/

Сергей Воронов: «Свести последствия и ущерб к минимуму – главная задача пожарного надзора»

Сергей Воронов: «Свести последствия и ущерб к минимуму – главная задача пожарного надзора»

Сергей Воронов

Директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России

Сергей Воронов: «Свести последствия и ущерб к минимуму – главная задача пожарного надзора»

22 ноября 2023, 08:06    1514

За 2022 год в России произошло 352 607 пожаров, что на 38 тысяч меньше, чем в 2021-м. Порядка 70% – в жилом секторе. Россия входит в топ-5 стран по количеству погибших на пожарах – 5,8 на 100 тысяч человек. МЧС России в 2023 году проводит крупную реформу, направленную на улучшение системы предотвращения и ликвидации ЧС, повышение квалификации личного состава и эффективности деятельности ведомства. Решение задач по противопожарному надзору «на земле» возложено на Департамент надзорной деятельности и профилактической работы. Его новым директором в ноябре 2023 года стал Сергей Воронов, действительный государственный советник РФ 3-го класса, кандидат технических наук. Он – герой номера.

О ЗАДАЧАХ ДЕПАРТАМЕНТА И ЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 Ежегодно в стране происходит более 250 ЧС и в среднем от 130 до 400 тысяч техногенных пожаров. И риски масштабных ЧС и пожаров сохраняются. Поэтому так важна роль пожарного надзора в их предупреждении.

По отчетным данным, за 9 месяцев 2023 года проведено 75 тысяч контрольно-надзорных мероприятий. Сотрудниками Госпожнадзора выявлено 383 тысячи нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Из них 233 тысячи уже устранены. О неудовлетворительном противопожарном состоянии объектов защиты направлено 22,6 тысяч сообщений в органы власти и свыше 11,7 тысяч – в органы прокуратуры. Прокурорами принято 7 тысяч решений о согласовании проведения внеплановых проверок. 

Напомню, что сейчас действует мораторий на плановые проверки. Поэтому прежде чем выйти на объект, нам нужно согласовать проведение контрольно-надзорных мероприятий с прокуратурой.

 Перед МЧС поставлена конкретная задача – сократить и количество пожаров, и число жертв. В 2021 году на пожарах погибло 8,5 тысячи человек, в 2022 году – 7,7 тысячи. За 9 месяцев 2023 года порядка 5,4 тысячи. Причина гибели людей не всегда носит технический характер, есть еще и социальный аспект, образ жизни и ответственность самих граждан за свою жизнь. Кроме того, причиной почти 30% пожаров становится неисправное электрооборудование.

Целевой показатель по снижению смертности на пожарах определен на уровне 3% ежегодно.  Как его достичь? К сожалению, пожары есть, были и будут. И единственное, что поможет сократить число жертв, это системная работа по надзору и профилактике. С привлечением органов местного самоуправления и органов государственной власти в регионах.

 К большому сожалению, Россия все еще входит в топ-5 стран по количеству погибших при пожарах в расчете на 100 тысяч человек населения. Примерно 6 смертей на 100 тысяч человек. Это выше, чем в странах постсоветского пространства, а также в США и странах Европы. Порядка 70% пожаров происходит в жилом секторе.

 О ПРИНЦИПАХ ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Я убежден: пожарный надзор должен опираться на ответственное отношение собственников помещений к жизни и имуществу. Для этого в законодательстве прописано требование к собственнику объекта о разработке и реализации мер пожарной безопасности. Он должен этим заниматься.  

Уровень общества определяет уровень ответственности его граждан перед самими собой. В нашей противопожарной сфере до сих пор никто не исполняет требований, пока инспектор не придет и не накажет.  Но мы продолжим создавать институт ответственности и внедрять механизмы по ее реализации.

Важное изменение в законодательстве – поправки в № ФЗ-69 «О пожарной безопасности». Они касаются определения минимального перечня мер для соблюдения требований пожарной безопасности для собственника здания, арендатора, органов местного самоуправления, органов госвласти, собственника или арендатора земельного участка.

В первую очередь мы должны защитить инспектора. А инспектор может быть защищен только тогда, когда в законодательстве будет четко прописаны положения, которые позволят ответить на такие вопросы: какое именно нарушение создает угрозу жизни, здоровью людей на объекте, а что создает угрозу причинения ущерба имуществу? Данную дифференциацию признаков нарушений необходимо закрепить на законодательном уровне. Чтобы, выходя на проверку, инспектор видел, какие меры принимает собственник объекта для выполнения требований пожарной безопасности.

Еще раз: обеспечение безопасности и ответственность за это лежит на владельце объекта. Инспектор выполняет контролирующую роль.

Хочу подчеркнуть, что систему обеспечения безопасности все-таки должен разрабатывать собственник. А задача государственного надзора – помочь ему в этом. Мы отмечаем рост пожаров по объектам значительной категории риска. А это объекты немаленькие: производственные циклы, которые не подпадают в силу определенных критериев по чрезвычайно высоким или высоким рискам. И когда инспекторы выходят с повторной проверкой, нередко на объекте ничего не поменялось: нет, например, системы дымоудаления или второго эвакуационного выхода. Эти нарушения допущены на стадии строительства или разработки проектной документации и без участия собственника пройдут весь жизненный цикл объекта. Если, конечно, его не прервет пожар.

Согласно 69-ФЗ «О пожарной безопасности», именно руководитель организации обязан разработать и реализовать противопожарные меры. Одна из них – Декларация о пожарной безопасности, где должны быть прописаны нормы, в соответствии с которыми эксплуатируется объект. Часто приходится слышать, что не хватает специалистов, которые бы разработали для собственника всю необходимую документацию.

Невозможно создать универсальные чек-листы, которые бы подходили для проверки всех объектов. Альтернатива – в надзорном механизме, где перечень критериев для проверки безопасности объекта с точки зрения обеспечения пожарной безопасности каждый собственник разрабатывает для своего объекта индивидуально, а достаточность устанавливается в рамках осуществления государственного пожарного надзора. Последующий контроль проводится уже по де-факто согласованным решениям.

О РЕФОРМЕ ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Нужен ли реестр объектов повышенного риска? На сегодня у нас больше 2 млн поднадзорных объектов. Мы ведем реестр объектов защиты и проверяем, насколько работоспособное оборудование на них установлено, выполняет оно свои функции или нет.  Это очень глобальная задача.

Трагедия в «Зимней вишне» стала поводом для пересмотра ситуации с надзором за сданными в эксплуатацию объектами. Для его эффективного осуществления инспектору необходима вся информация о состоянии здания.

 К сожалению, сегодня сотрудники Госпожнадзора пока не могут осуществлять надзор на этапе проектирования. У нас нет допуска к проектной документации. Государственный строительный надзор до ввода в эксплуатацию смотрит только на соответствие объекта проекту. 

Нам необходимо конкретизировать законодательство в плане хранения проектной документации на объекте. Анализ результатов проверок показал, что проекты зачастую просто отсутствуют или разработаны с грубейшими нарушениями.

Проектирование инженерных и противопожарных систем происходит, когда объект уже принят. Работоспособность любой системы базируется на правильных процессах проектирования, монтажа и эксплуатации. Соответственно, вопрос «Кто и как проектирует?» становится все более актуальным. Поэтому в ноябре 2021 года появилось Постановление Правительства № 2106, вступившее в силу в марте 2022 года. Документ определяет порядок аттестации физических лиц на право проектирования систем пожарной безопасности. Процедуру проводит МЧС России на безвозмездной основе.

О КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ В ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СФЕРЕ

В последние годы кардинально поменялись техника и технологии, возросло количество задач, решаемых ведомством. Это диктует необходимость формирования нового облика специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Именно от человека, его квалификации зависит наша с вами безопасность. МЧС России совместно с Советом по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (СПК ЧС) развивает национальную систему квалификации и профессионального образования. В нее входит создание центров независимой оценки знаний и навыков специалистов, внедрение инновационных проектов. Основной задачей национальной системы квалификаций является обеспечение государства качественными кадрами.

С 1 марта 2023 года вступил в силу приказ МЧС № 578. Его цель согласовать между собой существующие системы обучения по пожарной безопасности и профильного законодательства. Данный документ внес изменения в уже существующий приказ ведомства – это акт № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности». Теперь обучение лицензиатов и их сотрудников не будет проводиться по общей дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по пожарной безопасности на объектах повышенной взрывоопасности. С 1 марта для них действует отдельная программа.

Еще один приказ МЧС, от 15.11.2022 года № 1156, вступил в силу с 1 марта 2023 года. Теперь применяются новые типовые дополнительные профессиональные программы при обучении сотрудников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих виды деятельности в области пожарной безопасности. А также физических лиц, занимающихся проектированием средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Всего документом утверждены три типовые дополнительные профессиональные программы по профпереподготовке:

  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Приказ ведомства будет действовать до 1 сентября 2026 года.

 Процедура аттестации производится дистанционно, с использованием прокторинга. С момента утверждения нового порядка процедуру прошли более 6500 человек, но получили документ 3500 специалистов. Решение об отказе выдачи аттестата было основано не только из-за ошибок претендентов, но и потому, что они пользовались шпаргалками. Мы можем делать пометки в Реестр аттестованных лиц при выявленных нарушениях в проекте, при привлечении к административной ответственности. И это будет ориентир для тех, кто выбирает проектную организацию.

По решению правительства, МЧС не наделили правом лишать аттестации по результатам проверок за выявленные нарушения в проектной документации. Однако в данном случае может действовать ст. 238 Уголовного кодекса – «Выполнение услуг/работ, не отвечающих требованиям безопасности». Сейчас мы сотрудничаем со Следственным комитетом РФ, разбираемся в тонкостях действия этой статьи и способах ее реализации.

О ПРОТИВОПОЖАРНОМ СТРАХОВАНИИ

Проблема наших страховых компаний в том, что они не могут себе позволить содержать грамотных специалистов по оценке рисков. Страховые премии по страхованию от пожаров минимальны и они никогда не покроют ущерб. В европейских странах самой отрасли, страхованию более 100 лет.   В Германии существует экспертная организация при Ассоциации страховых компаний FAU DS, она сфокусирована на вопросах противопожарного страхования. В США ведение бизнеса завязано на обязательном страховании гражданской ответственности.

Российский страховой бизнес нацелен на денежных клиентов. При таком подходе нужно перекрыть собственные риски, защитить себя. Так собственник не увидит целесообразности страхования. Он и так платит за охрану объекта, оснащение его противопожарными системами и ее техническое обслуживание.

Цель противопожарного страхования – защитить цепочки поставок, социальные гарантии перед работниками. Я всем привожу наглядный пример. В результате пожара в распределительном центре OZON 1200 человек лишилось работы. Из них, на данный период времени, меньше 200 человек трудоустроились. Более 20 млрд рублей ущерба. Государство теряет налоги. Сотни покупателей остались без товара, а продавцы – без денег, потому что он сгорел. Нарушаются цепочки производственного цикла. Это и задача противопожарного страхования – предотвратить разрыв всей этой цепочки. И давать возможность ее восстановить за счет страховых выплат.

МЧС России готово участвовать в формировании системы противопожарного страхования в России. Это интересно с точки зрения повышения эффективности надзора за объектами и экономии затрат бюджета на ликвидацию последствий.  Любая безопасность, в том числе и пожарная, строится на основополагающем принципе. Думать не о том, что «этого не случится никогда», а именно о том, что это произойдет. И планировать сразу шаги, необходимые для минимизации последствий.

ОБ АВТОНОМНЫХ ПОЖАРНЫХ ИЗВЕЩАТЕЛЯХ

Автономные дымовые пожарные извещатели (АДПИ) – это шанс на спасение людей во время пожара. Именно наличие систем оповещения о возгорании и первичных средств пожаротушения составляет основу профилактики и предупреждения пожаров.

С 1 марта 2021 года вступили в силу требования, предусматривающие оборудование жилых помещений АДПИ на стадии проектирования и строительства.

С 1 марта 2023 года, после внесения изменений в «Правила противопожарного режима, стало обязательным оснащение жилья многодетных семей, а также социально неблагополучных семей автономными пожарными извещателями. Выполнение этого требования как раз возложено на региональные государственные структуры в рамках законодательства «О социальной защите».

Всего в период 2018-2023 годов в рамках целевых региональных и муниципальных программ в местах проживания многодетных семей установлено свыше 900 тыс. автономных дымовых пожарных извещателей. Это помогло спасти жизни более чем 4000 человек, из них почти 2000 – дети. Это и есть показатель эффективности нашей работы.  По некоторым субъектам Федерации 40-45% жилья многодетных семей оснащено извещателями. И это тоже – показатель работы. Над его улучшением мы также постоянно работаем.

В рамках реализации 043/2017 Технического регламента ЕАЭС разрабатываются проекты межгосударственных стандартов по требованиям к АДИП. Пока действует нацстандарт. Оценка продукции ведется на предмет соответствия ГОСТу. Унификация производства и модельного ряда под единые требования, на мой взгляд, будет способствовать росту популярности таких извещателей среди частных лиц на всем пространстве ЕАЭС.

ОБ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ

Тема параллельного импорта сейчас актуальна, но остается сложной. Ввоз определенного импортного противопожарного оборудования через страны Таможенного союза не запрещен. Но и риски существуют: например, такое оборудование не проходит авторизованную техподдержку и обслуживание вендора. Мы проводим работу, чтобы установить в Техническом регламенте Таможенного союза такие критерии, как предельное время наработки и предельный срок эксплуатации. В сложившейся ситуации после достижения предельного срока эксплуатации необходимо проводить замену оборудования строго на отечественные системы.

 Но проблема не только в авторизованных центрах, она глубже. Скажем так, это вопрос социальной ответственности бизнеса: ведь большая часть импортных систем приобретается через случайных продавцов, часто через фирмы-однодневки, а не через официальных дистрибьюторов (которые тоже несут определенную часть ответственности перед заказчиком). Поэтому необходимо ограничить движение продукции из недружественных стран, которая в Едином таможенном пространстве получила аккредитацию. Решением вопроса может стать ограничение на госзакупки подобного оборудования. Ведь в техническом задании можно прописывать ограничения для определенной продукции. Поэтому в бюджетной сфере проблему можно решить с помощью нормативного регулирования – 223-ФЗ и 44-ФЗ.

 Тем не менее заменить одномоментно все зарубежное оборудование невозможно, в том числе и по финансовой причине. Оно ведь установлено не только в коммерческих организациях, но и бюджетных учреждениях. Часто приходится слышать об отмене сертификатов, которые были выданы на импортную продукцию. Но у нас единое экономическое пространство с точки зрения ЕАЭС. И тогда сертификат, выданный в Казахстане, будет действовать на территории России. Другой вопрос, что в данном случае производитель не берет на себя ответственность, если вдруг произойдет поломка. И готова ли будет взять на себя ответственность организация по техобслуживанию оборудования выполнять все работы качественно? 

Для внебюджетного сектора имеет смысл ввести практику отказа в выдаче заключения (при сдаче объекта), если сертификат на оборудование действует на территории соседнего государства, а не России. На стадии эксплуатации здания при замене оборудования из недружественных стран будет складываться иная ситуация. Прежде нужно разобраться, что предполагается под понятием «техническая документация», чтобы не было двойной трактовки нормы закона и сколько она должна храниться. И тогда закон будет трактоваться одинаково и потребителем и контролирующими органами.   

Маркировка пожарной продукции может стать нужным фильтром допуска на рынок. Сегодня существует риск оснащения объектов оборудованием с приостановленным техническим обслуживанием от производителей недружественных стран. Фактор происхождения продукции стал критичен.  Иностранный производитель может отключить в России программное обеспечение, после чего станет невозможным проведение диагностики и обслуживания устройств. Для систем пожарной безопасности такой риск должен быть исключен.

Импортозамещение должно носить характер государственной стратегии. И синхронизировать действия органов государственной власти.  МЧС не единственный регулятор по такому оборудованию. Этот вопрос находится еще и в ведении Минпроторга, Минэкономразвития. И если мы уже сейчас готовы говорить об отсрочках по замене оборудования, рассматривать возможность ограничения поставок нового оборудования по параллельному импорту, обсуждать сокращение ввоза комплектующих для иностранных систем, то конечные решения по защите внутреннего рынка и отечественных производителей должны быть не то чтобы коллективными, но должны быть системными и приниматься в формате межведомственных рабочих групп.

 Идею формирования реестра рекомендованного оборудования российского происхождения считаю своевременной. Любой хозяйствующий субъект имеет права знать, какого качества и какого производителя оборудование он приобретает. Кроме того, компании, включенные в такой реестр, будут заинтересованы в том, чтобы поставлять на рынок качественную продукцию.

О ПОДХОДАХ К РАБОТЕ

Я, как профессиональный «тушила», знаю – любой пожар можно не допустить. Например, за счет профилактики и своевременного надзора. 

В каждую тему я погружаюсь максимально глубоко. Как в погружениях, которыми занимаюсь много лет, задерживаю дыхание более чем на 6 минут. В академической сфере я «погрузился» до уровня кандидата технических наук. В новом назначении вижу такую же задачу – изучить тематику до мельчайших подробностей. И найти ответы на обустройство пожарного надзора в современных условиях.

В основе всего – принцип маятника. Вот он качнулся влево, его максимальная точка – это ЧП, пожар. Потом маятник пошел вправо, там тоже максимальная точка – происшествие. А период между крайними точками – это то время, когда мы должны предпринять действия. На законодательном, техническом, организационном уровнях. И делать это надо быстро. Потому что с каждым разом амплитуда маятника уменьшается. Анализируя всю законодательную базу не только в области пожарной безопасности, я вывел для себя закономерность, что от ЧП до ЧП при неразумном регулировании проходит три, максимум – четыре года.

 В 2016 году я ушел из МЧС и до 2020 года работал заместителем руководителя социально-ориентированной некоммерческой организации. Вернулся в структуру МЧС, потому что для меня любая другая работа не подходит, мозги «закисают». Я очень инициативный по характеру. Неравнодушный. Мне важно, что происходит с Госпожнадзором и с пожарной охраной вообще. Поэтому я снова здесь, в МЧС.

Справка:

Сергей Павлович Воронов

Родился 17.09.1965 г. в поселке Волга Некоузского района Ярославской области.

В 1986 г. после срочной службы в морских частях пограничных войск начал трудовую деятельность в пожарной охране в должности пожарного.

В 1992 г. окончил Санкт-Петербургскую Высшую пожарно-техническую школу МВД РФ.

В 2002 г. приступил к работе в центральном аппарате МЧС России в должности начальника отдела дознания и административной практики Управления государственного пожарного надзора Главного управления Государственной противопожарной службы.

В 2009 г. окончил Московскую государственную юридическую академию.

Дослужился до заместителя директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России.

В 2016 г. ушел на пенсию.

В 2020 г. вернулся в МЧС России на должность заместителя директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России в качестве государственного гражданского служащего.

Указом Президента Российской Федерации от 06.11.2023 № 815 назначен на должность директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России.

Кандидат технических наук. Имеет 20-летний опыт преподавания в АГПС МЧС России.


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4679 s
queries: 232 (0.0440 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.