Светлана Кириченко: «Без вложений в НИОКР и собственные разработки конкурентоспособность не сохранить»

Share to Telegram Share to VK
clock 15 июня 2025, 22:29
Светлана Кириченко: «Без вложений в НИОКР и собственные разработки конкурентоспособность не сохранить»

Светлана Кириченко
Ведущий региональный пресейл-инженер ЗАО «Бастион»

Вопрос о возвращении иностранных компаний на российский рынок систем безопасности остается одним из самых обсуждаемых в бизнес-среде. Светлана Кириченко, ведущий региональный пресейл-инженер ЗАО «Бастион», рассказала журналу RUБЕЖ о перспективах и условиях этого процесса и о том, как российским компаниям подготовиться к новой реальности.

- Вернутся ли иностранные компании на российский рынок?

Светлана Кириченко: Цифры не врут: иностранные бренды действительно начинают возвращаться. К концу 2024 года из 560 ушедших компаний вернулись уже 235. Прогноз на 2025-й — до 350 брендов. Но ключевое понимание здесь вот какое: это возвращение происходит в совершенно другой реальности. Старый бизнес в прежнем виде уже не восстановить.

- Как скоро и на каких условиях ждать возвращения?

С. Кириченко: Процесс, судя по динамике, ускорится в ближайшие год-два, максимум три. Хотя скорость будет разной: кто-то вернется быстрее, кто-то медленнее, в зависимости от отрасли и конкретной компании. Главное условие для всех желающих вернуться — жесткая адаптация к новым российским реалиям. Без локализации производства (создания своих мощностей в России или работы через «точки индустриального присутствия») дорога на рынок закрыта.

Помимо локализации, западные компании ждут и другие вызовы:

  • Жесткая ценовая конкуренция: пока западных брендов не было, рынок захватили китайские, турецкие и российские производители. Потребители привыкли к новым брендам, а их покупательская способность изменилась. Высокие цены станут серьезным барьером.
  • Новая логистика: придется полностью перестраивать цепочки поставок под действующие ограничения, это сложно и дорого.

- Как российским компаниям подготовиться к возвращению иностранцев?

С. Кириченко: Ждать возврата к прошлому бессмысленно. Чтобы удержать и усилить свои позиции, российским игрокам нужно действовать:

  • Играть на своих сильных сторонах: ценовое преимущество, глубинное знание местного рынка и его особенностей, налаженный сервис — вот ваши козыри.
  • Инвестировать в развитие: без вложений в НИОКР, собственные разработки и инновации конкурентоспособность не сохранить.
  • Активно работать с государством: взаимодействие с Минпромторгом, внесение продукции в ключевые реестры промоборудования — это билет к госзаказам.
  • Рассматривать кооперацию: новые правила «точек присутствия» открывают окно для партнерства. Можно стать поставщиком компонентов для вернувшихся иностранцев, их партнером по локализации или сервисным центром. Это может быть выгодно обеим сторонам.
  • Сохранять гибкость: рынок меняется стремительно. Нужно уметь быстро реагировать на шаги конкурентов, скачки цен и новые запросы покупателей.

- Какую тактику выбрать российским компаниям для удержания рынка?

С. Кириченко: Мне кажется идеальным вариант сосуществования местных и вернувшихся иностранных игроков. Если это произойдет, то скорее всего, сложится так:

  • Разделение по нишам и ценам: иностранцы, вероятно, займут премиум и часть среднего сегмента (если смогут удержать цены). Массовый бюджетный и средний сегменты останутся за российскими, китайскими и турецкими брендами. Наши компании могут взять верх в узких нишах, где нужны их уникальные компетенции или знание особых требований.
  • Производственное партнерство: политика локализации и механизм «точек присутствия» будут толкать к кооперации. Иностранцы могут использовать российские заводы и комплектующие, а наши компании — войти в их цепочки поставок как партнеры.
  • Борьба за госзаказы: здесь у российских компаний пока преимущество (благодаря реестрам), но иностранцы с «точками присутствия» получат шанс конкурировать на равных.

Возвращение иностранных компаний — это факт. Но факт на принципиально новых основаниях, продиктованных санкциями, политикой локализации и импортозамещения. Процесс будет не быстрым и выборочным. Для российских компаний секрет успеха — не ностальгия по прошлому, а укрепление своих позиций через конкурентоспособность, инновации, эффективность и готовность к партнерству по новым правилам. Сосуществование будет строиться на разделе рынка и возможностях совместного производства.

- Какова степень локализации продукции компании? По каким критериям вы ее оцениваете?

Кириченко С.: Мы оцениваем уровень локализации нашей продукции как достаточный. Значительная часть товарных групп «Бастиона» с необходимым уровнем локализации уже вошла в реестр Минпромторга, а также получила сертификат «Сделано на Дону».


Был ли вам полезен данный материал?


Читайте выпуск журнала РУБЕЖ, посвященный итогам 2024 года. Мы собрали для вас главные события в отрасли систем безопасности России

Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.