Олег Новиков, OVISION: «Биометрия заменит паспорт в будущем»



Олег Новиков
генеральный директор ООО "Овижн"
Запись без паспорта в отелях, борьба с дипфейками и закат пластиковых карт — глава технологического лидера о революции в идентификации.
Интервью с Олегом Новиковым, генеральным директором «Овижн», на ЦИПР-2025 для журнала RUБЕЖ.
RUБЕЖ: Олег, на одной из панельных секций вы упомянули реализацию проекта заселения по лицу в двух отелях Нижнего Новгорода. Как это технически работает для гостя? Что ему нужно сделать вместо предъявления паспорта?
Олег Новиков: Все предельно просто. Гость должен иметь зарегистрированную биометрию в Единой биометрической системе (ЕБС). При заезде он сканирует QR-код, дает согласие на обработку данных, смотрит в камеру терминала. Система отправляет запрос в ГИС ЕБС, получает верифицированные данные — и администратор видит их на экране. Ключевое: отель не хранит биометрию — данные остаются в защищенной инфраструктуре.
RUБЕЖ: А если гость — иностранец? Его биометрия не в российской системе.
О.Н.: Для этого запущен пилот на границе: въезжающие сдают биометрию, как мы это делаем, скажем, в Дубае. Параллельно создаются мобильные пункты в аэропортах и банках, где можно пройти регистрацию. Уже даже сейчас иностранец может легально использовать биометрию внутри России — например, для заселения.
RUБЕЖ: Сейчас в России 16 аккредитованных КБС (коммерческих биометрических систем). Не создает ли это хаоса? Как выстраивается взаимодействие?
О.Н.: Активно работающих КБС пока 3-4, но рынок консолидируется. «Овижн» выступает не только как КБС, но и как интегратор: мы помогаем крупным игрокам (банкам, промышленным холдингам вроде «Роснефти» или «Газпрома») развернуть их собственные биометрические платформы на базе нашей инфраструктуры. Это экономически оправдано для организаций с парком от 100-500 тыс. пользователей — процедура аккредитации КБС сложная и дорогая.
RUБЕЖ: Тренд на мультимодальность — сочетание лица, голоса, отпечатков, набирает силу. Не подрывает ли это идею единого биометрического стандарта?
О.Н.: Наоборот, дополняет! Мультимодальность — это «второй фактор» для критичных операций. Например, продажа недвижимости через биометрию: вероятность ошибки даже в «девятке» (99,9999999% точности) — это миллионные риски. Для таких сценариев голос + лицо или отпечаток пальца + лицо снизят риски. Но для массовых сервисов, таких как проход в метро, хватит и одного фактора.
RUБЕЖ: Говорят, КБС — это «цифровой паспорт будущего». Как это изменит нашу жизнь через 5 лет?
О.Н.: Уже в 2025 году запустятся пилоты: посадка на поезд и проход в аэропорту по лицу. Скоро биометрия станет ключом ко всему — заменяя паспорт, банковскую карту, пропуск. Государство создает цифровой аналог документа так же, как когда-то внедрило «Госуслуги». Сначала будет дискомфорт, но удобство победит: представьте поездку без риска потерять паспорт!
RUБЕЖ: Дипфейки — главная угроза для биометрии. Как вы с ними боретесь?
О.Н.: У нас три линии обороны. Во-первых, liveness detection - определение «живости»: алгоритмы отличают реального человека от маски или видео. Во-вторых, защита каналов передачи данных от перехвата. В-третьих — специальные ИИ-модели для детекции дипфейков, над которыми мы работаем 3 года. Они анализируют артефакты синтеза: неестественное моргание, асимметрию теней.
Уже видим рост атак в СМИ и банковском секторе — наши решения здесь критичны.
Ранее Олег Новиков в интервью журналу RUБЕЖ сказал, что «вертикальная интеграция дает компании максимальную гибкость и возможность сохранить позиции на рынке»
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен