Эмиль Сулюкманов: «Новые требования к силам ОТБ учитывают угрозы дронов и стратегическую роль Северного морского пути»



Эмиль Сулюкманов
Генеральный директор ООО «Юридическая фирма «Свод законов»
Министерство транспорта РФ обновило требования к силам ОТБ. Изменения вылились в ведомственный приказ № 119 "Об установлении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности". Ранее сотрудники ОТБ должны были соответствовать требованиям, изложенным в приказе № 231 от 2014 года. Нынешние требования вступают в силу с 1 сентября 2025 года и будут актуальны в течение 6 лет, до 1 сентября 2031 года. Об изменениях журналу RUБЕЖ рассказал генеральный директор «Юридической фирмы «Свод законов», правовой эксперт по транспортной безопасности Эмиль Сулюкманов.
— Чем обусловлено обновление требований к силам обеспечения ТБ? Какие ключевые изменения введены по сравнению с нормативом 2014 г.?
— Самое интересное изменение, которое сразу бросается в глаза, заключается в том, что новый приказ распространяет свое действие на суда ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям. Например, работнику предписывается знать порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности и порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота. Приказ 2014 г. такого уточнения не содержал.
Полагаю, это связано с повышением стратегической значимости Северного морского пути и в свете международных событий и усилением необходимости повышения уровня его транспортной безопасности. Кроме этого, значение имеет то обстоятельство, что Россия обладает самым крупным ледокольным флотом в мире.
Также важную роль играет экономическое значение СМП. Например, по данным ресурса «Лента», по итогам 2023 года грузопоток на Северном морском пути составил 36,2 миллиона тонн, что стало самым высоким значением показателя за всю историю. При этом за последние десять лет грузопоток по СМП вырос практически в десять раз.
Также новый приказ не прошёл мимо угрозы от функционирования беспилотных аппаратов. Очевидно, это связано с процессами, обусловленными началом Специальной военной операции в 2022 г.
— На какие категории работников распространяются новые требования? Появились ли новые должности или исключения?
— В целом перечень работников изменился мало. Принцип градации сотрудников также в общем сохраняется. Это прежде всего ответственные лица, работающие в штатах субъектов транспортной инфраструктуры и подразделений транспортной безопасности.
Требования к психофизиологическим качествам и уровню физической подготовки работников также изменились незначительно.
При этом в приказе 2025 г. по сравнению с приказом 2014 г. появились требования для персонала специализированных организаций. Как известно закон под этой категорией подразумевает лиц, аккредитованных для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Появление такого уточнения также может быть связано с повышением диверсионной активности на отечественных объектах транспортной инфраструктуры и выходом на новый уровень значимости оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
— Какие новые знания и умения теперь обязательны для сил обеспечения ТБ? Появились ли требования, связанные с противодействием новым видам угроз?
— Новый приказ уточнил ряд положений, описанных довольно в общем в приказе 2014 г. Например, приказ 2014 г. указывал, что работник должен знать положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности. Однако в приказе 2025 г. конкретизируется, что работник должен обладать понятиями, используемыми в Законе о транспортной безопасности, цели и задачи обеспечения транспортной безопасности, принципы обеспечения транспортной безопасности. Возможно, разработки приказа решили, что этого вполне достаточно, чтобы воплощать в жизнь цели и задачи обеспечения транспортной безопасности.
К списку необходимых знаний добавились знания перечня специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников, видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности.
Для сравнения Приказ 2014 г. ограничивался тем, что работник должен был знать порядок применения физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия работниками подразделений транспортной безопасности.
Что касается требований, связанных с противодействием новым видам угроз, считаю, что разработчики приказа к новым видам угроз по указанным выше причинам безусловно относят угрозы, связанные с транспортной безопасностью Северного морского пути, а также появление беспилотных аппаратов.
— Какие сложности могут возникнуть у перевозчиков и объектов транспортерной инфраструктуры при внедрении новых требований?
— Полагаю, такие сложности неизбежны. Требования расширились и конкретизировались. Это требует адекватной реакции от ответственных лиц. Например, в прежнем приказе не было требования о знаниях случаев использования подразделениями транспортной безопасности служебных собак. Также не было требований, связанных с порядком принятия решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов в целях защиты от актов незаконного вмешательства.
Новые требования неизбежно потребуют новых знаний для работников, а также, возможно, привлечения новых специалистов. Тех же кинологов или специалистов по беспилотным аппаратам.
— Насколько новые требования эффективны в контексте современных вызовов? Чего не хватает в документе?
— На мой взгляд разработчики приказа постарались наиболее полно учесть все угрозы и вызовы, предъявляемые в настоящее время к обеспечению транспортной безопасности. За прошедшие 11 лет многое в мире поменялось не в лучшую сторону. Эти изменения настойчиво требовали актуализировать прежние требования и привести в соответствие с усилившимися прежними или новыми угрозами.
Например, в перечнях требований появилось знание порядка принятия решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов в целях защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых установлены зоны безопасности, и перечень должностных лиц подразделений транспортной безопасности, уполномоченных на принятие такого решения.
Совершенно очевидно, что угроза от функционирования беспилотных аппаратов относится к современных вызовам. Широко о таком виде угрозы узнали только после начала Специальной военной операции в 2022 г. Разумеется, авторы приказа не могли не отреагировать на ее появление, что представляется совершенно обоснованным и своевременным.
Таким образом, в настоящее время документ представляется самодостаточным и современным.
— Ожидаете ли Вы роста числа нарушений или проблем с кадрами из-за изменений требований?
— Считаю, что проблемы организационного характера вполне возможны. Как уже было отмечено, новые требования требуют новых знаний и привлечения новых специалистов. Субъектам транспортной инфраструктуры и подразделениям транспортной безопасности необходимо приходить в соответствие как новым вызовам, так и новым требованиям. На это необходимы и время, и средства.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен