Николай Шпигарев: «Господдержка – единственный путь быстрого и эффективного развития»
Николай Шпигарев, главный инженер ООО «ИВС-Сигналспецавтоматика», рассказал журналу RUБЕЖ о том, что необходимо возрождать НИИ и КБ и каким образом надо выводить отрасль электронно-компонентной базы из тупика.
– По вашему мнению, миллиард от государства – это много или мало?
Миллиард для одной компании с оборотом до 100 млн рублей в год – достаточно хорошая поддержка.
– На что бы потратили эти деньги?
Н. Шпигарев: Однозначно следует начать с закупки современного оборудования. Далее – часть средств вложить в исследования и разработку. Это очень важно, потому что главный недостаток отечественного производства – наличие продукции на старой 20–30-летней давности электронно-компонентной базе (ЭКБ). А для внедрения современной ЭКБ нужны вложения в исследования и разработку и современное оборудование. Задачу эту надо решать комплексно.
– Как вы считаете: нужна ли отрасли систем безопасности господдержка?
Н. Шпигарев: Нужна, но под контролем расходования средств по статье инновации. Современные отечественные компании, разрабатывающие системы безопасности, хорошо конкурируют между собой, фирм много, рынок довольно развит. Однако продукция этих фирм не всегда на должном уровне соответствует современным запросам по функционалу. Внедрение инновационных решений на современной элементной базе отлично справится с этой проблемой.
– Существует мнение, что деньги от государства получить очень сложно, а отчитаться еще сложнее. Пошли бы вы за господдержкой?
Н. Шпигарев: Однозначно да. Это единственный путь быстрого и эффективного развития. Деньги государства под малые проценты или без процентов под целевые задачи.
Посмотрим на экономику Китая: за 20 лет произошел бурный рост технологий и качества. Целевые вложения огромных средств государством дали свои плоды. Вспомним Сталинские 30-е годы индустриализации – яркий пример технологического прорыва страны. За нецелевое расходование средств – строгое судебное наказание с большими сроками.
– Какая сфера в отрасли более всего нуждается в поддержке государства?
Н. Шпигарев: Разумеется, научно-исследовательская, и именно на базе современного производства.
– Нужна ли господдержка отечественной ЭКБ?
Н. Шпигарев: Однозначно нужна. Только огромные государственные средства смогут спасти болотистое состояние в этой отрасли.
– Как следует возрождать отечественную ЭКБ и что для этого надо сделать?
Н. Шпигарев: необходимо возродить научно-производственный потенциал (профильные НИИ, КБ) на современном станочном парке. Искать и вкладывать в таланты – людей, которые сейчас растрачивают свою жизнь в жалких малых предприятиях. Находить талантливых, пытливых среди студентов и производить отбор из вузов на ранних стадиях обучения, ведь уже 1-й–2-й курс показывает кто есть кто.
– Некоторые эксперты считают, что 30 лет импорта убили нашу микроэлектронику и что на восстановление этой сферы уйдет очень много времени. Так ли это?
Н. Шпигарев: Да, это так, состояние современной элементной базы катастрофически плохое. Самый главный недостаток – это узость ассортимента и низкий объем производимой продукции, из-за чего у нас на отечественную ЭКБ высокие цены. Второй недостаток – малое количество современной базы: все чипы, дискретные элементы делаются на разработках и станочном парке советского периода.
– Что в первую очередь надо развивать в сфере ЭКБ, чего ждут рынок и отрасль?
Н. Шпигарев: Современные инновации и технологии требуют прежде всего современные мобильные программно-аппаратных решений на базе микроконтроллеров, микросхем программируемой логики, измерительных АЦП – ЦАП, дискретных элементов большого ассортимента в современных миниатюрных корпусах.
–Через сколько лет можно будет сказать, что отечественная ЭКБ «встала на ноги»?
Н. Шпигарев: Общее катастрофическое отставание современной элементной базы оцениваю в 30–35 лет. При правильном подходе для исправления ситуации необходимо не менее 10 лет. Необходимо разумно выводить нашу отрасль ЭКБ из тупика, сотрудничая и перенимая опыт Китая. На первых этапах нужно наполнять российский рынок ЭКБ, пока не возродятся отечественные институты, закупая производственные линии в Китае и других дружественных странах.