Николай Самойлов: «Такими темпами мы возродим ЭКБ через 150 лет»
Николай Самойлов, генеральный директор НПФ «Полисервис», рассказал журналу RUБЕЖ о том, что возможность возродить отечественную ЭКБ существует только у государства, как справлялся с этой задачей в советское время и почему нам надо растить поколения ученых и инженеров.
– Нужна ли господдержка отечественной электронной компонентной базе (ЭКБ)?
Николай Самойлов: Безусловно! Господдержка нужна обязательно, и на постоянной основе. Нигде в мире компонентную базу без госфинансирования не развивают. И у нас богатая история и огромный опыт развития ЭКБ со времен Советского Союза.
С микроэлектроникой в СССР все это происходило ясно и просто: министерство электронной промышленности было самым крупным, этакое государство в государстве. Оно имело собственные учебные заведения, в том числе – МФТИ и Московский институт электронной техники. Много научно-исследовательских отраслевых институтов, каждый из которых занимался своим узким направлением. На это выделялось громадное финансирование. И у советской микроэлектроники практически все получалось. Компонентная база фактически полностью обеспечивала военно-промышленный комплекс и сферу бытовой техники.
Конечно, отставание от мирового сообщества было: все-таки мировые разработки все были сделаны при помощи консолидированных усилий многих богатых стран, и эти усилия приносили плоды. Но у Союза отставание было лет 5–7, а не как сейчас – около 30.
Был в советское время небольшой завод в Выборге, который относился к министерству электронной промышленности, он делал электронные микроскопы. Вы можете сейчас представить разработку и производство их в России? Даже вообразить сложно, как сейчас возможно произвести у нас электронный микроскоп.
– Как, на ваш взгляд, следует возрождать отечественную ЭКБ? Что для этого надо сделать? Н. Самойлов: Без государства эта отрасль не сможет развиться. Чтобы запустить процесс возрождения ЭКБ, нужна воля государства, без этого – никак. Бизнес в одиночку не справится. Потому что нет у нас такого бизнеса, который мог хотя бы понять, осознать, что и как нужно делать. Необходимо разработать действительно стратегические планы: на 20–30 лет вперед, а не как сейчас в бизнесе – 2–3 года, максимум – 5 лет. Надо обучать людей, растить поколения новых ученых и инженеров. А это – время и деньги, причем огромные, ими обладает только государство.
– Что в первую очередь надо выпустить в массовое серийное производство? Чего ждут рынок и отрасль?
Н. Самойлов: Требуется все! И аналоговые микросхемы, и операционные усилители, источники питания, цифровые, микропроцессоры – и простые и армо. Необходимо абсолютно все, от простой до сложной ЭКБ.
– Некоторые эксперты считают, что 30 лет импорта убили нашу микроэлектронику и что на восстановление этой сферы уйдет очень много времени. Так ли это?
Н. Самойлов: Да, можно сказать, что наша ЭКБ практически полностью «убита». А что касается восстановления, то такими темпами, как сейчас, думаю, нам лет 150–200 потребуется. Сейчас все очень медленно происходит. По сравнению с тем, какие усилия вкладывал СССР в развитие электронной техники (хотя в те времена микроэлектроника не была приоритетом – мы ракеты запускали, спутники, не поняли немного тенденции). Но по сравнению с тем, какие усилия прилагала страна в то время, и сейчас – это просто небо и земля. Несоизмеримо.