Глеб Бабинцев: «Многолетнее фрагментарное изменение нормативных актов не создает целостного регулятивного поля»
В начале декабря прошел «АЭРОНЕКСТ 2024», отраслевой форум по развитию беспилотной авиации. Телеграм-канал RUБЕЖ. 969. Транспортная безопасность побеседовал с генеральным директором Ассоциации «АЭРОНЕКСТ» Глебом Бабинцевым.
— Как вы оцениваете итоги форума?
— Форум «АЭРОНЕКСТ 2024» подтвердил свою роль ключевой платформы обсуждения вопросов отрасли беспилотных авиационных систем (БАС) и планов ее развития. Нам удалось провести содержательный экспертный диалог с участием Куратора Национального проекта — В.В. Шпака, представителей всех Федеральных проектов в составе Нацпроекта по БАС.
Форум посетили более 300 гостей — представители индустрии, органов власти, науки, системных заказчиков — и это весомый показатель заинтересованности всех сторон в развитии отрасли БАС
— Прошел почти год реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Замглавы Минпромторга Василий Шпак сказал, что его нужно скорректировать: дроны должны создаваться на основе сценариев их использования в конкретных отраслях с расчетом экономической эффективности. Как вы считаете, что ещё требует изменения в нацпроекте?
— Василий Викторович высказал абсолютно правильную мысль. Но для получения экономических эффектов необходимо масштабировать применение БАС, а это, в свою очередь, требует преодоления ряда системных технологических барьеров и совершенствования нормативной базы.
Форум привел нас к выводу, что многолетнее фрагментарное изменение нормативных актов не создает целостного регулятивного поля. Сейчас получается, что мы строим отрасль без регулирования.
Новая отрасль нуждается в своих правилах и нам необходимо разработать новый, специальный нормативный акт, определяющий правила разработки, изготовления и эксплуатации БАС. Подобная практика уже применяется в Индии, Китае, Казахстане и Белоруссии. В этих странах темпы роста рынка составляют от 60 до 90% ежегодно. Это может быть новый Федеральный закон или единый экспериментальный правовой режим (ЭПР) на всю Россию.
Успешный опыт испытаний и применения БАС в рамках ЭПР, установленных на территориях ряда регионов, показывает возможность обобщения лучших практик и их расширения на всю страну.
— Какие отрасли в последнее время лидируют по приросту внедрения БАС?
— Как и ранее, основную часть выручки от продаж услуг с применением БАС в 2024 г. составили работы по сбору и передаче геопространственных данных и иных материалов дистанционного зондирования Земли и дистанционному мониторингу. На втором месте по объему выручки — услуги по перевозке грузов, хотя эти работы выполняются только в режиме ЭПР.
Также достаточно активно БАС применялись для создания визуальных инсталляций (шоу дронов) и внесению веществ в сельском хозяйстве.
— Подводя предварительные итоги года, вы указали на следующую проблему: с завершением СВО упадет спрос на беспилотники, что приведёт к социальным проблемам, так как многие квалифицированные специалисты останутся без работы. Как вы считаете, каким образом можно было бы решить эту потенциальную проблему? Какие шаги, на ваш взгляд, следует принять государству и представителям отрасли?
— С завершением СВО в рынок придут тысячи отличных специалистов, умеющих быть на «ты» с техникой, многопрофильных и очень мотивированных на реализацию своих навыков.
Если к этому моменту тысячи рабочих мест не будут созданы, мы получим негативную социальную волну и проблемы с недозагруженными гражданскими заказами производствами, расширенными под СВО.
Главный фактор, который создаст устойчивый спрос на беспилотники и стабильные рабочие места — формирование масштабного рынка услуг.
Решение этой задачи лежит через создание нормативных и технологических условий для применения БАС в соответствии с различными сценариями их применения.