Локальные производители ЕАЭС не хотят учить китайский

Share to Telegram Share to VK
clock 23 июля 2025, 16:03
Локальные производители ЕАЭС не хотят учить китайский

Александр Гусев, Дмитрий Бурко
Технический директор ТОО «Эгида Group» (Республика Казахстан), главный инженер ООО «РовалэнтИнвестГрупп» (Республика Беларусь)

Журнал RUБЕЖ выяснил, как отсутствие воли к регулированию и правовая неопределенность открыли локальные рынки ЕАЭС для доступа систем безопасности из Поднебесной. Собеседники журнала — производители из Беларуси и Казахстана — высказывают серьезное опасение: китайская экспансия вполне может стать регуляторным провалом ЕАЭС. Без политической воли к созданию протекционистского барьера (как в ЕС) союз нескольких государств рискует превратится в полигон для сбыта азиатских товаров по сертификатам ЕАЭС. Без срочных мер евразийский союз рискует потерять свою экономическую автономность уже в ближайшие три года.

Что приводит к росту критической зависимости рынков ЕАЭС от китайских систем и устройств?

Александр Гусев: Лояльность к самому импорту из Китая. Россия поглощает 86,6% китайского импорта в ЕАЭС, теряя позиции в высокотехнологичных секторах. Рынок Казахстана с 2022 года стал потреблять по некоторым направлениям китайской продукции в несколько раз больше, тем не менее Россия не теряет своих уверенных позиций.

Дмитрий Бурко: В настоящее время на рынке Республики Беларусь готовые китайские решения доминируют в сфере систем видеонаблюдения и систем контроля доступа. Это обусловлено их низкой стоимостью и широким функционалом. Вместе с тем в области систем пожарной автоматики и систем пультовой охранной сигнализации китайские решения пока не представлены, а доминируют российские и белорусские производители. Но и те, и другие зависимы в своем производстве от китайских технологий и комплектующих ввиду их низкой стоимости.

Почему это стало возможным?

А. Гусев: Решения от китайских вендоров очень сильно прижились в Казахстане, что делает импортозамещение достаточно сложной задачей в области электроники, особенно учитывая стремительное развитие Китая в области ИИ и аналитики, а также демпинговой цены, которую вендоры из России порой оставляют без внимания.

Уже сейчас китайские компании глубоко интегрированы в экономику Казахстана. Почти 80% инвестиций в умные города Казахстана — китайские. Альтернатив на сегодня нет.

Д. Бурко: К сожалению, это стало возможным из-за отставания отечественных производителей электронных компонентов в функциональности их продукции.

Чем грозит безальтернативное применение китайского оборудования?

А. Гусев: Из первостепенных рисков обязательно стоит отметить геополитические опасности и санкции. Вендоры из КНР периодически попадают в списки экспортного контроля, что ведет к ограничениям обновлений прошивок, лицензий и компонентной базы. Hikvision и Dahua уже под санкциями США, рассматривается полный запрет DJI, что может «обрушить» проекты на этапе эксплуатации. Еще одним немаловажным является риск зависимости от одного поставщика.

Подобный риск недопустим в области электроники и ПО. Тем более, когда речь идет о Китае. Тотальная зависимость Казахстана от китайских камер (уже сейчас 80% рынка видеонаблюдения поделены между Hikvision и Dahua) превратит страну в «цифровую колонию».

Дмитрий Бурко: Зависимость от китайских технологий в производстве создает риск блокировки поставок комплектующих Китаем при его желании снизить конкуренцию с отечественной продукцией.

Чем рискуют заказчики в ЕАЭС при переходе на системы безопасности китайского производства?

А. Гусев: Определенные вендоры в Китае порой не закладывают необходимый по ГОСТам уровень допусков при конструировании изделия, что создает определенный риск в области качества для конечного потребителя, но, в свою очередь, роняет стоимость. И таких нюансов много, начиная от идентификации комплектующих и полуфабрикатов, используемых при производстве, заканчивая экономией в критически важных точках контроля продукции. Поэтому китайская продукция выигрывает в области ценообразования, хоть не всегда является выигрышной с точки зрения качества.

Д. Бурко: Зависимость от поставок готовых китайских решений в сфере систем безопасности может привести к отсутствию качественной технической поддержки пользователей и возможности ремонта, обновления и замены отдельных блоков систем безопасности в случае выхода их из строя, что может повлечь необходимость замены всей системы безопасности объекта.

В чем китайские партнеры при работе с заказчиками в ЕАЭС опережают предложения от российских и местных производителей?

А. Гусев: Цена и сроки решают все: как я упомянул ранее, по причине демпинговой политики и отсутствия реакции у вендоров из России рынок слаботочных систем падает до невероятных чисел. По итогам такой инициативы со стороны вендоров из Китая страдает как сам рынок, так и дистрибьюторы, представляющие интересы российских компаний на просторах Казахстана, которые теряют потенциальную прибыль и аудиторию.

Именно по этим причинам большая часть аудитории делает выбор в нашу сторону и проявляет наибольшую заинтересованность в сотрудничестве с отечественным производителем.

К тому же Китай предлагает большое количество бонусов, таких как обучение в инженерных центрах Шэньчжэня, кредиты под 0%, гранты на определенные пилотные проекты, маркетинговые кампании. Определенные компании из Китая также стараются развернуть локальные точки по сборке продукции на базе дистрибьюторов. К сожалению, с учетом экономических реалий эти предложения безальтернативны, со стороны российских компаний идут более традиционные — гарантийная сервисная и техническая поддержка, отгрузки по предоплате.

Безусловным преимуществом также является то, что китайские вендоры в области электроники способны предоставить новые передовые технологии, включая ИИ, интеграцию с другими производителями, но тут вступает ограниченность в области экосистемы, так как масштабные адресные системы пожарной сигнализации китайское ПО для интеграции обходит стороной. Немаловажным фактором будет низкая стоимость, так как Китай по причине наличия больших объемов производства даст более низкую цену и, как следствие, сроки и быстрый доступ к массовому рынку.

Д. Бурко: Первостепенным фактором при выборе в пользу китайского производителя является стоимость. Китайские решения, как правило, самые дешевые, что создает для потребителя видимость наиболее выгодного предложения.

Известны ли примеры, как локальные производители отстаивают свое право на место на рынке ЕАЭС?

А. Гусев: Безусловное лидерство в области пожарной сигнализации и речевого оповещения держали долгое время и будут держать российские и европейские системы. Большинство заказчиков предпочитает то самое лаконичное сочетание цены и качества, которое обеспечивается лидерами рынка, во главе которых идет «Рубеж». Активную экспансию российские компании также ведут в области решений по интеграции и ситуационных центров. На рынке присутствует небольшое количество производителей, но конкуренцию им пока не составила ни одна страна. В области пожаротушения также наблюдается большое количество отказов от китайского оборудования, так как только отечественный производитель может предоставить необходимый уровень соответствия локальным стандартам, своевременное обслуживание, доставку, замену и обучение.

В области видеонаблюдения, домофонов и СКУД ситуация немного сложнее, так как передовые решения все-таки остаются в Китае, включая упомянутый неоднократно ИИ.

Д. Бурко: Локальные производители отстаивают свои позиции более качественным соответствием требованиям действующих на территории ЕАЭС ТНПА, оказанием своевременной консультации специалистам проектных институтов и качественной технической поддержкой монтажным и обслуживающим организациям

Какие аргументы могут привести в свою пользу локальные производители ЕАЭС?

А. Гусев: На примере нашей компании могу определенно сказать, что отказ от китайских баллонов в модулях газового пожаротушения FireStop позволил повысить качество и минимизировать количество брака на производстве, который выявлялся при входном контроле или контроле на каком-либо из участков производства. Количество возвратов упало до нуля.

Д. Бурко: Основное направление нашей компании — производство систем пожарной автоматики. Как я говорил в начале беседы, в Беларуси на сегодняшний день отсутствует конкуренция с готовыми китайскими решениями в этой области. Но если она появится, основными аргументами будет качество готовых решений, их полное соответствие стандартам ЕАЭС и возможность оперативной технической поддержки клиентов.

В каких ситуациях местные производители еще сохраняют конкурентоспособность с Китаем?

А. Гусев: Сейчас рынок Казахстана стремительно движется вверх, и интеграция систем на рабочем месте высокого уровня является очень актуальным вопросом. Около 60% заказчиков предпочитают систему, которая сможет взаимодействовать с другими на программном уровне.

Д. Бурко: Немаловажную роль играет популярность оборудования и его маркетинговое продвижение на рынке. Данный фактор уже больше влияет на решение интегратора, так как финальные требования к функциональности и технической составляющей, как правило, генерируются заказчиком. Соответственно, если производитель предоставляет все вышеупомянутые требования, то его могут рассмотреть в качестве альтернативы или полной замены импортного оборудования.

В каких направлениях возможно технологическое партнерство Казахстана и Беларуси с Россией?

А. Гусев: Все варианты такого партнерства известны и широко практикуются. Мы крайне положительно относимся к тому, чтобы наша компания «Эгида» получила возможность запустить совместный НИОКР на пожарные извещатели и контрольные панели нового поколения, а также коллаборативную разработку в области мониторинга системы газового пожаротушения совместно с российской компанией «Рубеж». Мы с радостью окажем помощь в адаптации российских вендоров к нашим локальным нормативам и, консолидируясь с нашими партнерами, обеспечим самую высокую надежность нашим клиентам и, надеюсь, всей Республике.

Дмитрий Бурко: Беларусь может вступить в союзные программы (аналог программ кооперации «Росатома»), привлекать частно-государственное партнерство для субсидирования НИОКР для аналогов китайских процессоров.

Какой из сценариев более вероятен для ЕАЭС — технологическая изолированность из-за присутствия китайских технологий или риск передачи данных с недоверенных устройств, установленных на территории, граничащей с Россией?

А. Гусев: Оба сценария, так как второе не исключает первого. Пекин уже получил доступ к таким данным через проект «Цифровой Шелковый путь». Речь должна идти о дополнительном развитии паритетного технологического партнерства, учитывая в том числе и компании из Европы и Америки, при размещении китайских вендоров на территории ЕАЭС.

Д. Бурко: Не исключено, что при нынешних темпах экспансии доля присутствия российских и белорусских компаний на рынке безопасности в Беларуси значительно снизится.

Какими могут быть первоочередные меры поддержки местных и российских производителей в ЕАЭС?

Александр Гусев: Нужны стимулы для кооперации производителей внутри ЕАЭС, например, в виде снижения ставок налогов для проектов, где более 70% компонентов производятся в ЕАЭС (по модели «Казрост» в Казахстане). С одновременной поддержкой в виде субсидий для закупки противопожарного оборудования казахстанского производства внутри ЕАЭС (пример — программа «Экспорт-2025»).

Д. Бурко: Для укрепления позиций внутренних производителей ЕАЭС необходимо создавать специализированные перечни разрешенного к применению оборудования на уровне уполномоченных госорганов. Кроме того, для Беларуси будет актуально принятие закона, аналогичного российскому 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (КИИ). Такой закон должен предусматривать ряд мер, направленных на снижение рисков, связанных с использованием иностранного оборудования на объектах КИИ, особенно в контексте обеспечения технологической независимости и безопасности.

Каковы перспективы для экономик стран ЕАЭС, если не препятствовать китайской экспансии?

А. Гусев: Если оставить все, как идет сейчас, то доля российских производителей систем безопасности (неважно, это «Рубеж» или «Болид») сократится до 5% к 2030 году. Основным инструментом конкурирования китайцы, скорее всего сделают ценовую политику и кредитование дилеров (как это уже делает Dahua). Если через год не будут предприняты меры с регулированием промышленной безопасности с приоритетом местных производителей, не начнут выделяться деньги на поддержку местных производителей, а Россия не локализует свои производства на территории Казахстана, смерть локальных брендов, вероятно, наступит к 2027 году. Только вдумайтесь: через три года рынок ЕАЭС может быть полностью потерян для продукции собственного производства, китайские конкурсы будут выигрывать все тендеры.

Дмитрий Бурко: Считаем, что в условиях усиления товарной конкуренции ужесточится ценовая конкуренция, и отечественным производителям придется снижать себестоимость своей продукции, что может привести к снижению ее качества или даже закрытию ряда местных производителей.


Был ли вам полезен данный материал?


Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ на dzen

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.