Николай Марысаев: «Бизнес самостоятелен, но господдержка нужна в области создания отечественной электронной компонентной базы»
Николай Марысаев
Руководитель направления компании RUBEZH
Некоторые иностранные компании выбрали ребрендинг вместо ухода. Какие барьеры ждут при возврате остальных и как удержать рынок? Николай Марысаев, руководитель направления адресных систем RUBEZH, поделился экспертным мнением о сложностях локализации электроники, роли государства, конкуренции с Азией, о том, почему развитие продукта важнее ценовой войны.
- Как вы считаете вернутся ли в ближайшее время иностранные компании на российский рынок, если да, то на каких условиях?
Николай Марысаев: На самом деле, иностранные компании далеко не все ушли, многие из них прошли так называемый процесс переименования, ребрендинга, и на текущий момент продолжают функционировать. Если говорить о тех компаниях, что действительно покинули российский рынок, - они должны будут преодолеть преграды, которые за это время сформировало государство. Преграды связаны с реализацией процесса импортозамещения и с защитой производителей продукции отечественных брендов.
Условием возвращения ушедших брендов будет являться смягчение политики импортозамещения самого государства, либо желание инвестировать в разработки и производство на территории Российской Федерации.
- Как вы будете готовиться к их возвращению? Какой тактики нужно придерживаться компаниям, чтобы сохранить место на рынке?
Николай Марысаев: С точки зрения защиты, тут поможет только развитие собственного продукта. Мы и раньше, до 2022-го и до 2014 года смотрели, какие новинки появляются, что используется в рамках пожарной безопасности на иностранных рынках, учитывали опыт как собственной страны, так и других государств и регионов. Поэтому мы планомерно развиваем свои продукты и системы, делаем их максимально удобными для потребителя с учетом всех норм, которые в России, как мне кажется, интереснее и сложнее, чем заграничные. Там они очень сильно разграничены между сферами влияния, условно говоря, пожарная сигнализация и пожаротушение совершенно разные разделы. А у нас нормативные документы стараются делать так, чтобы система была именно комплексом противопожарной защиты, единой на объекте. Это особо ценно, что необходимо сохранять и развивать. Комплексный подход и информационную емкость как для потребителя, так и для систем службы спасения.
- В каких форматах возможно сотрудничество с иностранными вендорами в новых экономических условиях или каким образом конкурировать?
Николай Марысаев: Конкуренция эта ценовая и продуктовая. С точки зрения продуктовой конкуренции, российский рынок достаточно сильный и у меня сомнений в нем не возникает. С точки зрения ценовой конкуренции, тут все может быть гораздо сложнее. Если мы берем как пример конкурентов с рынка Азии, то там могут быть приняты внутри стран некие субсидии на экспорт оборудования, в том числе и противопожарного. При этом перебить по цене азиатские рынки достаточно проблематично. При этом по качеству, надо признать, азиатские производители подтягиваются, в том числе и из-за того, что выходят на международные рынки. И на наш они пытались и заходят, и на европейские, и на американские. Поэтому они достаточно сильные игроки, но с точки зрения финансовой защищенности нашей и их в этом плане возникает вопрос.
В рамках сотрудничества – интересно привлечение и изучение технологий, которые сейчас отсутствуют у нас в стране. Остальное необходимо производить самим.
- Как вы оцениваете текущее состояние и перспективы развития сегмента рынка пожарной безопасности?
Николай Марысаев: Сейчас потребитель уже в достаточной мере распробовал разные продукты, разных ценовых сегментов, разных подходов, и у него появилось некое понимание того, что ему могут предложить производители или поставщики.
Ожидаю, в ближайшем будущем будет формироваться, особенно крупными компаниями, что-то вроде вендор-листов или требований к производителям, которым они должны будут соответствовать, чтобы попасть в список применяемых систем на объектах.
А рынки более простые, гражданские, - там, как всегда, будет больше вес иметь соотношение цена-качество. Поэтому тут будет, с точки зрения оборудования, не скачкообразное развитие. Вот с точки зрения сервиса, да, для уменьшения времени реакции на какие-то события в системе, уменьшения необходимого человеческого ресурса для монтажа, для обслуживания систем, вот эти аспекты и вопросы будут подниматься чаще и внимательнее рассматриваться.
Естественно, такие упрощения будут происходить до тех пор, к сожалению, пока не будет какого-то знакового, с негативной окраской случая. Обычно после этого сразу поднимается вопрос о повышении требований к качеству, надежности системы и т.д.
Не зря говорят, что все правила безопасности написаны кровью и человеческими жизнями. Поэтому, к сожалению, в этом направлении причины всегда плюс-минус одинаковые.
- Как вы оцениваете степень локализации своей компании и продуктов, в чем это выражается, чем подтверждается?
Николай Марысаев: Основную ценность компания RUBEZH видит именно в интеллектуальной собственности и производственных мощностях. Мы всегда с помощью собственных конструкторских бюро, конструкторских отделов, разрабатывали изделия, тестировали их в испытательном центре, оттачивали их с точки зрения надежности и максимальной эффективности, писали программную составляющую, прошивки, программное обеспечение.
Созданная интеллектуальная собственность, как программная, так и конструкторская, как раз и является нашим основным капиталом. С нашим производством вы можете ознакомиться как воочию, посетив его, так и на сайте RUBEZH, где есть видеоролик о производстве, и сделать вывод о степени локализации, она достаточно высокая.
- Пока иностранные компоненты?
Николай Марысаев: Да, компонентная база пока преимущественно иностранная. Наверное, можно даже сказать, что к сожалению. Это связано с ограничениями российской отечественной компонентной базы. Пока на российской не повторить технические решения, которые были на иностранной, либо это будет слишком дорого.
- Значит, иностранные у вас некоторые микросхемы и датчики, которые переводятся на российские аналоги, такие как, например, «Миландр», «Элвис»?
Николай Марысаев: Мы рассматриваем всех поставщиков, ищем варианты для того, чтобы локализовать продукцию. Эту работу мы ведем, но на данный момент электронные компоненты произведены все-таки не у нас, а документация, корпуса, программное обеспечение свои.
- Расскажите о локализации сегодня, что сделано, какой этап в настоящее время?
Николай Марысаев: Например, значительное наращивание производственных мощностей. У нас за последние два года был открыт дополнительный цех по литью пластика, полноцикловый цех по созданию изделий в металлической оболочке, была открыта роботизированная линия по сборке автоматических пожарных извещателей.
- Вопрос о поддержке государства актуален для вас?
Николай Марысаев: О поддержке государства скажу свое, может быть, не очень популярное мнение. Поддержка в чистом виде не требуется бизнесу. Бизнес живет, функционирует самостоятельно. Если мы заводим речь про локализацию, в том числе электронной компонентной базы, то, в первую очередь, именно это поле работы государства. Это долгосрочное финансирование, которое не может решаться на коммерческом уровне. Я думаю, что измеряется пятью-десятью годами для того, чтобы появилась электронная компонентная база, которая будет подходить к реализации многих задач.
Хотелось бы от государства получить поддержку этой отрасли, в первую очередь, а на время перехода, чтобы была возможность защитить отечественных производителей от иностранных рынков, которые могут иметь демпинговую политику, которая будет оказывать разрушающие воздействие как на продавцов и покупателей, так и на рынок труда, большое количество людей, которые задействованы на российских предприятиях.
- Ранее вы говорили нашему журналу про азиатский рынок, о том, что для него приостановили действие сертификатов. А сейчас как с этим?
Николай Марысаев: Сейчас они получают их заново, но как-то это не слишком активно это происходит. Основные сейчас действующие лица - это условно локализованные бренды, такие как «Систем Электрик» (Systeme Electric), некоторые перелицевались. В общем, все, кто был заинтересован в рынке, скрылись каким-то образом под другим названием или брендом.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!


