
Елена Лысенкова
Член Межрегиональной общественной научно-просветительской организации «Национальная академия туризма»
Елена Лысенкова: «Нацпроекту нужен тюнинг, но не кардинальные изменения»
С 2025 года в России начнет действовать обновленный нацпроект «Туризм и гостеприимство». Основные изменения касаются его структуры — в нацпроект вошли 5 федеральных проектов. Также предполагается развить одну из основных идей — привить россиянам культуру частых путешествий. Елена Лысенкова, член Межрегиональной общественной научно-просветительской организации «Национальная академия туризма», рассказала журналу RUБЕЖ об этапах реализации обновленного нацпроекта и о том, какими средствами отели будут обеспечивать свою безопасность в рамках выполнения нацпроекта.
Глобальные приоритеты отрасли
- Какие принципы закладываются в доработку национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»?
ЕЛЕНА ЛЫСЕНКОВА: Этот нацпроект— план развития отечественной туристической отрасли, который увязывается с мерами господдержки, финансовыми и не финансовыми, и охватывает пять лет. Сейчас истекает первая пятилетка, идет разработка принципов, которые определяют развитие отрасли на следующие пять лет. Предполагается, что в структуру обновленного нацпроекта войдут пять федеральных проектов: строительство новых объектов, развитие морских курортов, производство продукции для туриндустрии, стимулирование интереса к путешествиям и подготовка новых кадров. Обещают, что часть уже зарекомендовавших себя мер сохранят, а также расширят перечень приоритетов развития отрасли.
Одна из основных идей — привить россиянам культуру частых путешествий, дать возможность и поводы делать это регулярно. Грубо говоря, чтобы люди могли ездить не два раза по 14 дней, а 6-7 раз. Допустим, отпуск на 14 дней, но к нему добавляются несколько коротких путешествий: на длинные праздничные выходные, на субботу-воскресенье, на один день. Это уже рост спроса. Он, в свою очередь, даст импульс к развитию инфраструктуры и номерного фонда. Очень важно понимать, что именно спрос лежит в основе строительства большинства объектов притяжения, развлекательной туристической инфраструктуры, гостиниц.
- На ваш взгляд, какие изменения нужны нацпроекту?
Е. ЛЫСЕНКОВА: Нацпроекту нужен тюнинг, но не кардинальные изменения. Основа развития туризма — история долгосрочных и последовательных действий. Так, строительство объектов инфраструктуры, будь то обеспечивающей или развлекательной, занимает 3–7 лет. Их окупаемость — 10–20 лет. Частный инвестор должен ощущать, что в лице государства он видит надежного, стабильного и долгосрочного партнера. А отказ от критично важных мер даст сигнал отрасли, что государству это партнерство неинтересно, и тогда инвесторы начнут пересматривать свои планы.
Например, одна из важных мер поддержки— субсидирование процентной ставки. В отрасли ходят слухи, что в следующих этапах нацпроекта, на 2025–2030 годы, этой меры может не быть. Что создает напряжение, особенно в условиях роста ключевой ставки.
Еще отрасль давно ждет нового федерального закона «О туризме», потому что старый давно и безнадежно морально устарел и абсолютно не отражает текущие принципы функционирования гостинично-туристической отрасли. Например, там даже нет слова «гостиница».
- Какую проблему индустрии вы считаете главной?
Е. ЛЫСЕНКОВА: Нехватку кадров. Это актуально для многих отраслей, но туризм стоит особняком: наша отрасль крайне зависима от сотрудников. Поэтому в концепте нацпроекта уделяется столь серьезное внимание этому вопросу. Развитие внутреннего туризма в России будет продолжаться, и нам абсолютно точно нужно много новых специалистов разного уровня.
Безопасность объектов размещения
- Если говорить про нормативное регулирование безопасности гостиничной индустрии, насколько оно гармонично, на ваш взгляд?
Е. ЛЫСЕНКОВА: Действующие нормы жесткие, даже несколько избыточные, так как некоторые меры накладываются друг на друга, создавая правовые коллизии. Если сравнивать с зарубежным законодательством в области пожарной и комплексной безопасности, то оно раза в два мягче, чем российское, но там все прекрасно работает. Поэтому следует подумать над актуализацией нормативной базы. Ряд наших правил создан давно и не адаптирован к современным техническим решениям. Они должны быть более сбалансированными и универсальными по местам массового пребывания людей.
У отельеров даже возникает вопрос, а почему такие жесткие требования предъявляются именно к гостиницам? Например, за забором стоит МФЦ, трафик там такой же, но требования куда мягче.
- А насколько гостям важна безопасность гостиниц?
Е. ЛЫСЕНКОВА: Людям важно чувство защищенности, но они мало задумываются, каким образом оно достигается, и не готовы рассматривать повышенное качество систем безопасности гостиницы как конкурентное преимущество, за которое надо дополнительно платить. При бронировании на это не обращают внимания. Но в любом случае уровень безопасности не должен становиться ниже. Поиск гармоничных решений не останавливается. Например, большой дискуссионный вопрос: нужно ли закрывать гостиницу забором или лучше сделать ее частью городской среды? Вот, на мой взгляд, гостиница должна быть публичным местом, как любой ТРЦ, и мы при проектировании всегда бьемся, чтобы она была без ограды. Но многие отельеры считают, что гости хотят закрытую территорию.
- Как вы относитесь к концепции умного курорта, в котором системы безопасности и технологии умного дома объединяются в единую сеть?
Е. ЛЫСЕНКОВА: Думаю, это здравая мысль и перспективное направление, к которому стоит присмотреться всем участникам рынка. Я даже скажу больше: нужно продумывать отдельные специальные системы безопасности для территорий и курортов, где число туристов значительно превышает число местных жителей. Если не будет дополнительной системы безопасности такой среды, то ее базовые настройки могут не справиться, особенно в высокий сезон. Хоть в Горном Алтае, хоть в центре Санкт-Петербурга или Москвы.
- На каком этапе в инвестпроект закладывается безопасность объекта?
Е. ЛЫСЕНКОВА: В инвестпроектах и инвестмоделях нет отдельной строки про системы безопасности. Они тематически располагаются по разделам общего проекта. Например, при постройке здания учитываются противопожарные нормы и правила. А СКУД проходит в разделе
программного обеспечения вместе с системами обеспечения управления номерным фондом, ключами доступа, ИТ-системами. Аналогично с пожарной сигнализацией, видеонаблюдением, управлением эвакуацией и прочими системами: они обязательно есть в бюджете инвестпроекта, но находятся внутри соответствующих его частей.
- Как крупные отели решают проблему работоспособности систем безопасности западного производства или их техобслуживания?
Е. ЛЫСЕНКОВА: Я бы не сказала, что у крупных отелей есть серьезные проблемы с системами западных производителей. Если компонент системы выходит из строя, его просто закупают через параллельный импорт. Заменять всю систему странно и глупо: ее стоимость условно 50 млн рублей, а компонент обойдется в 500 тысяч. Новые же объекты проектируются уже с учетом текущих реалий по доступности оборудования.
- Что для отеля важно при выборе систем безопасности и интегратора?
Е. ЛЫСЕНКОВА: Прежде всего, важен долгий гарантийный срок и эксплуатационный сервис, который предоставляет производитель в части ремонта системы, замены комплектующих и обучения персонала. Кстати, это касается не только систем безопасности, но всего оборудования, которым привыкли пользоваться отели и которое сейчас на российском рынке частично недоступно. Естественно, ему ищутся замены, рассматривают и российские, и китайские, получившие лицензии, аналоги.
Международный опыт
- В чем специфика подхода к обеспечению безопасности в сетевых отелях?
Е. ЛЫСЕНКОВА: Прежде всего, в деликатности. У них наработанные десятилетиями стандарты. Посмотрите, например, на бывшие «РитцКарлтон», Four Seasons, «Марриот», Holiday Inn. Их подход к безопасности полностью соответствует российским нормам, но он всегда очень ненавязчивый. Вместе с тем отдельные нормы у них могут быть даже суровее, чем российские. Знаю историю, когда инвестор строил новый отель как будущий объект под международным брендом, получил требования по пожарной безопасности и исполнил их безалаберно. Когда приехала команда принятия отеля, и проверяющие вскрыли кабельные каналы, то увидели, что провода проложены не в соответствии с требованиями оператора. По российским правилам так делать можно, а по американским, которым соответствует бренд, нельзя. И отель не был принят. В итоге собственник расторг соглашение с оператором и открыл гостиницы под локальным именем. Переделывать было слишком дорого.
- Как на конкретном примере выглядит эта деликатность?
Е. ЛЫСЕНКОВА: Например, предписано, что лифтовая шахта при пожаре должна быть изолирована от огня, чтобы он по ней не распространялся. У нас принято строить отдельный лифтовой холл с противопожарными дверьми. Но в итоге с громоздким багажом, детской коляской или на инвалидном кресле становится неудобно передвигаться. В международных отелях вы такого не увидите, из лифта будет выход прямо в коридор. Просто задача решается противопожарными шторами, которые гостям даже не видны. И российское законодательство это тоже разрешает. Наши проектировщики такие решения применяют только в исключительных случаях, когда настаивает оператор или собственник. А те, в свою очередь, зачастую даже не знают про такие возможности. Инвестор смотрит, какая-то дверь нарисована, проектировщик говорит: «Так надо». Ну, надо так надо.
- Почему не перенимаем опыт?
Е. ЛЫСЕНКОВА: На самом деле многие российские отели пытаются это делать. Но для этого нужен опыт, причем на многих уровнях и инвесткоманды, и управляющей компании, которые бы эти моменты четко отследили и внедрили на каждом этапе проектирования.