Алексей Фадеев
Исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, доктор экономических наук
Алексей Фадеев: «Технологический суверенитет достигается только при господдержке»
Алексей Фадеев, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, доктор экономических наук, участник Конгресса Neft 4.0, рассказал журналу RUБEЖ, почему господдержка – обязательное условие для развития отечественных технологий и как можно в обозримом будущем восстановить отечественную электронную компонентную базу.
– По вашему мнению, миллиард от государства – это много или мало?
Алексей Фадеев: Такая сумма не решит глобальных задач импортозамещения, но этого достаточно, чтобы начать реализацию выпуска пилотных партий ранее импортозаисимой продукции. Например, с 2014 года Минэнерго в сотрудничестве с Минпромторгом, другими федеральными органами исполнительной власти и компаниями ТЭК ведет работу по снижению зависимости отечественного топливно-энергетического комплекса от импортного оборудования, технологий и материалов. Общий объем господдержки программ импортозамещения составил миллиарды рублей, что привело к созданию в России принципиально новых технико-технологических решений, позволивших полностью уйти от импортозависимости в ряде сегментов.
– Во что сейчас необходимо инвестировать госсредства?
А. Фадеев: На мой взгляд, наиболее эффективное вложение для производителей и поставщиков технологий – инвестиции в переоснащение оборудования для выпуска пилотных партий ранее импортозависимой продукции в соответствии с техническим заданием заказчика (энергетических компаний) и с актуальными системами стандартизации в нефтегазовой отрасли (прежде всего со стандартами АНО «Института нефтегазовых технологических инициатив»).
– Как вы считаете: нужна ли отрасли систем безопасности господдержка и почему?
А. Фадеев: Однозначно нужна. Достижение технологического суверенитета – стратегическая задача для Российской Федерации, решение которой требует консолидации усилий на всех уровнях управления. Импортозамещение – сфера, которая не может определяться одними лишь законами рыночной экономики. И опыт ряда государств, которые принято считать развитыми с технологической точки зрения (например, Норвегия), красноречиво свидетельствует о значительной роли государства в вопросах технологического развития энергетических компаний, а также производителей оборудования и поставщиков технологий.
– Существует мнение, что деньги от государства получить очень сложно, а отчитаться еще сложнее. Пошли бы вы за господдержкой?
А. Фадеев: На мой взгляд, нужно с пониманием относиться к тому, что выделение средств со стороны государства всегда сопряжено с рядом бюрократических процедур. Но стоит отметить, что сейчас они существенно оптимизированы по принципу «единого окна». Поэтому я однозначно выступаю за господдержку.
– Какая сфера в отрасли более всего нуждается в госфинансировании?
А. Фадеев: Безусловно, промышленность. Помимо прямого участия в реализации программ импортозамещения (порядка 80% работ приходится на промышленные компании) именно она создает основной прирост ВВП страны и определяет технический уровень развития других отраслей народного хозяйства. Эффективная реализация проектов импортозамещения требует от науки и производства создания принципиально новых технико-технологических решений, которые по своей сложности часто сопоставимы с технологиями для космической отрасли. Поэтому основные меры поддержки должны быть сосредоточены именно здесь.
– Нужна ли господдержка отечественной ЭКБ? Некоторые эксперты считают, что 30 лет импорта убили нашу микроэлектронику, и на ее восстановление уйдет очень много времени. Как вы считаете, сколько?
А. Фадеев: Госфинансирование ЭКБ необходимо. Ситуация с электронной компонентной базой сейчас одна из наиболее сложных в контексте реализации программ импортозамещения. По сути, речь идет о создании новых производств. Наиболее перспективный путь в этом направлении – технологическое партнерство с азиатскими странами, которое необходимо организовать в интересах Российской Федерации. Прежде всего это – локализация совместных производств на территории РФ, а также закрепление прав России на интеллектуальную собственность на все создаваемые технологические решения в рамках проводимых НИОКР.
Если правильно организовать промышленную политику, то в течение 5–7 лет можно будет увидеть первые осязаемые результаты такой работы.