Максим Нечипоренко: «Российский рынок привлекателен, но двери уже не так широко открыты»

Share to Telegram Share to VK
clock 19 июля 2025, 22:00
Максим Нечипоренко: «Российский рынок привлекателен, но двери уже не так широко открыты»

Максим Нечипоренко
Заместитель генерального директора компании Renga Software, советник Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ по вопросам BIM

Максим Нечипоренко, советник Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ по вопросам BIM, заместитель генерального директора компании Renga Software, в интервью журналу RUБЕЖ поделился своим видением будущего иностранных ИТ-компаний на российском рынке. Эксперт уверен, что зарубежные вендоры обязательно вернутся, но условия их работы будут кардинально отличаться от прежних. Какие факторы повлияют на это решение и как российским компаниям подготовиться к грядущим переменам, читайте в интервью.

Вернутся ли иностранные компании на российский рынок? Как скоро это может произойти и на каких условиях?

Максим Нечипоренко: Обязательно вернутся! Российский рынок всегда был интересен для международных разработчиков программного обеспечения. Хотя здесь не самые большие объемы использования ПО по сравнению с другими странами, как и количество пользователей-предприятий, но, вероятно, интенсивность использования и огромное количество инженеров привлекают иностранных вендоров. История показывала, что зарубежные компании в связи с разными событиями уходят, но потом возвращаются. Период ухода-возвращения трудно предсказывать. Опять же, на то есть и политические, и экономические причины, интересы компаний. Ведь открытие заново офиса, представительства в том или ином регионе требует финансовых затрат, бюрократических усилий и прочего. Плюс теперь к этому прибавится позиция российского правительства по отношению к зарубежным компаниям: раньше им были открыты двери и предпринимались движения в их сторону, теперь этого ничего не будет. Другой момент: введены и будут ужесточаться ограничения на применение зарубежного программного обеспечения в критически важной инфраструктуре. Нужно обратить внимание на поручения премьер-министра РФ Михаила Мишустина, которые прозвучали после конференции ЦИПР-2025: было поручено Минстрою и Минцифры обеспечить поэтапный переход строительной отрасли к использованию отечественного программного обеспечения в части информационного моделирования и проектирования (ТИМ/BIM). Соответственно, этот момент тоже ослабит аргументы иностранных разработчиков для принятия решения о возвращении на российский рынок. Это не означает, что совсем не будет программного обеспечения иностранного производства, но стимулирование по применению отечественного точно продолжает усиливаться.

Как российские компании могут подготовиться к возвращению иностранцев? Какой тактики нужно придерживаться компаниям, чтобы сохранить свое место на рынке?

М. Нечипоренко: Российским компаниям имеет смысл анализировать свою работу и эффективность, обращая внимание на то, насколько важно получать поддержку разработчиков при применении программного обеспечения: получать обновления, ждать выхода нового функционала, запрашивать техническую поддержку. И это не зависит от возвращения иностранцев. При этом нужно готовиться к возвращению представительств зарубежных вендоров и с точки зрения предстоящих денежных затрат: если сейчас компании используют нелицензионное зарубежное программное обеспечение, то при возвращении иностранные компании вернутся к практике защиты своих интересов и прав. Это могут быть штрафы либо заключение мирового соглашения по урегулированию применения программного обеспечения.

Наше предложение по тактике простое: готовиться нужно к переходу на отечественное ПО. Оно интенсивно развивается с учетом потребностей отечественных пользователей и уже сейчас показывает хорошие результаты на различных сложных объектах гражданского и промышленного назначения. Например, холдинг Setl Group (входит в пятерку крупнейших девелоперов России) или ГК «ЮгСтройИнвест» (крупнейший девелопер юга России) в гражданском сегменте, а также «Кайрос Инжиниринг» и InOne Buro в промышленном. При этом мы не берем во внимание госкорпорации и компании с государственным участием или бюджетные госкомпании: они обязаны использовать только отечественное ПО. Мы же среди наших пользователей видим много коммерческих компаний, которые не обязаны его использовать, но видят возможность и эффективность применения именно отечественного ПО.

Если говорить о тактике, я обращу внимание, что она, скорее, нужна не с оглядкой на зарубежные компании, а с оглядкой на то, что происходит в стране. Если мы говорим про строительный сектор, то продолжается движение в сторону обязательного применения ТИМ/BIM. Мы прожили несколько этапов, и законодательство приведено в состояние, когда для многих объектов государственного назначения и коммерческого сектора (многоэтажного и малоэтажного жилья) стало обязательным применение ТИМ/BIM. Сейчас, наверное, можно сказать, такой этап, когда нет карательных мер за неприменение информационного моделирования, но с учетом дополнительных постановлений и поручений оно будет стимулироваться к применению. С другой стороны, коммерческие заказчики обращают внимание на качество выполняемых проектов, на повышение эффективности при строительстве с применением проектной и рабочей документации, получение точных объемов работ на основе цифровых информационных моделей. И это уже не во исполнение постановлений, а потому что бизнесу так эффективнее. Заказчики все больше и больше будут требовать применения этих инструментов. Значит, тактика компаний, работающих на этом рынке, должна быть в глубоком изучении этой темы, постепенном, а может быть, уже где-то в экстренном внедрении инструментов для информационного моделирования. Еще раз акцентируем внимание на тактике: прямо сейчас рядом с вами российские разработчики и различные интеграторские, консалтинговые компании, которые смогут вас поддержать.

В каком виде возможно сосуществовать с иностранными вендорами?

М. Нечипоренко: Если пользователи применяют иностранное программное обеспечение, и желательно на законных основаниях, а также российское ПО, то это повод, как и раньше, выстраивать взаимодействие разного уровня, настраивать различные интеграционные связки. Другой вопрос, что пользователи, скорее всего, станут осторожнее в своем отношении к зарубежному программному обеспечению.

Многие компании сильно пострадали, потому что данные располагались на зарубежных серверах, когда отключили к ним доступ. В случае, когда ПО установлено локально, возникало меньше сложностей: доступ к лицензиям, скорее, только прекратился, но физически файлы располагались на компьютерах пользователей, и это представляло меньше рисков. В работе с облачным ПО рисков было гораздо больше: пользователи потеряли доступ к данным, к инструменту, который нужен здесь и сейчас. Этот момент, конечно, нужно будет учитывать в будущем. Как я вижу, компании стали пересматривать свои подходы к применению, выбирая решения, где даже если это облачные технологии, то сервера находятся под контролем предприятия.

В нашем случае Renga Professional — это клиент-серверная система, и сервер для совместной работы вы можете установить там, где это вам выгодно, удобно, безопасно: разворачивать в своей сети, на виртуальных компьютерах, виртуальных машинах или в облачной инфраструктуре одного из провайдеров (Yandex Cloud, VK Cloud и т.д.).

Какова степень локализации продукции компании? По каким критериям вы ее оцениваете?

М.Нечипоренко: С этой точки зрения про зарубежное программное обеспечение можно сказать, что в базовую локализацию разработчик вкладывался, переводил интерфейсы, справочное руководство. А вот что касается моментов с данными этих справочников, это все уже дорабатывалось, создавалось усилиями местного сообщества. Инструменты по оформлению документации тоже частично поддерживались базовым разработчиком, но многое тоже дорабатывалось усилиями местных пользователей, как и создавались отдельные приложения, расширения, плагины.

В этом смысле российским разработчикам не нужно локализоваться, они изначально создают продукт в соответствии с действующими стандартами и нормативами. И справочное руководство создается на понятном и практическом языке.

 Но важный нюанс — это техническая поддержка. Здесь серьезное различие в возможной скорости реакции на потребности пользователя. Зарубежный разработчик и его базовая техническая поддержка всегда где-то далеко. Даже если создается региональная (местная) линия поддержки, то все равно за серьезными задачами приходится обращаться к разработчику. Это и языковые барьеры, и разные часовые пояса. У российских разработчиков рядом техническая поддержка, которая говорит с тобой на одном языке, в понятных терминах.

В случае с «АСКОН» и Renga Software центр разработки в Санкт-Петербурге, а пользователи по всей стране. Но разные часовые пояса компенсируются региональной техподдержкой, которая осуществляется силами региональной структуры офисов «АСКОН» и партнерами. Поэтому очевидно, что локализация у российских разработчиков будет всегда выше.


Был ли вам полезен данный материал?


Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ на dzen

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.