в экспозиционных залах) от несанкционированного воздействия: перемещения, механического повреждения, кражи.

Вторая задача — оптимизация процедуры сверки наличия экспоната и определение его учётных характеристик, электронное сопровождение топографии музейных предметов. Несмотря на то, что проект ориентирован на защиту музейных предметов в экспозиционно-выставочном пространстве, область его применения универсальна. Метка может использоваться и при траспортировке или перевозке музейных предметов.

Обеспечение сохранности музейных экспонатов невозможно без надёжной идентификации каждой единицы музейного фонда и эффективной системы контроля местонахождения и перемещения экспонатов. Вторая компонента — контроль местонахождения и перемещения экспонатов имеет две составляющие:

  •  осознанное и правомерное перемещение экспоната, связанное с размещением его в постоянной или временной экспозиции, помещение экспоната в специальное хранилище, перемещение в другие музеи и выставки и т.п.,
  •  неправомерное перемещение экспоната, связанное с действиями криминального характера, включающими в себя кражу, хранение краденого и незаконный оборот украденных музейных экспонатов.

Метка имеет маленький размер, компактна, её не обязательно крепить к предмету — достаточно разместить с невидимой стороны. Qr-код содержит записанную в любом объеме информацию. При необходимость часть ее в видимом (читаемом) изображении может быть размещена на этикетке.

Система охранной сигнализации музейных экспонатов строится на основе радиочастотной маркировки RFID по технологии, разрабатываемой в АО «Научные приборы», совмещающей «классическую» пассивную RFID-маркировку с «неснимаемыми без разрушения» этикетками, содержащими закодированную информацию об экспонате.

Первый уровень защиты — пассивные RFIDbi, которые будут обнаружены базовой станцией при попытки выноса экспоната из зала.

Второй уровень: к системе первого уровня добавляются акселерометры, которые будут реагировать при воздействии на экспонат или в случае его перемещения.

Установка акселерометров предполагает наличие элементов питания. В качестве элементов питания могут применяться плоские малогабаритные батарейки или малогабаритные солнечные элементы питания. При этом срок службы элементов питания — не менее двух-трёх лет.

Предлагаемая метка может использоваться для разного рода музейных предметов. Используя свойства RFID для функции охраны, необходимо дополнить возможности существующей системы сигнализации. Например, в системе видеонаблюдения сигнал, полученный от стационарного считывателя RFID, может использоваться для привлечения внимания музейного смотрителя и оператора пульта охраны.

В создаваемой системе будет представлена детальная информация о музейном предмете и совершаемых с ним действиях (реставрация, консервация, перемещения и т.п.), а, значит, и возможность контролировать и сохранность музейного предмета на всех стадиях его оборота. Такой подход позволит осуществить поэтапное внедрение элементов и устройств так называемого третьего рубежа охраны, включая создание и наращивание элементов тревожной сигнализации в комплексе.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Несмотря на все большое внимание к обеспечению безопасности особо ценных экспонатов нередки случаи их хищения прямо с выставочных стендов. Например, в 2017г. на выставке ювелирного искусства в Ленэкспо в Санкт-Петербурге китайской гражданкой был похищен прямо из витрины громадный бриллиант, который она проглотила. Позднее похитительница была найдена и возвратила стоимость украденного, но репутация службы безопасности крупнейшего выставочного объединения города и страны пострадала. Этот пример иллюстрирует необходимость комлексного подхода к обеспечению безопасности музейного пространства в целом и конкретных экспонатов в частности. В этой связи необходимо наряду с применением самых современных и высокотехнологичных систем защиты подчеркнуть важность профессиональной подготовленности музейных специалистов различного уровня.

РОЛЬ МУЗЕЙНОГО СМОТРИТЕЛЯ

Результат интеграции человеческой личности в глобально-образовательное пространство и перевод людей на совершенно другую систему ценностей зависит от сохранения культурного наследия и включения музейных программ в общую задачу их духовно-нравственного воспитания. В контексте данных тенденций остаётся дискуссионным вопрос о человеческом факторе и роли специалистов различных областей музейной науки в процессе формирования музейной этики и эстетики, реализации просветительской миссии музеев.

Безусловно, важен в этой связи и вопрос соотношения технической оснащенности музея и роли музейного смотрителя в обеспечении главной функции музея — сохранности музейной коллекции.

Клиентоориентированность, доступность музейной среды для различных групп с одной стороны, и создание условий для безопасного показа экспонатов выставок, обеспечение сохранности музейных предметов и коллекций превентивными методами с другой стороны являются основными факторами успешной реализации музейных программ.

Сочетание двух задач — дело необычайно трудное, включающее в себя не только сложности административно-организационного управления и планирования, но морально­этические проблемы взаимоотношений посетитель-персонал.

Наряду с утверждением «посетитель всегда прав» существует внутренний порядок при посещении музейной экспозиции или выставки, законодательно подкреплённый документами различного уровня, не очень известными широкой аудитории. Именно поэтому важным звеном в выработке правильного «музейного поведения» кроме законодательной базы является работа музейных смотрителей.

Важнейшим принципом и приоритетной задачей смотрителя музея является сохранение экспозиции музейного пространства. Именно в этом заключена главная должностная обязанность смотрителя. В обязанности смотрителя входит контроль состояния вверенной ему части музея. Всегда и всем им необходимо осознавать, что безопасность вверенных им музейных коллекций приоритетнее, чем любопытство и удовольствие посетителей. Поэтому необходимо пресекать любые нарушения внутреннего распорядка при посещении музея, но делать это нужно тактично и доброжелательно.

Музейный смотритель осуществляет вспомогательные функции хранителя музейных предметов с момента открытия экспозиционно-выставочных залов и отключения технических средств охраны до момента их закрытия и постановки на сигнализацию. В продолжение рабочего дня он контролирует наличие предметов в залах, соответствие их позальным описям и осуществляет наблюдение за состоянием сохранности вверенных ему произведений.

При возникновении чрезвычайных ситуаций музейный смотритель передаёт сигнал «Тревога» с помощью кнопки тревожной сигнализации или иным способом, установленным музейными правилами. При проведении в экспозиционно-выставочных залах реставрационных, санитарно-технических, электротехнических, эксплуатационно­ремонтных работ, во время реэкспозиции музейный смотритель контролирует соблюдение правил внутримузейного распорядка и сохранность музейных предметов. Совместно с сотрудниками музейной климатологии смотритель оказывает неоценимую помощь в обеспечении температурно-влажностного и светового режима, осуществляя регулярное проветривание и регулирование освещённости в экспозиционном зале (если отсутствуют автоматические системы кондиционирования, вентиляции, освещённости).

Основные принципы организации контроля на экспозиционно-выставочных площадях сводятся к рациональной расстановке смотрителей и инструктаж на рабочем месте. Критериями для выработки правильных решений являются:

  • количество рабочих залов. В каждом зале должен находиться как минимум 1 сотрудник, которому организована подмена на время обеденного перерыва;
  • площадь зала. Залы музея различны по площади. Все экспонаты должны находиться в видимости сотрудника, для своевременного реагирования и принятия мер в случае нарушения внутреннего распорядка;
  • наличие дополнительных перегородок и витрин в зале. Конфигурации и оформление выставочного пространства зачастую делает зал недоступным для визуального контроля. Этот фактор требует увеличения количества музейных смотрителей, поскольку повышается риск возможного повреждения или хищения. На стадии подготовки временной выставки или реэкспозиции уже необходимо согласовывать расстановку сотрудников с хранителями;
  • анализ уязвимых мест и актуальной ситуации. Необходимо учитывать постоянно меняющуюся ситуацию в музее: выходные или праздничные дни, каникулы или пиковые нагрузки в высокий туристический сезон — все это ведёт к резкому увеличению количества посетителей. Наличие в залах большого количества экспонатов, их расположение на доступной высоте, отсутствие остекления и механических средств защиты, дополнительной охранной сигнализации на музейных предметах повышает риск их повреждений.

Для своевременного оповещения дежурных служб музея, постов охраны необходимо учитывать расположение средств телефонной и оперативной связи, кнопок тревожной сигнализации и осуществлять расстановку с учетом доступа к этим средствам коммуникации и немедленного реагирования на нештатную ситуацию. Музейный смотритель не должен быть «одиноким стражником» в зале, но обязан координировать свои действия с другими музейными специалистами и Службами.

Правильный подход к определению и расстановке смотрителей в залах позволит обеспечить безопасность экспонирования и существенно снизит риск вандализма в отношении музейного предмета.

Рациональное использование имеющихся ресурсов музея: от музейных смотрителей до технических систем и информационных технологий позволяет создать комплексную систему защиты музейного учреждения и обеспечить надёжную защиту музейных коллекций.

Возможности дополнительной защиты являются предметом многочисленных исследований музейщиков и специалистов смежных областей знаний. В настоящее время специалистами в области музейной безопасности совместно со специалистами других областей ведётся большая работа по изучению и внедрению в музейную практику современных методов комплексной защиты коллекций. Одним из приоритетных направлений в этой области является маркирование. Но данная тема является отдельным предметом исследования.


Вы должны авторизоваться, чтобы написать комментарий


    Yandex.Дзен

    Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
    в Яндекс.Дзен

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539-30-15, +7 (495) 539-30-20

    Время работы:

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 105)

    total time: 1,3250 s
    queries: 303 (0,3267 s)
    memory: 6 144 kb
    source: database
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.